Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
12 октября, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Шедевры Карла Брюллова – в Приморской государственной картинной галерее

В Приморской государственной картинной галерее работает выставка работ великого художника России – Карла Брюллова. Выставочный проект "Великий Карл. Произведения Карла Павловича Брюллова и его учеников из собрания Государственного Русского музея" грандиозен: он включает 63 произведения самого Брюллова, из которых 22 – живописные и 24 – графические работы, а также 17 полотен учеников и современников Брюллова. Посетить выставку можно до 13 января 2019 года.

Творчество одного из самых ярких художников России представлено полотнами из Русского музея. В их числе – произведения искусства, которыми восхищаются во всём мире: "Автопортрет", "Вирсавия", эскиз "Последнего дня Помпеи". Живописные портреты, графика, акварель, наброски и рисунки, пейзажи, батальные сцены, мифологические и библейские сюжеты. Эти произведения искусства позволяют получить достаточно полное представление о творчестве художника. Каждая работа снабжена пояснениями. Это уникальная возможность – ознакомиться с целой коллекцией произведений непревзойденного мастера.

Идея выставки родилась на Восточном экономическом форуме в 2017 году на секции по культуре. Директор Русского музея Владимир Гусев совместно с директором Приморской краевой картинной галереи Алёной Даценко организовали работу по реализации столь масштабного проекта. Несомненно, выставка состоялась во многом благодаря поддержке Администрации Приморского края, считает Алёна Даценко. Куратором выставки выступил заместитель директора, заведующий отделом русского искусства первой половины XIX века Русского музея Григорий Голдовский.

В рамках проекта проходят лекции, по пятницам устраиваются кинопоказы авторской программы Владимира Гусева "Век Русского музея", проводятся экскурсии. Члены Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России посещают выставку вместе со своими семьями, приобщая к высокому искусству молодое поколение.

Автопортрет

Научный сотрудник Приморской государственной картинной галереи Евгения Полуднева рассказывает экскурсантам о жизни и творчестве великого художника с особым пиететом, начиная знакомство с выдающейся личностью с презентации его "Автопортрета" 1884 года. "Несмотря на то что эта работа является завершающей в творчестве Брюллова, мы начинаем осмотр экспозиции именно с нее, – говорит Евгения. – Долгие семь месяцев по рекомендации врача Карл Павлович, которому был противопоказан петербургский климат, провел в постели. И вот, наконец, в один из солнечных дней он, почувствовав себя лучше, попросил принести кисти, краски и холст, что и было сделано его учеником Александром Корицким. По свидетельству современников, художник изобразил портрет за два часа, как бы подводя итог своей жизни. Бледное лицо, напрягшиеся веки, истощенные кончики пальцев – так выглядел художник в свои пятьдесят лет. Грустные умные глаза смотрят с портрета, словно прощаясь с уходящим в прошлое миром. В этом портрете – весь художник, вся его мощь и талант. Это вершина портретного творчества"

Становление

Карл Брюллов поступил в Петербургскую академию художеств в возрасте 11 лет, приведя в восторг преподавателей своим талантом и отличной подготовкой. И это неудивительно: его отец был академиком по классу орнаментальной скульптуры, и Карл очень много занимался с родителем. Будущий великий художник рос в многодетной семье. Его брат Александр также занимался искусством, он стал известным архитектором. Именно со своим братом Александром Карл Брюллов отправляется в Италию для повышения своего мастерства. К слову сказать, поездка эта состоялась благодаря меценатскому Обществу поощрения художников. Карл Брюллов вместо запланированных Обществом четырех лет прожил на теплом Аппенинском полуострове 13 лет, и это положительно сказалось на его слабом здоровье.

В Италии были написаны знаменитые жанровые композиции, наполненные радостью жизни, пронизанные солнечным светом: "Итальянское утро", "Итальянский полдень", "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя". Одно из этих произведений, "Девушка, собирающая виноград…", приехало с выставкой в столицу Приморья.

"Золото" Лувра

Выдающийся шедевр творчества художника – "Последний день Помпеи" – также был создан в Италии. Над большим полотном Брюллов работал три года, и еще три года ушли у него на изу­чение исторических источников, на рисунки, наброски, этюды. Полотно площадью более 30 квадратных метров привезти на Дальний Восток довольно сложно, но дальневосточники могут полюбоваться этюдом картины, максимально близким к оригиналу, который приехал на приморскую землю.

…Черный мрак навис над несчастной землей, и – вспышка молнии: перед лицом смерти обнажается суть человеческой души. Вот юный Плиний уговаривает престарелую мать бежать вместе с ним из города, вот сыновья несут на руках своего отца, вот отец семейства стремится защитить жену и детей, пытаясь рукой остановить стихию, вот разбившаяся женщина, а рядом с ней – живой младенец, вот художник, всматривающийся в небо как будто для того, чтобы запомнить происходящее, и уносящий с собой самое дорогое – кисти и краски. Это – автопортрет Брюллова; рядом с ним – девушка с кувшином, моделью которой послужила Юлия Самойлова – его любимая женщина. Примечательно, что Ю. Самойлова встречается в картине четыре раза. "Последний день Помпеи" утверждает: главная ценность в мире – это человек. Страшным, губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека. 

Картина вызвала восторг и почитание во всем мире, став предметом национальной гордости. Карл Брюллов получил огромное количество наград, в числе которых – золотая медаль от Лувра. Полотно было признано лучшим произведением живописи XIX века.

И был "Последний день Помпеи"

Для русской кисти первый день.

Е. А. Баратынский

Красота женщины

Другая очень известная работа выдающегося художника, представленная в стенах Приморской государственной картинной галереи, – это "Вирсавия". Эта картина восходит к библейскому сюжету о том, как царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию, которая была женой его подданного Урии Хеттеянина. Давид, отправив Урию на верную смерть, взял Вирсавию в жёны. Именно она стала матерью легендарного царя Соломона.

На картине Вирсавия изображена в купальне – как раз в тот момент, когда и началась эта история. Здесь великолепно отражена красота восточной женщины. Поражает исключительная белизна кожи Висавии, контрастирующая с чернокожим телом ее служанки. Изображение женской красоты – любимый мотив художника.

Долой рамки

Великий Карл никогда не мог работать в каких-либо рамках. Он писал только по внутреннему побуждению. Он практически не брался за работы на заказ. Все работы, которые он все-таки выполнял на заказ, не завершены, заканчивал он только те картины, которые были ему по душе. Это, в частности, портреты друзей. Если Вы видите перед собой оконченный портрет кисти Брюллова – несомненно, на холсте изображен его друг. Так, одним из завершенных портретов считается акварельный "Портрет графини О. П. Ферзен на ослике" – легкий, прозрачный, проникнутый невероятной нежностью и симпатией к модели.

Карл Брюллов, кроме всего, был великолепным анималистом. Во всех картинах, где встречаются изображения животных, они выписаны с особой любовью. Так, в сохранившемся эскизе "Портрета Александры Федоровны, жены Николая I, с дочерью Марией Николаевной на прогулке верхом в Петергофском парке" больше всего поражают лошади. Сама Александра с дочерью изображены достаточно схематично, а вот благородные животные написаны удивительно точно, именно они захватывают внимание зрителя.

Неотъемлемая часть культуры

Стоит отметить логическое построение выставки, нацеленное на восприятие художественного гения Брюллова в контексте времени, в котором он жил. Так, в первом зале собраны полотна Брюллова разных периодов его творчества. Во втором зале представлены произведения его современников и соратников. В третьем – графика, рисунки и акварели Брюллова. В четвёртом – работы его учеников. Особое место в экспозиции занимают работы одного из самых одаренных учеников Брюллова Фёдора Моллера, две картины Моллера входят в собрание Приморской картинной галереи.

"Брюллов – это часть культурной истории России, неотъемлемой, вечной, – говорит Евгения Полуднева. – Прекрасный портретист, великолепный рисовальщик, серьёзный психолог, новатор в живописи. Он легко отказывался от богатых заказов, мог отказать и в приёме важной персоне, в то время как для друзей и учеников двери его мастерской были открыты всегда. Говорил: "Живу, пока рисую". Если Пушкин – наше все в литературе, то Брюллов – в живописи. У этого художника нет нешедевров, все его работы имеют огромную художественную ценность. Брюллов – материк в русском искусстве".

Выставка Брюллова – это не просто большое культурное событие в столице Приморья. Это для каждого приморца возможность получить незабываемые, глубокие впечатления, огромное эстетическое наслаждение. Оговоримся сразу: быстро осмотреть экспозицию не получится, это просто невозможно.

Лекторий

• 18 октября – "Последний день Помпеи". История создания шедевра"

• 1 ноября – "Эпоха романтизма в изобразительном искусстве"

• 15 ноября – "Жизнь и судьба художника в зеркале автопортретов Карла Брюллова"

• 29 ноября – "Библейские мотивы в творчестве Карла Брюллова"

• 13 декабря – "Последний день Помпеи". История создания шедевра"

• 27 декабря – "Юлия Самойлова и Карл Брюллов. Больше, чем любовь"

• 10 января – "Карл Брюллов – исторические судьбы творческого наследия мастера".

Начало лекций в 17.00 в зале № 8 Главных анфилад.

СПРАВКА "ПП"

Карл Павлович Брюллов (1799–1852) – единственный из русских художников классического XIX века, стяжавший при жизни всеевропейскую славу, а по смерти – и мировую известность. Уникальность "Великого Карла" состоит в том, что он – единственный из современников и ближайших потомков – создал неповторимую индивидуальную манеру, свой творческий метод.

«Прогресс Приморья», № 40 (502) от 12.10.2018 г.

Елизавета Романовская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно