Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
26 декабря, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Третья попытка — точное попадание

5 декабря директору Приморской государственной публичной библиотеки им. М. Горького (ПГПБ им. М. Горького), журналисту Александру Брюханову было присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации".

Как указано в наградных документах, "за заслуги в области культуры, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную работу".
Между тем, 65-летний виновник торжества уже больше десяти лет не имеет никакого отношения ни к радио, ни к телевидению, разве что как телезритель. Он стоит у руля "горьковки", с которой ПРО СМР связывают добрые отношения по линии общественной работы и пропаганде отечественного машиностроения.  Можно сказать, что официальное признание его вклада в культуру Приморья несколько запоздало. Единицы знают о том,  что это звание Александр Брюханов получил с третьей попытки.

Критики той эпохи

— Первые попытки оформить это звание делались в 80-х годах. Но всякий раз возникали проблемы, связанные с моей работой. Людей, которые тогда стояли у руля края и, прежде всего, губернатора Приморья Евгения Наздратенко и начальника управления культуры края Виталия Хрипченко, не устраивала моя профессиональная деятельность. Потому что я был не из тех, кто обслуживал местную власть. Я получил это звание сегодня потому, что в крае изменилась политическая ситуация. Поэтому возникла объективная оценка моего труда, — рассказал "ПП"  Александр Брюханов.

— Нас, награжденных, было несколько человек из Приморского края. Мы были представителями разных специальностей. Я получал награду в Хабаровске, из рук полпреда Юрия Трутнева. И мне очень приятно, что в формулировке в наградном листе, было сказано "за вклад в развитие телерадиовещания Приморского края". Можно сказать, что эта награда — за вклад в российское телерадиовещание, потому что наша работа в Приморском крае — часть нашей общей профессиональной работы в стране. Вот это мне было приятно. Да, сегодня я директор краевой библиотеки. Так сложились моя судьба. Но по образованию и по профессии я — журналист. И все самое значительное в моей жизни связано с той порой, когда я работал на приморском радио.
…В 90-е годы прошлого века имя Александра Брюханова, точнее, его голос был знаком едва ли не каждому жителю Приморья. Тридцать лет своей жизни он посвятил Приморскому краевому комитету по телевидению и радиовещанию, где сначала работал журналистом, а завершил карьеру в этой организации главным редактором художественного вещания ТГТРК "Владивосток". Признанием у слушателей пользовались циклы его передач "Театральный час", очерки о людях Приморья "Земля у океана". Десять лет выходила в эфир его передача "Вечера за чтением дальневосточной прозы". Супер раскрученной, как бы сейчас сказали, была его программа "Популярное время", отражавшая культурные, социальные и экономические проблемы Приморья.  
— Те, кто сплотился вокруг "Популярного времени", кто делал эту программу, давал слушателям объективную информацию, хотя делать это было очень сложно. Заканчивалось время Евгения Наздратенко. И мы этой эпохе не аплодировали, мы были критиками этой эпохи. И я нисколько не жалею, что не получил из рук Евгения Наздратенко никаких наград. В том числе, это почетное звание. Поэтому хорошо, что так получилось, — говорит Александр Брюханов.

Не хочу в Москву…

За годы работы на приморском радио Александр Брюханов записал несколько десятков, если не сотен, радиопередач. И ни одну из них после выхода в эфир не размагничивал, как это обычно делали на радио в целях экономии пленки. Так постепенно сформировался уникальный архив голосов людей из времен страны Советов и "лихих 90-х годов". Многие из героев его радиопередач уже ушли из жизни, но голоса их остались. Например, в его домашнем архиве сохранилась запись литературного вечера, который провел во Владивостоке великий русский писатель Виктор Астафьев. 

— Потом были разборки в краевом комитете партии. Организаторам этого вечера и приезда Виктора Петровича во Владивосток, руководству Добровольного общества  любителей книги, было выдано по первое число. Такие были тогда времена. Эта передача пролежала у меня почти десять лет, пока не увидела свет во время перестройки. Такая же участь была у передачи с Маргаритой Тереховой. Она называлась "Маргарита Мастера Андрея Тарковского", — говорит Александр Брюханов.      

…Но у него был затяжной роман не только с радио. В свое время Брюханов создал на телеканале "ТВЦ-Лица" программы "Берега памяти" и "Досье на Вас". Прошли годы, давно уже нет этого телеканала, но телезрители до сих пор помнят эти передачи, показывающие  жизнь нашего местного культурного бомонда. Сегодня автор "Досье на Вас" признается, что его проект был "дочерним" предприятием, точнее, неким производным от суперпопулярного телепроекта "Досье на звезд". Также, кстати, канувшего в Лету. 

— Сравнительный момент здесь был очень важен. Вот — заезжая знаменитость, а  вот — наша, между прочим, мало чем уступающая заезжей. Если это, конечно, не Валерий Золотухин или Ирина Купченко. Просто возможности у них — разные! Там — центральное ТВ, сериальное кино и знаковые режиссеры вроде Кирилла Серебренникова или Владимира Мирзоева. Как горько когда-то резюмировал герой одного из "Досье", обладатель всевозможных международных гран-при, наш замечательный тенор Эдуард Семенов: "Во Владивостоке вокальной  карьеры не сделаешь!". Но только ли вокальной? А писательской? Театроведческой? Телевизионной, наконец? — спрашивает меня Александр Брюханов. И я осознаю, что мы поменялись ролями. Ну, что тут скажешь, профессионализм годам не подвластен.   

— Мне кажется, что для вас, отлученного властью от радио, "Досье…" было своеобразным продолжением карьеры.   

— Ничего подобного! Карьеру надо делать, пока ты молод. В моем случае это была просто работа. Хотя возможности, разумеется, открывались. Во время мхатовских гастролей во Владивостоке я записывал Ирину Мирошниченко, звезду фильмов Андрея Кончаловского, Николая  Губенко и Витаутаса Желакявичуса. Надо признать, я не самым лучшим образом провел тогда интервью. И вдруг получаю от нее предложение, во-первых, снять о ней сериальную передачу для канала "Культура". Во-вторых, написать книгу о ее жизни! Что ты на это скажешь?

— Наверное, это шанс! Надо было соглашаться, не раздумывая! 

— А я подумал  и понял, что это не для  меня! Мое время ушло. Вот если бы это случилось лет 20-25 назад, я бы тогда долго не раздумывал! Кстати, в одном телефонном разговоре со мной Ирина Купченко сказала, что хотела бы жить на Востоке и что ей очень нравится Владивосток.

— Вы можете себе представить Купченко, работающую в нашем театре? Я — нет!

— Я — тоже. Я думаю, что у нас она не была бы актрисой с большой буквы. Нынешний театр для нее — какое-то добровольное мученичество! Тем более, театр, в котором предпочтение отдается мало что умеющим! Но это — отдельная тема.

— У вас никогда не возникало желание уехать из Приморья? Например, в Москву?

— У меня была возможность работать в Москве, на радиостанции "Юность", в отделе эстетических программ. Меня туда звали. Но я не считал нужным уезжать из Приморья. У меня на это были причины, о которых я не хочу сегодня говорить. Во-вторых, я не считал себя обделенным. Я понимал, что в Москве у меня будет гораздо меньше возможностей, чем здесь. Как ни странно, во Владивостоке мне было интересней работать по профессии, чем в Москве, несмотря на все ее прекрасные возможности. Мне эти возможности давал Владивосток, а не Москва. В Москве я был бы одним из многих.

«Прогресс Приморья», № 51 (263) от 26.12.2013 г.

Сергей Кожин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно