Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 февраля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Владивостокский отряд крейсеров

Во Владивостоке Академический театр имени Максима Горького показал спектакль "Крейсера", поставленный по одноимённому роману писателя Валентина Пикуля.

В постановке задействованы народные артисты России А. Славский, В. Сергияков, заслуженные артисты России: Н. Тимошенко, А. Запорожец, С. Миллер, Е. Вейгель, Е. Горенко, С. Салахутдинова, Н. Музыковская, артисты: В. Запорожец, Д. Самотолкин, В. Яскин, К. Суворин, Б. Белебезьев, Л. Смагин, А. Белоконь, Д. Неделько, М. Марченко, С. Симоненко, С. Коврижных, И. Кулешова и другие. В спектакле заняты студенты театрального факультета ДВГАИ, учащиеся хореографического отделения Школы искусств г. Владивостока. Режиссёр театральной постановки — народный артист России Ефим Звеняцкий. Художник — Александр Липовских (г. Санкт-Петербург), музыкальный руководитель — Вячеслав Стародубцев (г. Москва). Забегая вперёд, следует сказать, что спектакль не похож на многие другие постановки Ефима Звеняцкого. И в первую очередь, наверное, тем, что напряжение войны 1904-1905 годов отчётливо ощущается на сцене от начала и до конца. Придаёт достоверности как военная мода того времени (мундиры, эполеты, фуражки, личное оружие), так и женские наряды (длинные платья, шляпы, другая повседневная атрибутика). Поставлен спектакль по мотивам исторического романа Валентина Пикуля "Крейсера". Время событий произведения — Русско-японская война 27 января (9 февраля) 1904 г. — 23 августа (5 сентября) 1905 г., а также несколько лет до и после войны. Место действия — Владивосток, показаны события в Порт-Артуре, частично в самой Японии. Главный герой романа — Сергей Николаевич Панафидин — служит мичманом на крейсере "Богатырь", но перед самым началом войны переводится на "Рюрик". Он влюблен в местную кокетку Вию Францевну Парчевскую, за которой ухаживает однокурсник Панафидина Игорь Житецкий. Именно Житецкий становится антиподом главного героя. Трусоватый, склонный к карьеризму, Житецкий всеми силами подлизывается к начальству, надеясь на особые привилегии. Панафидин волею случая обзаводится верным другом, матросом Шаламовым, который, будучи нетрезвым, напал на Панафидина, когда тот пытался его успокоить. Но Панафидин не выдает матроса начальству. Шаламов боготворит Панафидина, всячески стараясь ему помочь. В это время без объявления войны Япония нападает на Россию, ее первостепенные задачи — захватить Владивосток и Порт-Артур. 1-я Тихоокеанская эскадра заперта японскими кораблями около Порт-Артура, оборону Владивостока держат лишь три крейсера: "Рюрик", "Россия" и "Громобой". Несмотря на несогласованность военных действий, очевидный технический перевес японских кораблей, сопротивление продолжается.

Из всего русского флота лишь крейсерский отряд Владивостока ("Россия", "Громобой", "Рюрик") сохраняет свободу действий и за первые 6 месяцев войны несколько раз переходит в наступление против японского флота.

Контр-адмирал Витгефт в Порт-Артуре принимает решение прорываться к Владивостоку, из которого ему навстречу выдвигается Владивостокская эскадра. Попытка прорыва во Владивосток проваливается. Владивостокские крейсера обнаружены и атакованы эскадрой японского адмирала Камимуры. "Рюрик", на котором служит Панафидин, получает серьёзные повреждения, корабль лишен управления. По приказу адмирала Иессена "Россия" и "Громобой" неоднократно предпринимали попытки прикрыть крейсер, оттеснить японские корабли от "Рюрика" и отвлечь огонь на себя, но в результате под сильным огнём японцев, с большими повреждениями и жертвами среди членов команд, были вынуждены уйти от места боя. Погибает практически вся команда корабля, в том числе и каперанг Трусов — командир "Рюрика". На глазах Панафидина умирает его кузен Плазовский. "Рюрик" тонет, главный герой с остатками выжившей команды попадает в плен к японцам. Находясь в неволе, Панафидин узнает, что Порт-Артур сдан японцам. Панафидин вместе с выжившим Шаламовым готовятся к побегу. Несмотря на нормальные условия содержания, все пленники рвутся на Родину. Побег главного героя не удаётся, уже ближе к границе его и Шаламова арестовывают японцы. На этот раз условия жизни в плену ужасные: Панафидин содержится в тюрьме как преступник. Но спустя почти год ему снова удаётся бежать, он навсегда расстается с Шаламовым. Прибыв в Россию, Панафидин понимает, что он никому не нужен. Российский флот в кризисе, в командах нет вакансий. Доходит до того, что Панафидину ставят в вину его побег из плена. С трудом Панафидин находит вакантное место в команде подлодки, на которых служили в то время лишь самые отчаянные моряки, ибо подлодки имели малую степень надежности, порой тонули, но другого выбора у главного героя нет. Панафидин впадает в депрессию, ему невыносимо, что он никому не нужен, что Отечество больше не нуждается в нём. Ему отказывают в получении ордена Святого Владимира с мечами. На улице он встречает Житецкого и видит на нём тот самый орден Владимира. Панафидин вспоминает, как ещё в начале войны его фамилия была зачеркнута в списках на награждение. А вместо него был вписан Житецкий. И вот сейчас он понимает: ему, всю войну сражавшемуся с врагами и выдержавшему все тяготы плена, не дали ничего, а штабник Житецкий, ни разу не вступивший на палубу корабля во время войны, получает этот почетный орден. Панафидин не выдерживает и срывает орден с мундира Житецкого со словами: "Ты не имеешь права их носить". Утром в комнату Панафидина является секундант Житецкого и говорит, что он вызван на дуэль. Впрочем, дуэли в то время были запрещены. Первый выстрел производит Житецкий, Панафидин стоит ещё минуту и падает. В кармане его мундира нашли выписку из какой-то книги: "Россия безразлична к жизни человека и к течению времени. Она безмолвна. Она вечна. Она несокрушима…"

В конце книги говорится, что могила Панафидина была заброшена, а потом и вовсе утеряна.

Конечно, мичман Панафидин, как практически все герои Пикуля, имеет своего реального прототипа, но очень много в нём и черт юноши, которому так хотелось стать морским офицером и который прожил эту морскую жизнь только на страницах "Крейсеров". Это, так сказать, литературная часть материала. Если обратиться к истории, то будет уместным привести некоторые данные о создании Владивостокского отряда. Это был самостоятельный крейсерский отряд с базой во Владивостоке, выделен перед войной 1904-1905 годов из Тихоокеанской эскадры. Во время боевых действий должен был отвлекать на себя часть сил японского флота, занимаясь крейсерскими операциями на морских коммуникациях Японии. Корабельный состав и официальное название отряда менялись неоднократно. Во время Русско-японской войны в отряд, первоначально носивший название "Отряд крейсеров эскадры Тихого океана", входили крейсера "Россия", "Рюрик", "Громобой", "Богатырь" и пароход Доброфлота "Херсон", переименованный в вспомогательный крейсер "Лена". С началом войны отряд вступил в боевые действия. 29 января был потоплен первый пароход неприятеля. Особо активно отряд стал действовать после 24 февраля 1904 года, когда командование принял контр-адмирал К.П. Йессен. Крейсера атаковали порт Гензан, выходили в боевые походы к берегам Кореи и Японии, перехватывали и топили транспорты неприятеля. Ряд английских пароходов с военной контрабандой были захвачены в качестве приза и отбуксированы во Владивосток. Командование японских ВМС вынуждено было держать в Японском море эскадру контр-адмирала Какимуры, а для отправки грузов в Корею и Маньчжурию использовать свои восточные порты. Оттуда транспорты шли безопасным, но длинным южным путём. Летом "Россия", "Рюрик" и "Громобой", когда "Богатырь" потерпел 2 мая навигационную аварию и находился в ремонте, совершили через Сангарский пролив шестнадцатидневный рейд к восточным берегам Японии, вызвав беспокойство на торговых путях островного государства. 30 июля 1904 года отряд получил приказ выйти в корейский пролив навстречу Порт-Артурской эскадре, которая должна была идти на прорыв во Владивосток. Утром 1 августа произошла встреча крейсеров с кораблями неприятеля. В начале боя у "Рюрика" снарядами разбило рулевой привод и заклинило руль. Семь крейсеров неприятеля сосредоточили огонь по "Рюрику". "Россия" и "Громобой" пытались отвлечь на себя огонь японской эскадры, давая возможность "Рюрику" исправить повреждения. Однако огонь не прекращался. Пять часов экипаж русского крейсера стойко держался, но на исходе пятого часа боя "Рюрик" получил тяжёлые повреждения. Командование приняло решение затопить корабль, чтобы не достаться неприятелю. Получившие повреждения "Россия" и "Громобой" долгое время находились в ремонте. После боя 1 августа боевые действия отряда крейсеров были сведены на нет. 11 ноября 1905 года во время плавания "России", "Богатыря" и "Громобоя" у берегов Сахалина корабли получили приказ: не заходя во Владивосток, немедленно возвращаться в Балтику. Это было связано с революционными выступлениями в городе. 30 марта по прибытии в Либаву отряд расформировали.

Стоит сказать, что после просмотра спектакля довелось испытать чувство, которое называют патриотическим духом. Моряки, отправляясь в боевой поход, уходят на верную смерть и понимают, что возврата может и не быть. Тем не менее ни один не дрогнул, стоял до последнего, а если и попадал в плен, то вёл себя как подобает русскому моряку, принявшему присягу на верность царю и Отечеству. И не его вина в том, что противник выиграл этот бой. Он выполнял команды вышестоящего начальства, он выполнял приказ. И то, что японское командование высоко ценило патриотизм наших моряков, не вымысел и не легенда. Осталось множество документов о том, как геройски сражались моряки-тихоокеанцы в период Русско-японской войны. И те герои, которые нашли свой конец в Порт-Артуре, были похоронены по приказу всё того же японского командования с почестями, а родственникам некоторых были отправлены письма в Россию с описанием подвига. Вовсе не случайно многие участники той войны позже получили Георгиевские кресты разных степеней, и потомки до сих пор склоняют голову в память о них. Они совершенно не виноваты в том, что порой пушки не стреляли, а снаряды падали в воду, не достигая кораблей неприятеля. Впрочем, о некоторых причинах неготовности России к той войне рассказал В.М. Шукшин.

Имя Василия Макаровича Шукшина хорошо известно по художественным кинолентам "Живёт такой парень", "Печки-лавочки", "Калина красная", в которых он и сценарист, и режиссёр, и актёр. Последний фильм с его участием "Они сражались за Родину", снятый по роману писателя Михаила Шолохова, вписан золотыми буквами в скрижали нашего кинематографа. Но талант Шукшина сверкал и другими гранями, он писал прозу. Особо ему удавались рассказы, которые были включены составителями в шукшинские сборники. Его герои практически всегда выходцы из сельской местности, проще сказать — из отдалённых деревень, большей частью его земляки — алтайцы. Он вырос среди них, хорошо знал непростой быт этих людей, владел местными диалектами и говорами. Срочную служил на Черноморском флоте, поэтому трепетно относился к военному поколению, особенно к тем, кого называют военными моряками.

Об одном таком моряке писатель поведал читателю в рассказе "Чужой", опубликованном под рубрикой "Два рассказа" в дальневосточном журнале "Сихотэ-Алинь". Здесь автор отступает от своего коронного стиля брать, как говорится, с ходу быка за рога. Начинает он вообще издалека. Прочитав рассказ до конца, можно сделать вывод, что Шукшину как писателю, которому в 1945 году было всего 16 лет и повоевать он просто не успел в связи с возрастом, удалось разглядеть суровую правду другой войны — Русско-японской 1904-1905 годов, в которой тоже участвовали его земляки. Было много тех, кто не вернулся, но Шукшин выбрал своим героем русского матроса, который остался жив. Начиная рассказ издалека, писатель нарочито уводит читателя в довоенное время, когда шла подготовка к той тихоокеанской бойне. Обратимся непосредственно к прозе Василия Макаровича (рассказ печатается с сокращениями. — Примеч. ред.).

"Попалась мне на глаза одна книжка, в ней рассказывается о царе Николае Втором и его родственниках, — начинает повествование автор. — Книжка довольно сердитая и потому справедливая. Вот что я сделаю: я сделаю из неё довольно большую выписку, а потом объясню, зачем мне это нужно. Речь идёт о дяде царя, великом князе Алексее… император Александр Третий, родной брат его, не побоялся назначить генерал-адмиралом — главою и хозяином русского флота…

"…русское правительство думало прикупить несколько броненосцев у республики Чили. Чилийские броненосцы пришли в Европу и стали у итальянского города Генуи. Здесь их осмотрели русские моряки… Запросили за них чилийцы дёшево: почти свою цену. И что же? Из-за дешевизны и разошлось дело. Русский уполномоченный Солдатенков откровенно объяснил:

– Вы должны просить, по крайней мере, второе дороже. Потому что иначе нам не из-за чего хлопотать. Шестьсот тысяч с продажной цены каждого броненосца получит великий князь. Четыреста тысяч надо дать госпоже Балета (француженка, фаворитка князя Алексея. — Примеч. ред.). А что же достанется на нашу-то долю, чинам морского министерства?

Чилийцы… заявили, что их правительство отказывается вести переговоры с посредниками, заведомо недобросовестными. Японцы же, как только русская сделка расстроилась, немедленно купили чилийские броненосцы. Потом эти самые броненосцы топили наши корабли при Цусиме.

…Один француз изобрёл… морскую торпеду. Она поднимает могучий водяной смерч и топит им суда. Француз предложил своё изобретение русскому правительству. Его вызвали в Петербург. Но здесь — только за то, чтобы произвести опыт в присутствии Алексея, — с него спросили для госпожи Балета двадцать пять тысяч рублей. Француз не имел таких денег и поехал восвояси, несолоно хлебав. В Париже явился к нему японский чиновник и купил его изобретение за большие деньги.

– Видите ли, — сказал японец, — несколькими месяцами раньше мы заплатили бы вам гораздо дороже, но теперь у нас изобретена своя торпеда. Сильнее вашей.

– Тогда зачем же вы покупаете мою?

– Просто затем, чтобы её не было у русских.

Как знать, не подобная ли торпеда опрокинула "Петропавловск" и утопила экипаж вместе с Макаровым?..

Красным дням генерал-адмирала Алексея положила конец японская война… "Цесаревич" впервые стрелял из орудий своих в том самом бою, в котором японцы издырявили его в решето… Послали на выручку балтийскую эскадру адмирала Рождественского. Тот… доложил царю, что идти не с чем: брони на броненосцах металлические чуть сверху, а снизу деревянные. Уверяют, будто царь сказал тогда Алексею: — Лучше бы ты, дядя, воровал вдвое да хоть бы брони-то строил бы настоящие!

…Цусима докончила Алексея… После отставки своей Алексей перекочевал за границу. Накупил дворцов в Париже и других приятных городах и сорил золото, украденное у русского народа… покуда не умер от случайной простуды".

Прочитал я это, и вспомнился мне наш пастух, дядя Емельян… Я любил удить с дядей Емельяном: он не баловался в это дело, а серьёзно, умно рыбачил... Мы уходили подальше куда-нибудь и там стояли босиком в воде. До того достоишь, что ноги заломит. Тогда дядяЕмельян говорил:

– Перекур, Васька.

…Тогда-то я узнал, что он был моряком и воевал с японцами. И был даже в плену у японцев… Но как раз об этом он не любил почему-то рассказывать…Он не охотник был много говорить…"

Пожалуй, нет смысла цитировать дальше, ясно одно: Япония к войне готовилась задолго до начала конфликта. И то вооружение, которое не купила Россия, оперативно приобрела Япония. Итоги той войны начала прошлого века известны. Но память о героизме русских моряков осталась.

В память о моряках легендарного крейсера "Варяг" во Владивостоке ежегодно проходят митинги, сопровождающиеся воинским салютом. Обычно в очередную годовщину героической гибели крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" в бою с японской эскадрой моряки Тихоокеанского флота, члены экипажа гвардейского ракетного крейсера "Варяг", чиновники и воспитанники военно-патриотических клубов города отдают дань уважения экипажам вступивших в неравный бой кораблей. Боевой подвиг "Варяга" и "Корейца" — один из почитаемых на флоте. Из поколения в поколение передаётся память о героях, выполнивших свой долг перед Отечеством. Это символ мужества и верности Андреевскому флагу и воинской чести.

Митинг по традиции начинается с гимна России и торжественной речи представителя штаба Приморской флотилии ТОФ. Стоит сказать, что не первый год обязательным является участие в мероприятиях ребят военно-патриотических клубов "Варяг" и "Восток". Алексей Соломатов, учащийся школы № 62, который в военно-патриотическом клубе занимается второй год, рассказал корреспонденту газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России историю боя: "Наши моряки, верные воинскому долгу, смело вступили в неравный бой с японской эскадрой в корейском порту Чемульпо. Своим героическим поступком экипажи навсегда покрыли себя неувядаемой славой. Экипажи "Варяга" и "Корейца" своим поступком поддержали, как того требовал Морской устав, честь русского имени и достоинство русского флота". Его поддерживает Владислав Изотов, ученик 8 класса 74-й школы, который занимается в "Варяге" пять лет. "Этот памятный для всех российских моряков день является особо чтимым. Имя крейсера "Варяг" стало символом верности славному Андреевскому стягу и своему Отечеству. С песней о "Варяге" русские солдаты ходили в штыковые атаки, защищали Москву, Ленинград, брали Берлин". Евгений Джордаев рассказал о том, что во Владивостоке памятник нижним чинам крейсера "Варяг" был воздвигнут на средства жителей города и моряков-тихоокеанцев. Его гранитное основание олицетворяет несокрушимость и величие народов России.

Воспитанники военно-патриотических клубов после торжественных речей по традиции вместе с моряками-тихоокеанцами возлагают венки и цветы. Все участники митинга проходят торжественным маршем вдоль мемориала.

Заметим, памятников, посвященных событиям Русско-японской войны 1904-1905 гг., не так уж и много, и тем более редко встретишь памятники русским морякам, отличившимся в морских сражениях. Долгое время малоизвестными оставались события и действия Владивостокского отряда крейсеров во время той войны. А между тем именно от причалов Корабельной набережной уходили крейсера "Рюрик", "Россия", "Громобой", "Богатырь" и успешно действовали на морских коммуникациях противника. Героически погиб в бою с японской эскадрой крейсер "Рюрик" — погиб в неравном бою, не спустив Андреевского флага.

У причалов Корабельной набережной базируются корабли Тихоокеанского флота и сегодня. Отсюда большие противолодочные корабли "Маршал Шапошников", "Адмирал Виноградов", "Адмирал Пантелеев" и "Адмирал Трибуц" уходят в море для защиты интересов нашей Родины, для защиты гражданского судоходства в пиратоопасных районах Индийского и Тихого океанов.

По инициативе моряков-противолодочников и на их средства в сквере у 33-го причала открыт памятник морякам Владивостокского отряда крейсеров. На гранитной плите начертано: "Волей Всевышнего не суждено было увенчать ваш успех подвигом, но беззаветным мужеством вашим Отечество всегда будет гордиться".

Памятник был поставлен на берегу Корабельной набережной благодаря усилиям двух замечательных командиров — капитанов 1 ранга Андрея Борисовича Нелидина и Ильдара Фердинандовича Ахмерова.

Если вернуться к спектаклю "Крейсера", то было бы нелишним показать его не только владивостокскому зрителю, но и всем приморцам, которые смогли бы через театральное действо прикоснуться к отечественной истории, где 1904-1905 годы занимают особое место.

«Прогресс Приморья», № 06 (418) от 16.02.2017 г.

Подготовила Марина Благодатская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно