Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 декабря, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Вечер дальневосточной литературы

Во все века дальневосточный край привлекал первооткрывателей, путешественников, торговый люд, и не только из России. С ростом городов сюда стали прибывать иностранные концессии, которые занимались выловом рыбы, заготовкой пушнины, добычей полезных ископаемых, которых в земле дальневосточной до сей поры немало. Об этом периоде жизни нашей страны известно много, впрочем, благодаря в большей мере архивам, библиотекам и музеям. Без кропотливой работы этих государственных организаций прошлое вряд ли удалось бы сохранить. А оно, как показывает опыт, в Приморском, Хабаровском краях и других регионах Дальнего Востока богатейшее.

В этом удалось убедиться во время поездки в город Николаевск-на-Амуре. Лететь довелось самолётом ещё советских времён. Как рассказал стюард, мужчина под пятьдесят, построен самолёт в советское время, позже ремонтировался, и вот снова — на маршруте. Впрочем, летели довольно комфортно, и спустя час самолёт катил по взлётно-посадочной полосе. Поблагодарив экипаж за хорошую работу, вошли в зал ожидания. После ремонта здесь многое изменилось, но тот прежний дух, когда приходилось пережидать непогоду, сохранился до сих пор. В ожидании рейсового автобуса удивила несвойственная тишина аэропорта. Но диспетчер, женщина в форменной одежде, объяснила, что недавно ушёл рейс в приисковый посёлок, так что было довольно шумно. На выходе из аэропорта сфотографировал вертолёт, возвышающийся на постаменте. И тут же нахлынули воспоминания из прошлого. В юношеские годы нередко приходилось летать в Николаевск на вертолёте, но чаще — на самолёте Ан-2, "кукурузнике", как его тогда называли. Сегодня трудно вспомнить, сколько вмени было проведено в воздухе, между прочим, в качестве обычного пассажира. В последние годы летать практически не приходится, есть другие средства доставки пассажиров — по реке Амур и наземным путём на рейсовом автобусе. Но, как оказалось, воздушные ощущения сильно отличаются от других, да и время экономят значительно.

Когда городской автобус по расписанию последовал в Николаевск, в окне замелькали знакомые места: вот река Камора, за аэропортом осталась Сергеевка, где в озере мы ловили рыбу, купались и загорали на песчаных отмелях. Это запомнилось так ярко, что с высоты прожитых лет кажется, что никогда в этих местах не полыхали пожары Гражданской войны, не было схватки партизанской армии Якова Тряпицына с японским гарнизоном и вообще не было никакой иностранной интервенции, перехода николаевцев и армии в Керби, и дальше, через перевал Эзоп и Экимчан, на Благовещенск. Однако центр города, сквер и мемориал, установленный на братской партизанской могиле с выбитыми именами павших в этих местах, всё же не дают забыть о тех трудных днях, когда в трёхдневном бою красные партизаны ликвидировали японский гарнизон, выступивший первым, несмотря на подписание мирного договора. Недалеко расположен исторический музей, в котором немало материалов о том сложном периоде жизни Николаевска. Впрочем, здание штаба, сожженное интервентами, в один из моих приездов имело реальные очертания в виде каменного фундамента, теперь — голое место, нет и портрета начальника штаба партизан Тихона Наумова, погибшего тогда. Фиксируя фотоаппаратом исторические места, оказался в "Муниципальном казённом межпоселенческом учреждении "Николаевская районная библиотека", которую возглавляет на протяжении многих лет Ирина Николаевна Люстик. В своё время она помогла мне в подборе материала к книге историко-литературного очерка о николаевских днях 1919-1920 годов.

В библиотеке шла своя неспешная, тихая работа, в дальнем зале проходила встреча с местным писателем, а в ближних посетители участвовали в нескольких презентациях, посвящённых 100-летию со дня рождения дальневосточного писателя Виктора Николаевича Александровского "Я писатель, в этом моё призвание", 85-летию со дня рождения дальневосточного писателя Павла Васильевича Халова. Здесь же развернулись книжные выставки "Краеведение — познание Родины", "Провинциальный. Любимый. Наш", "Книжные редкости", фотовыставка "Стоп-кадр: штрихи к портрету города". Свои работы представили шесть николаевцев, фотографии которых отличаются местным колоритом и самобытностью. Все мероприятия, проводимые библиотекой, приурочены к 167-й годовщине образования Николаевска-на-Амуре. Перелистывая книги Халова и Александровского, обнаружил на полке газету Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "Прогресс Приморья". Оказывается, читатели знают о нашем издании, но посетовали на то, что за текущий год нет некоторых номеров. Учитывая данное обстоятельство, передал в дар библиотеке свежие номера, которые брал с собой в дорогу.

С огромным интересом познакомился с книжной продукцией, посвящённой Геннадию Ивановичу Невельскому, усилиями которого и был основан Николаевск. Особо привлекла внимание тема Гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке, выставленные издания, посвященные николаевским событиям. Это книги, увидевшие свет в прошлом столетии и вышедшие несколько лет назад, — Днепровского, Ловича, Эча, Гутмана, Смоляка, Юдинцева, Жекотова и других. Интересно то, что к теме далёких 20-х приковано внимание до сих пор, и это, без сомнения, обусловлено одним — однобокой подачей материала раньше и поиском объективных оценок сегодня. Поэтому, как говорится, тема не закрыта, и, вероятно, истина будет найдена не скоро. Потому что разброс мнений так велик, что золотая середина пока не прослеживается. Между тем появляются новые факты из тех горячих во всех смыслах дней. И то, что армия Тряпицына первой в Сахалинской области дала отпор японскому гарнизону, одержав верх, начинают понимать не только исследователи тех событий, но и читатели, которых данная тема интересует.

Презентации в библиотеке завершились поздним вечером, оставив хорошее впечатление от увиденного и прочитанного. Гости, покидая библиотеку, благодарили работников и за организацию выставок, и за подачу обозреваемого материала.

«Прогресс Приморья», № 47 (459) от 07.12.2017 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно