Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
30 марта, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Театральные подмостки

Всемирный день театра был установлен в 1961 году IХ конгрессом Международного института театра и ежегодно 27 марта отмечается центрами IТI и международными театральными обществами. Деятельность организации, согласно её уставу, направлена на "укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех театральных деятелей мира". Первое международное послание в честь Всемирного дня театра было написано в 1962 году французским писателем и художником Жаном Кокто (1889 — 1963). Советский Союз получил членство в Международном институте театра в 1959 году. С 1961 года СССР, затем и Россия — постоянный член его исполнительного комитета.

Как известно, слово "театр" произошло от древнегреческого слова theatron, что значит "место, где смотрят". Традиционно в театре играют два наиболее популярных жанра — комедию и трагедию, символами которых стали театральные маски. Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. В Древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались чёткие рамки трагедии и комедии, а также других театральных форм.

Русская театральная школа богата и разнообразна. Многие специалисты сходятся во мнении, что она уникальна и служит образцом для подражания и изучения для многих зарубежных школ. Считается, что придворный театр ХVII века создал предпосылки и прочную основу для развития театрального ремесла в России. 22 июля 1795 года в Москве в имении графа Николая Шереметева открылся театр-дворец "Останкино".

Международный день театра — это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это наш праздник — праздник миллионов неравнодушных зрителей.

Стоит сказать, что 25 марта работники культуры нашей необъятной страны отметили свой профессиональный праздник — День работника культуры. Указ об этом был подписан 27 августа 2007 года. Инициатором его выступил тогдашний министр культуры Российской Федерации Александр Соколов. В его понимании День работника культуры — это праздник тех, кто занят в сфере культуры и искусства, книгоиздания, кинематографии, СМИ, полиграфии, туризма и спорта. К ним относятся певцы, музыканты, композиторы, танцоры, писатели, художники, скульпторы, актёры и так далее. Этот праздник отмечают также сотрудники библиотек и музеев, домов культуры, городских и сельских клубов, коллективы художественной самодеятельности, деятели концертных организаций и театров. Стоит сказать, что в России до этого существовали специальные праздники для каждой сферы культурной деятельности.

"Алька и старый капитан"

В 2017 году — 50-летие первого телевизионного художественного фильма, снятого во Владивостоке доморощенным режиссёром Юрием Шепшелевичем, который родился в 1939 году в нашем городе и прошёл нелёгкий путь от техника звукозаписи до режиссёра Приморского ТВ. Тот фильм назывался "Алька и старый капитан". Работы Ю. Шепшелевича помнят многие телезрители Приморья. Одна из них — "Найти себя" — о школе-интернате, созданной народным учителем СССР Николаем Дубининым, лента "Не расставайтесь с детством" — о Благовещенском детском ансамбле песни и танца и другие работы. "Альку и старого капитана" Шепшелевич снимал в содружестве с автором сценария С. Чернышёвым и оператором А. Дороховым. Поколение, к которому относится автор этих строк, помнит, что роль старого капитана сыграл артист театра им. М. Горького Л. Вайсберг, Альки — владивостокский школьник Дима Воробьёв, художника-мариниста — О. Канищев. Пожалуй, в те годы фильм стал единственным, снятым непосредственно о городе Владивостоке.

"Хлеб"

Полнометражный телевизионный художественный фильм, снятый приморскими кинематографистами в нашем городе в 1968-1969 годах прошлого века, назывался "Хлеб". Это была двухсерийная лента по известной пьесе отечественного драматурга А. Киршона. Режиссёр фильма — А. Масленников, сорежиссёр — приморский театральный деятель, главный режиссёр краевого театра им. М. Горького Н. Басин. Последний, прежде чем приступить к съёмкам фильма, обкатал пьесу в своём театре. Съёмки проводились в пригородной зоне Владивостока, где располагались старые форты. Там построили декоративную деревню, в павильоне создали определённые интерьеры. На все роли режиссёр пригласил артистов приморских театров. Главные роли доверили народному артисту СССР А. Присяжнюку, заслуженным артистам России Н. Михееву, Е. Шальникову, В. Мялку. Фильм "Хлеб" сняли, показали его на телевидении, однако на большой экран его не пустила комиссия Гостелерадио, решив, что он не соответствует всесоюзному уровню. Режиссёр Альберт Масленников этой постановкой защитил на "отлично" диплом режиссёра кино и театра в Дальневосточном педагогическом институте искусств (сегодня — ДВГИИ). Заметим, что именно с него и началось приморское кинопроизводство. Альберт Евгеньевич в 60-е годы сумел создать художественное кино. Он, к слову, был и автором первого кинорепортажа о морском параде и демонстрации трудящихся 1 мая 1959 года. К 75-летнему юбилею "Дальзавода", который сегодня является партнёром Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, в 1960 году он снял первый телевизионный фильм, который назвал "Героические будни". Когда в 1966 году во Владивостоке проводился Второй всесоюзный фестиваль "Человек и море", вместе с сорежиссёром Е. Рябко за полнометражный документальный фильм "Край рыбацкий" А. Масленников удостоился главного приза кинофорума "Золотой краб".

Родился будущий талантливый кинорежиссёр 24 октября 1925 года в доме на Воробьёвой горе (район фуникулёра) во Владивостоке. Мама Альберта служила гувернанткой в семье Бриннеров. Именно Елена Яковлевна занималась воспитанием будущей звезды Голливуда Юла Бриннера, который снялся в фильме "Великолепная семёрка" и многих других. Любопытно, что в девичестве мама Альберта Масленникова носила фамилию Тамм, что означало её родство с известным отечественным учёным Игорем Таммом. Масленников рассказывал коллегам, что его дядя какое-то время стажировался в Голливуде, и в конце 30-х годов прошлого века его арестовали как американского шпиона и расстреляли. Возможно, сохранившиеся кадры дядиной киносъёмки о китобойной флотилии "Алеут" и стали первыми кинематографическими уроками Альберта. Окружение сыграло в выборе профессии не последнюю роль. В конце Великой Отечественной войны Масленников был артистом армейского ансамбля и учился в школе-студии при Владивостокском городском драматическом театре им. М. Горького. Его сокурсниками были будущие народные артисты Е. Шальников и В. Мялк. Здесь же он познакомился со своей будущей женой Антониной, которая стала актрисой и диктором Приморского радио. Став опытным документалистом, Альберт Евгеньевич поступил в Дальневосточный институт искусств на режиссерское отделение. Он подготовил достойную смену — режиссёров, операторов, монтажёров Приморского ТВ, вот только воплотить в жизнь главную мечту — создание технической базы и творческого коллектива для съёмок художественных кинолент — увы, не успел. Так дипломная художественная кинокартина "Хлеб" стала первой и последней работой в карьере этого неординарного человека. Его по праву считают первым приморским режиссёром.

«Прогресс Приморья», № 11 (423) от 30.03.2017 г.

Подготовил Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно