Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
01 сентября, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Владивосток — Хабаровск

Продолжение. Начало в № 30

Ваш покорный слуга, размышляя над темой сегодняшнего облика дальневосточного соседа Хабаровска, заметил значительные изменения сразу по прибытии поезда.

Как и Владивосток, он за последние годы претерпел значительные изменения. Это последствия правильной политики государства, когда центральная Россия стала прирастать Сибирью и Дальним Востоком. Да, в городе, где довелось некогда учиться, изменилось многое, особенно в его облике. Но неизменным осталось одно — трамвайные пути. По-прежнему звон трамваев слышен далеко окрест. Линия соединяет железнодорожный вокзал с Южным и Северным микрорайонами. Это немалые расстояния. Другой вид транспорта — троллейбус. Если вы не спешите в аэропорт, то смело садитесь именно на этот электрический транспорт. Есть гарантия, что к регистрации вашего билета на нужный авиарейс непременно успеете. Если спешите, садитесь на автобус, он доставит вас в нужное место, но чуть быстрей. В случае угрозы опоздания вызывайте такси. Впрочем, отправление самолётов — прерогатива исключительно "большого" аэропорта. Ваш покорный слуга по старой памяти прибыл в "малый" аэропорт. Это совсем рядом. И каково было удивление, когда взору предстало пустое взлётное поле, отсутствие пассажиров, и единственное, что порадовало, — два установленных на постаментах памятника: "аннушке" и работяге-вертолёту. Помнится, на лётном поле "малого" порта было тесно от наличия действующих двукрылых Ан-2, Л-410, других воздушных машин. Местные авиалинии не знали проблем с отправкой и доставкой пассажиров в отдалённые районы края. Вмешаться в ход событий могла лишь погода. Сегодня звенящая, как говорят в таких случаях, тишина, и если "аннушки" — это история, то "элки" ещё худо-бедно летают, но уже с "большого". Вот только цены кусаются. "Да уж", — сказал бы литературный персонаж "Двенадцати стульев", если бы столкнулся с таким положением дел. Можно, конечно, добраться в нужный пункт и по реке Амур, но придётся набраться терпения, путь предстоит долгий и не всегда лёгкий. И когда все приключения позади, остаются лишь дорожные воспоминания.

Если же вы никуда не спешите, то город в вашем распоряжении, например, в Индустриальном районе вы непременно прогуляетесь в парке имени Гагарина, зайдёте в Институт культуры, заглянете в Хабаровский государственный гуманитарно-педагогический колледж, который носит имя Героя Советского Союза Дмитрия Калараша. Сегодня он соседствует с прекрасным стадионом "Юность", а в начале 70-х годов прошлого столетия располагался неподалёку от Института культуры. Тогда это было педагогическое училище, где готовили воспитателей для детских дошкольных учреждений, музыкальных работников и преподавателей физического воспитания. Его выпускники были востребованы всегда и везде. Их, впрочем, охотно принимали в педагогические институты края. Теперь учебное заведение стало колледжем. На "лобном месте" — фасаде здания — установлена мемориальная доска с портретом выпускника тогда ещё техникума Дмитрия Калараша, ставшего позже военным лётчиком, а затем и Героем Советского Союза. Вот о чём гласит надпись: "В Хабаровском педагогическом техникуме в 1926-1929 гг. учился Дмитрий Леонтьевич Калараш. В 1942 году лётчику за мужество и отвагу, проявленные в период Великой Отечественной войны, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза". Как сказали мне студенты, проходившие мимо, здесь всегда лежат красные гвоздики как символ памяти о доблестном выпускнике. Впрочем, моё посещение колледжа совпало с подготовкой к большому событию — Дню окончания Второй мировой войны, завершившейся именно на Дальнем Востоке. Стоит отметить, что учебное заведение под стать своему герою-выпускнику держит марку, планку не опускает, всегда чтит и помнит своих воспитанников. Об этом говорят многочисленные стенды музея. Не каждый колледж может похвастаться таким музеем, а здесь он есть. Одно из старейших средних специальных учебных заведений Дальнего Востока — Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Хабаровский педагогический колледж" удостоено звания лауреата всероссийского конкурса и награждено Золотой медалью в номинации "100 лучших образовательных учреждений среднего профессионального образования России". Директор колледжа Геннадий Михайлович Гостев награжден почетным знаком "Директор года-2010" (г. Санкт-Петербург, 2010). В Хабаровском педагогическом колледже получен значительный опыт инновационного развития, позволяющий реализовывать подготовку по специальностям педагогического и гуманитарного направления. Ежегодно по результатам итоговой государственной аттестации четверть выпускников получают дипломы с отличием, что дает им возможность гарантированного трудоустройства в учебных заведениях края. В союзе с работодателями и социальными партнерами успешно внедряются идеи непрерывного профессионального образования, ежегодно не менее 20 % выпускников получают высшее и послевузовское образование.

За более чем 90-летний период подготовлено более шести тысяч учителей начальных классов, более трехсот учителей физического воспитания, около четырех тысяч воспитателей дошкольных образовательных учреждений, более полутора тысяч учителей музыки, около четырехсот учителей иностранного языка. Всего выпущено более тринадцати тысяч молодых специалистов для системы образования края. Выпускники успешно применяют приобретенные в колледже компетенции на практике, добиваясь высоких результатов профессионального роста. Например, выпускник 2004 года Александр Шадрин прошел путь от учителя начальных классов до главы муниципального образования с. Мичуринское Хабаровского края; выпускница 2000 года Анна Выдря участвовала в конкурсе "Учитель года-2006", а в 2009 году стала победителем приоритетного национального проекта "Образование"; выпускница колледжа Наталья Емельянова, получив высшее образование, победила в краевом конкурсе "Учитель года-2010". Они — достойные продолжатели достижений выпускников прошлого.

Особое внимание руководством образовательного учреждения уделяется обновлению содержания и технологий образования, модернизации материально-технической базы, созданию условий для инновационного развития. На базе колледжа с 2007 года работают краевые экспериментальные площадки, научно-исследовательская лаборатория, студенческое научное общество, осуществляется подготовка диссертационных исследований. Результатом инновационной и научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива явилась систематизация и издание материалов эксперимента, подготовлена программа повышения квалификации педагогов, разработана модель социального партнерства, реализован проект "Солнечное настроение" по внедрению здоровьесберегающих технологий в питании. Оборудованы современной компьютерной техникой учебные аудитории, информационно-методический и издательский центры, проведен ремонт и реконструкция спортивного, тренажерного, актового залов и столовой колледжа, имеется благоустроенное общежитие и собственный автопарк. Стабильно в течение нескольких лет в колледже действуют известные в крае творческие музыкальные коллективы, свои журналистские таланты студенты реализуют в издающейся с 2000 года газете "Вместе", с 2005 года — в радиостудии "Вовремя" и созданной в 2007 году видеостудии "Старт". Образовательный процесс осуществляют высококвалифицированные педагоги, 78 % из них имеют высшую и первую квалификационные категории, 11 % — ученые степени кандидатов наук, 55 % награждены государственными и отраслевыми наградами. Обновленная временем и усилиями творческих заинтересованных людей система образовательно-развивающего пространства колледжа предоставляет возможность получения качественного среднего профессионального образования населению Хабаровского края. В мае 2014 года медиа-музей "Педагогический колледж: вчера, сегодня, завтра" признан по итогам городского смотра-конкурса "Лучшим хранителем истории" в Хабаровске.

Подведение итогов смотра-конкурса на звание "Лучший хранитель истории" традиционно прошло в преддверии Дня города. В числе участников были ведущие предприятия, учреждения и организации краевой столицы, бережно относящиеся к своему наследию и истории, а также хранители частных архивов.

Хабаровский педагогический колледж представил на конкурс обновленный и реконструированный к юбилею колледжа в 2013 году медиа-музей, современная концепция которого заключается в обеспечении доступности и открытости всех архивных материалов путем их оцифровки и подачи в удобной и интересной форме.

Специальной комиссии от администрации города были показаны созданные на основе хранящихся в музее исторических материалов видеофильмы, рассказывающие о выпускнике колледжа, Герое Советского Союза Дмитрии Леонтьевиче Калараше, создании студентами тогда еще Хабаровского педагогического техникума памятника участникам Волочаевской битвы на сопке Июнь-Корань, презентационный ролик колледжа, выпущенный к его 90-летию, и другие.

Комиссия высоко оценила проделанную работу. Мэр города Хабаровска Александр Николаевич Соколов на церемонии награждения торжественно вручил директору колледжа Г.М. Гостеву диплом за содействие в сохранении исторического наследия и за оборудование музея, а медиа-музей колледжа впервые был удостоен звания "Лучший хранитель истории", получив специально созданный для конкурса знак, на стилизованном пере которого, олицетворяющем один из способов сохранения истории, изображены Ерофей Хабаров и Яков Дьяченко. В центре знака расположены часы, напоминающие о ходе времени.

Полученные награды размещены в специально созданной для них витрине медиа-музея колледжа и доступны для посетителей.

Важным этапом в установлении дружеских связей с музеями города и края стала передача директору Краевого краеведческого музея имени Гродекова Николаю Ивановичу Рубану исторических видеофильмов, снятых колледжем по материалам собственных музейных архивов, — "О выпускнике колледжа, Герое Великой Отечественной войны Д.Л. Калараше" и "История возникновения памятника на сопке Июнь-Корань".

– Я рад, что реализация концепции медиа-музея приносит практические результаты, — поделился директор колледжа Геннадий Михайлович Гостев, — и материал, подготовленный его сотрудниками, стал важным и интересным для размещения в Гродековском музее. Надеюсь, это станет первым шагом к плодотворному сотрудничеству. Для медиа-музея и всего колледжа это действительно исторический момент.

В 2016 году медиа-музею исполняется 34 года. Он был организован в 1982 году как комната Боевой Славы. Ее открытию способствовала активная работа группы "Поиск" под руководством преподавателя военно-начальной подготовки Василия Александровича Сысоева, подполковника в отставке, участника Великой Отечественной войны.

Придя в педагогическое училище в 1973 году, Александр Васильевич Сысоев обратил внимание на небольшой деревянный планшет, помещенный на стене, где была фотография Героя Советского Союза Д.Л. Калараша, кратко описан его подвиг и надпись о том, что Калараш окончил Хабаровское педагогическое училище. Больше никаких сведений о герое не было.

Василий Александрович решил написать в Москву в архив Министерства обороны СССР с просьбой сообщить сведения о боевом пути Дмитрия Калараша. В то же время он послал запросы в "Учительскую газету" и "Советский патриот", печатный орган ДОСААФ. "Учительскую газету" читали преподаватели, и был шанс, что откликнутся бывшие однокурсники Калараша, а "Советский патриот" выписывали ветераны войны, которые тоже могли помочь в розыске.

Так оно и получилось. Нашлись и откликнулись выпускники, ветераны, сослуживцы Дмитрия. Это они помогли восстановить страницы славной жизни героя. В 1974 году Сысоевым было принято решение создать в педагогическом колледже группу "Поиск", задачами которой были сбор информации о герое Великой Отечественной войны Калараше и поддержание связей с ветеранами.

Благодаря активной работе Василия Александровича в день 40-летия со дня гибели летчика-аса в 1982 году на базе педагогического училища открылась комната Боевой Славы, посвященная Герою Советского Союза Дмитрию Каларашу.

Работа по развитию музея продолжалась постоянно, накапливался материал не только о боевом пути Дмитрия Леонтьевича Калараша, но и об истории самого педагогического училища. И в 1990 году Василий Александрович Сысоев начал подготовку комнаты Боевой Славы к реорганизации ее в музей истории Хабаровского педагогического училища. В 1991 году процесс был завершен. А в 2013 году, на 90-летие Хабаровского педагогического колледжа, музей истории поменял концепцию, став более доступным и удобным для студентов и гостей колледжа, и был реорганизован в медиа-музей, работа над развитием которого не прекращается и сегодня.

В современном медиа-музее полностью отражена славная 90-летняя история Хабаровского педагогического колледжа, богатая многими событиями, и сейчас ее продолжает писать сегодняшнее поколение. Современные стенды вместили 90-летнюю историю развития колледжа, 4 стенда экспозиции посвящены истории создания педагогического техникума 1923-1937 гг., 8 стендов экспозиции раскрывают период работы педагогического училища 1937-1993 гг. Впрочем, что-то похожее довелось наблюдать в Судостроительном колледже во Владивостоке, где прошлое и настоящее неразрывно связаны, и, к примеру, о победе на Олимпийских играх в Токио выпускника Степана Ощепкова новое поколение будущих судостроителей знает и перенимает только его лучшие качества: целеустремлённость, трудолюбие, волю, умение мыслить, не пасовать перед трудностями.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 31 (395) от 01.09.2016 г.

Сергей Юдинцев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно