Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 августа, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«А потом в стене внезапно загорается окно. Возникает звук рояля. Начинается кино»

9-15 сентября во Владивостоке пройдет XV юбилейный кинофестиваль "Меридианы Тихого". Кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона "Меридианы Тихого" — это визитная карточка Владивостока и, безусловно, самое главное культурное мероприятие Дальневосточного региона.

"Меридианы Тихого" — это гордость, это море эмоций, огромное количество долгожданных встреч, много нового и неизведанного из мира кино. Дирекция фестиваля уже объявила полную программу предстоящего форума. В программе кинофестиваля будут представлены более 170 фильмов. Конкурсная программа составлена из десяти полнометражных и десяти короткометражных лент, созданных молодыми режиссерами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Во внеконкурсных секциях фестиваля будут представлены самые яркие фильмы текущего сезона, в том числе обладатели высших наград крупнейших смотров мира — кинофестивалей в Канне, Берлине, Венеции и Локарно. Большинство фильмов программы "Меридианов Тихого" впервые будут показаны в России. В рамках смотра состоится тридцать шесть азиатских и десять мировых премьер.

Фильмы открытия — "Карп отмороженный", реж. Владимир Котт (Россия),"Напарник", реж. Александр Андрющенко (Россия).

Церемонию фестиваля откроет известная французская актриса Фанни Ардан.

Основное жюри сформируется из таких профессионалов высочайшего уровня, как директор Гонконгского Азиатского Кино-Финансового форума (HAF) Джейкоб Вонг, режиссер Жуан Педру Родригеш (Португалия), директор итальянского культурного института Ольга Страда, куратор Берлинского кинофестиваля Кристоф Терхещте (Германия), а также представители киноиндустрии Шри-Ланки и Индонезии.

Перед членами жюри будет стоять непростая задача — просмотреть самые разнообразные фильмы, а затем выбрать из них лучшие, заслуживающие главных наград фестиваля.

Безусловно, награды XV юбилейного Pacific Meridian станут высочайшей оценкой мастерства кинематографистов и признанием достоинств созданных ими произведений.

В целом программа фестиваля ожидается разноплановой и разнообразной, с большим количеством российских фильмов, включая картину режиссера Кантемира Балагова "Теснота", а также новую работу Юрия Грымова "Три сестры. Сто двадцать лет спустя", являющуюся киноинтерпретацией одноименной пьесы А.П. Чехова.

Японскому кино в этом году будет посвящена специальная программа фестиваля "В фокусе — Япония" с обширной панорамой современных японских фильмов.

Любителей комедий ожидает яркая насыщенная программа данного жанра, но совсем не голливудского формата.

Программа "Сделано во Владивостоке" представит самые лучшие картины местных авторов, включая работу владивостокского режиссёра Георгия Саенко "Уравнение с неизвестными".

Также в рамках кинофестиваля большое внимание уделят азиатскому кинематографу "нулевых", и самые яркие работы таких мастеров, как Ким Ки Дук, Цзя Чжанкэ, Апичатпонг Вирасетакул, будут представлены зрителям.

Насыщенная культурная программа предполагает проведение лекций, мастер-классов, круглых столов, семинаров с профессиональными деятелями кино и искусства. Для любителей ночного кино пройдут бесплатные кинопоказы на открытой площадке на Набережной.

Торжественное открытие XV юбилейного кинофестиваля пройдёт 9 сентября на Приморской сцене Мариинского театра, а церемония закрытия — 15 сентября в кинотеатре "Океан IMAX".

Актуальное российское кино

Какое оно, актуальное кино? Наверное, это такое, которое находит отклик в сердцах зрителей сквозь призму режиссёрского восприятия и его собственной истории, которой он (режиссёр) хочет поделиться с аудиторией.

А ещё актуальность кино = свобода автора от ожиданий публики. Как бы парадоксально это ни звучало. Убеждение этой самой публики в том, что именно это — то, о чем говорит художник, — ей нужно.

Если говорить о самых актуальных сегодняшних фильмах, ожидаемых на "Меридианах Тихого", то это, пожалуй, фильм "Аритмия" Бориса Хлебникова, "Теснота" Кантемира Балагова, "Три сестры. Сто двадцать лет спустя" Юрия Грымова, а также "Холодное танго" Павла Чухрая.

"Аритмия", реж. Борис Хлебников. Меланхоличная драма, главные герои которой — врачи — переживают глубокий кризис в отношениях и готовятся к разводу, их семейные перипетии тесно связаны с профессией, которая играет в фильме знаковую роль.

Зрителям, как и героям фильма, приходится искать ответ на главный вопрос: что важнее — спасение себя или спасение других? Или главная панацея от всего — любовь, и именно ее спасение — самое важное?

"Теснота", реж. Кантемир Балагов. Это история из 1990-х годов о еврейско-кавказской семье, живущей в Нальчике, глубокие противоречия которой мешают освободить похищенных бандитами сына с невестой, где обычная девочка-подросток, идущая по жизни своим собственным путём, оказывается единственной, способной спасти семью.

"Три сестры. Сто двадцать лет спустя", реж. Юрий Грымов. Картина является киноинтерпретацией одноименной пьесы А.П. Чехова и рассказывает зрителю о жизни трех сестер, возраст которых разительно отличается от возраста чеховских героинь — теперь они гораздо старше. Их жизнь самая обыкновенная, дела самые обыденные. Они работают, мечтают, тоскуют, страдают и живут в томительном ожидании счастья и тщетных поисках смысла собственного существования. Вопреки всему им "хочется жить чертовски" и они понимают, что "надо жить". И пока остается у героев это желание жить, естественным остаётся для них и стремление верить.

"Холодное танго", реж. Павел Чухрай. Историческая драма о любви, о ненависти и о взаимодействии одного с другим. Это фильм о сталинской эпохе, когда никто не мог быть ни в ком уверен, так как не было понимания, кто свой, а кто чужой. На фоне всего этого и разворачивается романтическая история главных героев — юноши из еврейской семьи и литовки.

Они мечтают прожить вместе всю жизнь, но их планы рушит начавшаяся Вторая мировая война. Юноша попадает в лагерь смерти, но мечта о счастливом будущем с любимой помогает ему выжить и вернуться. После возвращения он понимает, что отец его возлюбленной стал ему врагом, и то, о чем он так мечтал, увы, не происходит.

В целом ясно одно: такие картины помогают нам становиться мудрее и лучше. Это те фильмы, которые нельзя пропустить! И именно они наиболее точно подтверждают бессменный девиз "Меридианов Тихого": "Кино для всех, кино для каждого".

Вне всяких сомнений, на юбилейном кинофестивале каждый зритель найдет свое актуальное кино.

Помимо кино

Безусловно, полноценный зрительский опыт складывается не только от количества просмотренных фильмов, но и благодаря вовлеченности в исторический и теоретический контекст. Невозможно полноценно составить мнение о той или иной ленте, не ознакомившись с биографическим коллизиями авторов или важнейшими событиями эпохи, которые стали фоном для создания фильмов. Для современного искусства производство комментария представляется не менее важным действом, нежели сам творческий процесс и предъявление его результата.

Специальная программа "Школа", которая ежегодно стартует во Владивостоке в рамках кинофестиваля "Меридианы Тихого", в этом году состоит из нескольких кинопоказов, освещающих творчество выдающихся режиссеров Мануэля де Оливейры и Дэвида Линча, а также серии лекций и мастер-классов с героями современной кинематографической сцены. 

Лекция Всеволода Коршунова "Великий революционный миф". Всеволод Коршунов — известный киновед, сценарист и преподаватель ВГИКа и "Московской школы нового кино" — в этом году станет одним из членов параллельного жюри кинофестиваля. В своей лекции, которую он специально подготовил, Коршунов сосредоточится на самой актуальной и сложной теме отечественной истории — конструировании мифа об Октябрьской революции в кинематографе. Это событие, столетняя годовщина которого оказалась вынесенной за пределы официальной повестки дня и зачастую игнорируется политическими элитами страны, является важнейшим в истории прошлого столетия.

Основой лекции станет анализ советского кинематографа, тематизирующего события октября 1917 года и эволюционные повороты в создании образа главной движущей силы — "рабочего класса", на которую была возложена миссия по созданию нового мира.

Мастер-класс Ф.Ж. Оссанга "Режиссируя воображаемый мир". Первая встреча с Ф.Ж. Оссангом, известным режиссером и музыкантом, одним из самых бескомпромиссных авторов современного французского кино, произошла ровно десять лет назад. Будучи приглашенным в качестве специального гостя кинофестиваля, режиссер успел снять во Владивостоке короткометражный фильм "Владивосток", затем вновь вернулся в приморскую столицу для съемок нового фильма в сотрудничестве с фотографом Глебом Телешевым. И теперь опять возвращается. Его новая лента "9 пальцев" будет показана на фестивале, а сам автор расскажет о том, как он создает свои необычные фильмы.

Кинематограф Оссанга– синтетическая вселенная, где легко уживаются герои бульварного детектива, мифологические персонажи и гениальные ученые, — существует за пределами широкого проката, оставаясь примером искреннего экспериментального поиска.

Лекция Кристофа Терхещте "Как мы представляем будущее кино?". Один из членов главного жюри кинофестиваля Кристоф Терхещте– персона, не нуждающаяся в особом представлении. Известный критик и киновед, он уже более пятнадцати лет возглавляет самую радикальную программу Берлинале "Международный форум молодого кино". Именно эта секция стала во второй половине прошлого века площадкой, где свои работы представляли молодые новаторы от кинематографа — от Александра Клюге и Алана Таннера до Рауля Руиса и Александра Сокурова. Форум продолжает политику, направленную на поиск новых талантов, стремящихся революционизировать язык современного кинематографа и обращающихся к самым неординарным темам и повествовательным приемам. 

В своей лекции Кристоф Терхещте представит панораму самых главных тенденций, за которыми, по мнению критика, просматриваются очертания истинных кинематографических откровений будущего.

Мастер-класс Жуана Педру Родригеша. Жуан Педру Родригеш – португальский режиссер, один из главных героев независимого кино нулевых. Его дебютная лента "Призрак" демонстрировалась в рамках основного конкурса Венецианского кинофестиваля в 2000 году, и с тех пор ни один из его фильмов не был лишен пристального внимания синефильского сообщества и ведущих кинокритиков мира. В соавторстве с Жуаном Руй Герра да Мата режиссер снял несколько короткометражных и полнометражных работ, а также создавал видеоинсталляции для ведущих музеев мира. Фильмография Родригеша построена на методе, который можно было бы назвать "манифестацией конфликта": режиссер намеренно сталкивает людей различных культурных, классовых, сексуальных и гендерных идентичностей, раз за разом задавая себе и зрителю вопрос "Что такое человеческая природа?". Прожив часть своей жизни в Макао — на территории, которая оставалась под колониальным протекторатом Португалии до конца прошлого века,  Родригеш обладает специфическим опытом работы на стыке различных культурных контекстов. 

О том, как создается фильм на разных этапах — от написания сценария и режиссерской экспликации до выбора мест для съемок и кастинга актеров, режиссер расскажет в рамках своего мастер-класса. Особое внимание Родригеш уделит серии своих короткометражных лент — поэтическим зарисовкам о Макао, которые он называет "Азиатские фильмы".

Мастер-класс Надежды Васильевой "Экранный образ". Художник по костюмам большинства фильмов Алексея Балабанова Надежда Васильева представит авторский мастер-класс для молодых дизайнеров Владивостока. В основе ее подхода — скрупулезное изучение характера экранного героя, который становится носителем неповторимого, но точно ассоциирующегося с той или иной эпохой образа. Васильева создает костюмы из необычных, редких материалов, экспериментирует с фактурами и постоянно обращается к услугам антикваров и продавцов блошиных рынков.

Ни для кого не секрет, что меридианы есть условные линии на карте, делящие поверхность Земли на равные части сверху вниз, словно обнимая ее. Так и невидимые меридианы кинофестиваля объединяют талантливых, творческих людей в единое целое, пусть даже на очень короткое, но необычайно запоминающееся время!

Так пусть же XV кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона "Меридианы Тихого" подарит всем множество открытий и станет источником вдохновения для будущих свершений! Ведь такая перспектива существует для некоторых членов Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России — организаторов и участников Дальневосточного молодёжного экологического кинофестиваля EcoMovie, который является совместным проектом Молодёжного правительства Приморского края и Молодёжной профсоюзной комиссии ПАО ААК "ПРОГРЕСС". Вполне вероятно, что имена и работы участников EcoMovie в будущем прозвучат на кинофестивале "Меридианы Тихого".

От редакции

"Меридианы Тихого" (англ. Pacific Meridian) — международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. МКФ "Меридианы Тихого" — это конкурс полнометражного и короткометражного кино, панорама мирового кинематографа, программа российского кино, короткометражные, документальные и анимационные фильмы, ретроспективы мастеров мирового кино, семинары и мастер-классы. Одной из основных отличительных особенностей кинофестиваля, вызывающей к нему интерес профессионалов и зрителей, является специализация МКФ "Меридианы Тихого" на фильмах Азиатско-Тихоокеанского региона. Более того,"Меридианы Тихого" — единственный в России кинофестиваль, ориентированный исключительно на страны Тихоокеанского побережья.
Международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона "Меридианы Тихого" во Владивостоке был организован в 2003 году по инициативе губернатора Приморского края С. Дарькина. Кинофестиваль проводится ежегодно в сентябре при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, учредитель — администрация Приморского края при поддержке губернатора В. Миклушевского. Организатор международного кинофестиваля стран АТР "Меридианы Тихого" — Приморский академический краевой драматический театр им. М. Горького.
Помимо кинопрограмм фестиваль ежегодно представляет культурные мероприятия. Традиционно культурная программа МКФ включает в себя концерты с участием музыкантов — гостей кинофестиваля, выставки, в том числе об истории кинофестиваля, творческие встречи известных актеров и режиссёров со зрителями, кинотеатр под открытым небом, морские прогулки по акватории Амурского залива, танцевальную площадку Step by Step, фестивальный футбольный матч.

«Прогресс Приморья», № 32 (444) от 24.08.2017 г.

Подготовила Наталья Петренко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно