Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
11 января, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Жизнь приморской сцены

Наступивший 2019 год в России назван Годом театра. Владивосток уже включился в атмосферу, созданную Мельпоменой. Впрочем, у наших театров не только сегодняшние аншлаги и успехи – Драматический театр ТОФ вернулся из Москвы с "Серебряным Витязем", о чём газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала подробно на своих страницах, но и великолепное прошлое.

Впрочем, именно из корней прошлого проросли те плоды, которые собирает нынешнее поколение театральных деятелей нашего края. И это называется школой. Александр Брюханов, директор Приморской краевой библиотеки им. М. Горького, писал в своё время в статье "Зеркало, в котором отразился край". "На театральном языке “зеркало сцены” – это пространство, обрамленное кулисами и упирающееся в колосники, в верхнюю рампу с софитами и проводами. На языке художественном, образном, “зеркало сцены” – это отражение той жизни и той реальности, в которую погружен Театр. Это зеркало может отразить пограничную заставу – место действия легендарного спектакля “Хрустальный ключ” Е. Бондаревой, затаившиеся перед боем сучанские сопки (“Сергей Лазо” той же Е. Бондаревой) или штормовое море (“Шторм восемь баллов” Г. Халилецкого) или благодатную Тудавакскую долину, куда выведет Левинсон горстку израненных бойцов (“Разгром” А. Фадеева). Я называю спектакли Приморского академического театра драмы им. М. Горького, поставленные в разные годы по произведениям писателей-земляков и ставшие частью реальной истории нашего края и его культуры.

Разумеется, не похожесть партизанских сопок отразило это зеркало, не гибельность штормовой волны, а человеческие характеры, сформированные стихией океана, тайги, Сихотэ-Алиньской грядой. Три артиста главной театральной сцены края явили нам во всей полноте и неоглядности эти самые человеческие характеры: Елизавета Ивановна Чалеева-Бельская, Никифор Колофидин и Андрей Присяжнюк.

Весь свой артистический талант Е. И. Чалеева-Бельская, начинавшая в свое время на великой сцене Малого театра в одних спектаклях с Марией Ермоловой, посвятила Приморью. В 1905 году охваченный революционным волнением Владивосток аплодировал ее Наде в горьковских “Врагах”, затем, полвека спустя, – другой ее героине, почтеннейшей матери героя-летчика из “Славы” В. Гусева. Елизавета Ивановна – живое воплощение того Владивостока, который утверждался волей его первооткрывателей: Невельского, Арсеньева, Буссе, Унтербергера. Ее образ вызывает в памяти живой отрезок истории, в котором сияли эполеты и рвались от ветра тугие паруса исследовательских корветов.

Никифор Григорьевич Колофидин – воплощение иного времени, иных умонастроений своих земляков. Это было время невиданных бросков в жар наших созидательных пятилеток, в размах и ширь того, что будет называться советским Приморьем. Одной из ранних театральных работ артиста была пьеса К. Симонова “Парень из нашего города”. Колофидин навсегда им и остался – нашим парнем, своим человеком, талантливо воплотив весь советский репертуар от Вс. Вишневского, А. Корнейчука, В. Катаева до образов, созданных уже в Москве, на сцене Центрального академического театра Советской Армии, до его ролей в кино, в том числе самой знаковой из них – роли генерала Пухова в выдающемся фильме “Белорусский вокзал”. Колофидин – воплощенная воля края, его мощь, взлет его созидательных побед. Его всегдашнее умение и мужество равнять себя по фадеевской формуле: “Жить и выполнять свои обязанности”.

И еще один характер. Еще один лик времени, отраженный в зеркале приморской сцены: Андрей Александрович Присяжнюк. Добрый нрав нашего края. Его улыбка. Его открытость миру. Его “чудинка”. Его человечность. Его дружелюбие. Простор его души. 1973 год – пик актерской карьеры Присяжнюка. За большие достижения в развитии советского театрального искусства Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание народного артиста СССР. Первому на всем советском пространстве от Урала до Тихого океана! И веселый пограничник Яша Бородин (“Хрустальный ключ”), и удалой боец из Первой Конной (“Первая Конная”), или его смешные герои из “Стряпухи”, “Судьбы – индейки” или “Неравного брака” – все образы, созданные артистом, выглядели нашими земляками. Людьми, нам близкими и хорошо знакомыми. Артист вдохнул в них всю полноту своего огромного актерского дара, который знатоки театра всегда сравнивали с чаплинским. Три актерские судьбы. Три творческие биографии, добавившие в общую биографию края что-то “личное”, от себя. Свое, неповторимое, обогатившее нашу общую биографию".

«Прогресс Приморья», № 1 (514) от 11.01.2019 г.

Валентина Демченко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно