Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
28 декабря, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Серебряный Витязь» приехал в Приморье

В декабре в Москве завершился XVI Международный театральный форум "Золотой Витязь", участие в котором приняли приморские коллективы – Приморский краевой театр молодежи, а также Драматический театр Тихоокеанского флота, который занял второе место среди конкурсантов и привез в Приморье почетную награду – статуэтку "Серебряный Витязь". Главный режиссер театра Роман Колотухин за исполнение главной роли в спектакле награжден специальным дипломом фестиваля за лучшую актерскую работу. Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах о юбилее драмтеатра ТОФ накануне отъезда труппы в Москву. Сегодня сообщаем о том, как проходил ежегодный международный театральный фестиваль.

Высокая награда

Артисты Драматического театра ТОФ на сцене московского Театра на Покровке представили на суд зрителей и компетентного жюри спектакль по драме Ингмара Вилквиста "Ночь Гельвера". Итог – ошеломляющий. Приморский театр со своим спектаклем стал для столичной публики открытием. Организаторы конкурса во главе с народным артистом России, членом Патриаршего Совета по культуре Николаем Петровичем Бурляевым отметили чрезвычайно высокий уровень работы коллектива.

Театр молодежи тоже был поощрен организаторами форума: за спектакль "Завтра была война" (режиссер – Сергей Руденок) наши земляки получили почетный диплом жюри фестиваля с формулировкой "За честное раскрытие исторической темы".

Вообще конкурсной комиссией за год было отсмотрено примерно 100 спектаклей, и 18 из них оказались отобранными для участия в форуме. Это – лучшие театральные работы.

Форум искусств "Золотой Витязь" – это форум славянских и православных народов, открытый всему миру. Главные темы форума – это, конечно, славянство и православие. Однако спектакль по драме польского драматурга (славянского, но не православного автора. – Ред.) на тему зарождения фашизма – выше понятий "национальная общность", "вера"; в нем – общечеловеческая боль, именно она заставила артистов так вдохновенно сыграть свои роли, а зрителей – так живо откликнуться.

"За нравственные идеалы. За возвышение души человека"

"Мы открыты всем, кто исповедует девиз “Золотого Витязя”, – говорит Николай Бурляев. – Девиз – “За нравственные идеалы. За возвышение души человека”. Наши единомышленники – не только славяне и христиане, в нашем форуме участвуют коллеги из 60 стран. Фестиваль родился в 1992 году как ежегодный международный кинофорум. В мае 2010 года при поддержке Президента Российской Федерации состоялось историческое событие – создание Союза деятелей славянской культуры “Золотой Витязь”, двери которого открыты всем позитивно творящим деятелям искусства и СМИ. Сегодня мы проводим ежегодный Международный театральный форум “Золотой Витязь”, международный форум русского боевого искусства, осуществляем благотворительную программу “Международный форум `Золотой Витязь` – детям, будущему России”, направленную на помощь обездоленным детям, и акцию милосердия “Ветеранам российского театра и кино”. Мы объединяем не только лучших кинематографистов, деятелей театра и представителей СМИ планеты, мы объединяем зрителей".

В этом году в рамках форума зрители смогли посмотреть постановки по произведениям таких писателей, как Ингмар Вилквист, Лучиан Блага, Борис Васильев, Николай Гоголь, Николай Лесков, Вера Муйович, Сергей Найденов, Александр Островский, Захар Прилепин, Валентин Распутин, Вильям Шекспир, Александр Солженицын.

География участников довольно широка: Россия, Армения, Казахстан, Сербия, Румыния, Луганская Народная Республика. Свои спектакли представили театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Владивостока, Владимира, Калуги, Челябинска, Еревана, Луганска, Бухареста, Астаны, Белграда.

Прививка от чумы

Корреспондент газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России поинтересовалась у главного режиссера театра Романа Колотухина, который является режиссером спектакля и артистом, исполняющим роль Гельвера, почему выбор пал именно на это произведение.

"С пьесой я познакомился в 2013 году в Риге, после того как стал свидетелем шествия неонацистов, – говорит Роман Вячеславович. – Был очень сильно удивлен этим шествием и безмолвным одобрением общества. Понимаете, в Европе теперь другое отношение к фашизму, более того, есть люди, которые хотят переписать историю. Победу на страшной войне, которую выиграл наш народ, хотят отобрать у нас, обесценить. Есть люди, которые говорят о том, что под властью Третьего Рейха наша страна могла бы жить хорошо. Молодежь не знает историю, есть такие, которые предполагают, что Гитлер – это менеджер некой немецкой фирмы. Это очень пугает. И если мы сейчас упустим что-то очень важное, то нас ждет то, что показано в спектакле. Поколение, которое забывает историю, рискует повторить ошибки прошлого.

То, что происходит в нашей стране: шествие "Бессмертного полка", патриотическое движение в народных массах, сохранение памяти о подвиге наших предков, – очень правильно. Нужно не забывать, что День Победы – со слезами на глазах. Это надо помнить всегда.

И роль людей искусства в истории – напоминать людям о страшных событиях, которые пережила наша страна. Тем более тот факт, что мы военный театр, накладывает на нас повышенные обязательства в этом вопросе. С нашего спектакля люди выходят потрясенными до глубины души, с тяжелым сердцем. Но это необходимо в наше время. Это прививка от чумы".

Главный режиссер театра рассказал о своем отношении к таким явлениям в околокультурном пространстве, которые призваны унижать человеческое достоинство и попирать идеалы веры. "Я не считаю это искусством – говорит Роман Колотухин. – Режиссер, который не интересуется историей и смело переписывает Чехова, Островского, Достоевского, или художник, который в качестве перформанса размещает на полу изображения Христа, чтобы по ним ходили посетители, вряд ли преследуют благородные цели. Это мракобесие".

Посвящен Дню Победы

Жесткий, в некотором смысле провокационный, спектакль был поставлен в течение месяца. Главный режиссер, загоревшись идеей, начал искать артистов, способных сыграть Гельвера и Карлу – главных героев драмы, которые на протяжении полутора часов ведут на сцене непростой диалог. На роль Карлы была утверждена ведущая актриса театра Александра Пряха, которая блестяще справилась с ролью, а Гельвера режиссер решил сыграть сам. Директору театра была предложена идея постановки, и спустя месяц после ее утверждения актеры были готовы представить спектакль на суд зрителей.

Премьера спектакля состоялась в Доме офицеров флота 4, 5, 6 мая 2018 года и была посвящена Дню Победы. 22 июня, в день начала Великой Отечественной войны, спектакль также был продемонстрирован. А в конце июля появилась видеоверсия, которую театр отправил на отборочный тур конкурса в Москву.

Для участия в постановке в качестве заключенных концлагеря были привлечены дети военнослужащих из театрально-хореографической студии "Морская мозаика", руководителем которой является Арина Малышева. Клетки с детьми в полосатых робах и с номерами на груди выставляются возле сцены до начала спектакля. И зрители, заходя в зал, заранее настраиваются на то, что их души заденут за живое. Тем не менее, как рассказывает Роман Колотухин, случаются и казусы. Некоторые зрители делают селфи на фоне этих клеток и даже пытаются в них залезть, совершенно не отдавая себе отчета в том, что это кощунство. Ведь за каждым номером на груди – человек, который принял ужасную смерть.

Вынашивая идею постановки, Роман Колотухин изучал поведение и психологию особых детей. Наблюдал, чтобы поведение Гельвера – взрослого с разумом ребенка – не было надуманным, чтобы персонаж выглядел натурально. И артисту это прекрасно удалось – Гельвер в исполнении Романа Вячеславовича выглядит настоящим, не наигранным. Неслучайно после спектакля в Москве родители детей с особенностями подходили благодарить актеров, которые подняли вопрос о фашизме, который лишает права на жизнь всех, кто не соответствует каким-либо критериям, о праве человека быть счастливым и любимым, несмотря на то, что он отличается от большинства.

В лучших традициях

Драматический театр Тихоокеанского флота посетил форум практически в полном составе. Выезд на фестиваль для артистов стал глотком свежего воздуха, ведь поездка в столицу – это возможность посетить крупнейшие, ведущие театры страны, узнать, что происходит в драматургии и режиссуре, познакомиться с работой других коллективов, режиссеров, артистов. Такие поездки помогают обмениваться опытом с коллегами.

В рамках форума спектакли демонстрировались на разных театральных площадках Москвы, а итоги были подведены в Главном зале церковных соборов Христа-Спасителя. В этом невероятно красивом месте и были вручены статуэтки труппам, занявшим второе и первое места – "Серебряный Витязь" и "Золотой Витязь".

К слову, в копилке Драматического театра ТОФ этот, "Серебряный", "Витязь" уже не первый – как и участие в конкурсе международного формата. В 2006 году коллектив театра со спектаклем "Чморик" в постановке Станислава Мальцева впервые принял участие в форуме "Золотой Витязь" и сумел завоевать бронзовую награду.

Академичность в хорошем смысле этого слова, строгость в подходе к тексту и уместная, обоснованная экспрессивность, высокий уровень мастерства – вот отличительные черты Драматического театра ТОФ. И награды артистов – показатель отличной работы коллектива. Поэтому мы будем искренне надеяться, что театр продолжит добрую традицию и в дальнейшем обязательно взойдет на следующую ступень пьедестала.

А пока театр начинает развлекать деток – с 26 по 30 декабря, а затем со 2 по 6 января ежедневно будут проходить утренники "Новогодние приключения поросенка Фунтика".

В середине февраля театралов ждет премьера – пьеса по произведению Дмитрия Богославского "Любовь людей". 27 марта традиционно пройдет "Ночь в театре". Вообще 2019 год обещает быть насыщенным, ведь он в России объявлен Годом театра.

"Новогодние приключения поросенка Фунтика"

26, 27, 28, 29, 30 декабря – в 11.00 и 14.00.

2 января – в 14.00.

3, 4, 5, 6 января – в 11.00 и 14.00.

Стоимость билета 300 рублей.

«Прогресс Приморья», № 51 (513) от 28.12.2018 г.

Оксана Рождественская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно