Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
25 января, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Разведчика Исаева увековечили в памятнике

Кому не знаком советский разведчик Штирлиц из отечественного сериала "Семнадцать мгновений весны"? Вероятно, таких единицы. Известный актёр Вячеслав Тихонов, ставший воплощением Штирлица на экране, и сегодня не потерял былую популярность. Интересно, что свой путь разведчика Штирлиц начинал в городе нашенском. Вероятно, по этой причине и установили во Владивостоке памятник знаменитому разведчику.

Сама скульптура представляет собой лист металла, на котором вырезан образ Штирлица в пальто и в шляпе, от чего его фигура делится на светлую и темную половину. Именно так представляется авторам любой разведчик — сочетанием видимой и скрытой частей профессии.

"Автор этой идеи — владивостокский скульптор Всеволод Древло, который, к сожалению, погиб в автокатастрофе. Но его идея теперь воплощается в жизнь. Еще до того, как он придумал этот эскиз, владивостокская общественность на страницах местных журналов высказывала пожелание создать здесь визуальный образ Штирлица, ведь этот персонаж был придуман во Владивостоке", — рассказал корреспонденту газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России дизайнер проекта Павел Шугуров.

По его словам, процесс установки памятника был запущен несколько лет назад, когда сам Шугуров занимал должность главного художника города, а советник мэра Владивостока по архитектуре Анатолий Мельник был главным архитектором. Они год согласовывали возможность установки с собственником здания, а затем искали спонсоров и исполнителей. "Когда уже стало понятно, что объекту быть, я взялся доделать дизайн", — рассказал художник.

Идея и воплощение

Общественность Владивостока несколько десятилетий поднимала вопрос об установке памятного знака в честь Штирлица во Владивостоке. Одним из первых, кто публично озвучил мысль о необходимости отразить эту историю в городской среде, был местный журналист Владимир Ощенко.

По его словам, он предложил эту идею на страницах газеты "Владивосток" на рубеже XX и XXI веков. "К сожалению, интернет не сохранил текст этой статьи, но ключевую фразу я помню: "поселить Штирлица во Владивостоке", — рассказал он.

В статье также упоминались памятники Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Санчо Панса и Дону Кихоту в Испании и отмечалось, что литературные герои вполне имеют право быть увековеченными.

"Позже, когда я работал уже на телевидении, в 2003 году мы делали фильм "ФСБ Приморья: люди и дела", где одна из частей так и называлась "Штирлиц во Владивостоке". Она, конечно, была не про Штирлица, а про его прототип", — вспоминает Владимир Ощенко.

Прототипы персонажа

У Штирлица (Максима Исаева), который известен всем как герой романов Юлиана Семенова и их экранизаций, было много прототипов. Наиболее известны четверо из них: Яков Блюмкин, Вилли Леман, Исай Боровой и Михаил Михалков. В романах Юлиана Семенова герой работает то в Прибалтике, то на Дальнем Востоке, то в Китае, то в Германии, то в Южной Америке, как и сам Семенов, побывавший в разных частях СССР и мира.

Как считает владивостокский журналист, писатель и историк Василий Авченко, один реальный разведчик не мог бы испытать все эти приключения лично, поэтому, как признавался и сам Семенов, Штирлиц — это собирательный персонаж.

"Но если мы говорим о том, с чего начался это герой, то история здесь такая: востоковед и профессиональный разведчик Роман Ким в 1963 году рассказал Семенову о том, как он сам работал во Владивостоке в красном подполье. В 1921 году здесь появился молодой человек Максим Максимович, устроился в газету и начал работать журналистом, что объясняло широкий круг его общения. Был он очень интеллигентный, хорошо владел иностранными языками, производил впечатление настоящего джентльмена", — рассказал Василий Авченко.

Владивосток в этот период находился под властью белогвардейцев, которым вытеснить Красную Армию помогал многочисленный иностранный военный корпус. В 1920 году на Дальнем Востоке большевики создали Дальневосточную республику, которая являлась буфером между СССР и Японией, но по сути продолжала дело большевиков по вытеснению белых с дальневосточной территории.

"А после того как в 1922 году армия Дальневосточной республики под руководством Иеронима Уборевича (в его честь названа одна из центральных улиц Владивостока) освободила Владивосток от белых и интервентов, — продолжает рассказ историк, — один раз этого Максима Максимовича видели в военной красноармейской форме на каком-то митинге рядом с Уборевичем".

Позже Семенов, изучая документы в архиве Хабаровского края, находит записку о том, что во Владивосток переправлен от ФЭДа (это сокращение от Феликса Эдмундовича Дзержинского) некий "чудесный" молодой товарищ, очень хорошо себя проявивший.

"Сопоставив детали, Семенов решил, что эти истории повествуют об одном и том же человеке. Единственная проблема — настоящего имени его по сей день никто не знает", — говорит Василий Авченко.

О съемках

Фильм по роману Семенова "Пароль не нужен", который явил миру разведчика Всеволода Владимирова, он же Максим Исаев, будущий Макс Отто фон Штирлиц, вышел на экраны в 1967 году. Снимался он, как и положено по книге, во Владивостоке.

Сюжет фильма повествует о событиях 1921 года, когда в городе уже произошел белый переворот при поддержке иностранного корпуса. Сюда для сбора информации прибывает молодой чекист Владимиров. Главные роли в фильме сыграли Николай Губенко (Блюхер), Михаил Федоров (Постышев), Родион Нахапетов (Владимиров-Исаев) и Анастасия Вознесенская (возлюбленная Владимирова).

В фильме можно узнать многие центральные городские улицы. Многие из них и сегодня выглядят почти так же. О съемках фильма в 60-е годы прошлого века здесь помнят немногие, но все же такие люди есть.

"Снимали эпизод на улице Пушкинской, где я в тот момент жила, — рассказывает горожанка Ольга Шварц. — Нас всех нарядили в соответствующую времени одежду, и я целый день ходила по улице, создавала массовку. Моей соседке, пожилой женщине, повезло больше. Ее посадили в двуколку и целый день катали по Пушкинской, тоже туда и обратно".

Благодаря этим съемкам Ольге удалось познакомиться с актерами фильма, впоследствии они даже бывали друг у друга в гостях. Однако, когда ее пригласили на второй съемочный день, она отказалась. За первый день ей полагалось получить зарплату — три рубля, за которыми, говорит женщина, надо было куда-то ехать. Но она не поехала, так что деньги эти киностудия сэкономила.

«Прогресс Приморья», № 3 (465) от 25.01.2018 г.

Подготовил Влас Сергеев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно