Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
05 июля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Летать во сне и наяву»

Так называется вышедшая в свет новая книга Анатолия Бортника, постоянного автора газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "Прогресс Приморья". Впрочем, отдельные главы были опубликованы на её страницах.

Эта книга – снова о самолётах и лётчиках. Об удивительной ауре полевых аэродромов, пропахших цветами и пьянящим запахом бензина, о зовущей тайне бездонного голубого неба, о красоте воздушных лайнеров и о людях, безгранично влюблённых в своё дело. И о том, с чего начинается долгий, трудный, но невероятно интересный путь профессионального становления лётчика.

"Я не знаю своих будущих читателей. Но мне бы хотелось, чтобы среди них оказались мальчишки и молодые люди, которых бы после знакомства с этими записками потянуло в небо. Как это произошло со мной и многими моими сверстниками после рассказов полярного лётчика Михаила Водопьянова, книги Ассена Джорданова "Ваши крылья" или романа "Два капитана" Валентина Каверина", – говорит автор во вступительном слове, словно подчёркивая профориентационную направленность новой книги.

Анатолий Бортник, только что отметивший своё восьмидесятилетие, в прошлом – профессиональный лётчик, впервые поднявшийся в небо в далёком 1957 году, имеет богатый опыт лётной работы, оставившей в его душе неизгладимый след, и массу впечатлений с богатым эмоциональным спектром – от романтических до трагических.

Лётная судьба автора с юных лет причудливым образом переплелась с судьбой нашего города. Впервые в воздух он поднялся с аэродрома Брянского аэроклуба на учебно-тренировочном Як‑18, выпущенном на заводе № 116, как назывался в то время ААК "Прогресс". Уже будучи пилотом "Аэрофлота", в начале шестидесятых он познакомился с Арсеньевом, выполнив несколько рейсов на самолёте Ли‑2 в интересах производства предприятия почтовый ящик № 7. Позже, в числе других региональных полётов, на самолёте Ил‑14 выполнял авиарейс Хабаровск–Арсеньев–Хабаровск. И даже летая на Ту‑104, скоростном и высотном лайнере "Аэрофлота", он не упускал из виду Арсеньев, смотревшийся с высоты маленьким и затерянным в отрогах Сихотэ-Алиня, с дымным следом от ТЭЦ – символичным лучом розы ветров – ох уж этот непредсказуемый и зовущий вектор перемен! Он-то, наверное, и предопределил судьбу автора, связавшего всю дальнейшую жизнь с нашим городом, ставшим для него родным.

– Не жалеете, что навсегда остались в Арсеньеве? – спросили мы у автора, заинтересованные его творчеством.

– Не жалею. Напротив, я горжусь тем, что живу в Арсеньеве. Ведь наш городок, созданный среди живописной реликтовой тайги на волне определённых событий прошлого – явление уникальное. В его судьбе тесно переплетены судьбы многих неординарных личностей. Один Владимир Клавдиевич Арсеньев чего стоит – исследователь, путешественник, писатель, учёный. А первые директора завода № 116 – Владимир Ирьянов, Спиридон Апостолов, Николай Новиков, Николай Сазыкин – какие сложные и драматичные судьбы выпали на их долю. Здесь и трудовой подвиг, и организационные просчёты, энтузиазм и репрессии, производственные взлёты и падения. Это ведь оборонная продукция двух наших предприятий сделали Арсеньев всемирно известным. Невероятно интересная история у нашего города, мы просто забываем её за быстрым ритмом современной жизни.

А сколько замечательных знаковых имён моих современников отложилось на отдельную, особо важную флэшку моей памяти: Николай Сазыкин, Мария Немчинова, Сергей Шнейдер, Мария Тарасова, Вера Арбатская, Виктор Манойленко, Юрий Денисенко, Иван Никаноркин, Петр Степанчук, Владимир Агарёв, Клавдия Кресс, Василий Крапивин, Александра Павлинова, Николай Бесшапкин, Виктор Дебелов, Евгения Суриц, Владимир Бондаренко, Александр Захарьящев, Виктор Аладин – конечно же, всех не перечислить, для этого и целой статьи не хватит.

– Как мы понимаем, побудительным мотивом вашего творчества является влюблённость в профессию, в небо. Что ещё подтолкнуло вас к этой неожиданной, прямо скажем, для лётчика, работы?

– "Пацаны". Помните, в начале восьмидесятых на экранах страны появился этот пронзительный фильм о судьбе неприкаянных подростков. Это там, где дети могут ответить на любой провокационный вопрос, кроме одного: "Что такое добро?". Тогда же я где-то услышал замечательную фразу: "Хотя бы один взрослый, которого можно назвать на "ты", должен быть в жизни каждого пацана". Когда-то в зрелые годы я упустил этот момент, теперь вот навёрстываю. И ещё я вспомнил своё детство.

– Оно было трудным?

– Наверное, да, мы ведь с матерью пережили оккупацию во время войны. Но не это главное. Мы росли в формате ограниченной свободы и дефицита информации, хотя главные идеологические установки воспитания считаю верными. Понимаете, наше детство было похоже на бег по гаревой дорожке, с которой не свернуть. А мне иногда хотелось бежать по бездорожью. Ну, и Ричард Бах. Американский писатель, философ, публицист, и в первую очередь – лётчик. Его слова о смысле жизни – достичь совершенства и рассказать об этом другим, поразили меня своей простотой и определённостью.

– Вы достигли совершенства?

– Нет, конечно. Но я всю жизнь стремился к этому, и поэтому мне есть что рассказать.

– Ваши предыдущие книги были основаны на ваших личных воспоминаниях, воспоминаниях ваших коллег и даже архивных документах. Хорошо иллюстрированные фотографиями, написанные живым литературным языком, они являются довольно ярким путеводителем по истории развития гражданской авиации на Дальнем Востоке. Как вы думаете, получили ли они признание читателей?

– Учитывая незначительный тираж: "Лётно-транспортный отряд" – 300 экземпляров, "Небо, самолёты, лётчики" – 500, думаю, да. Особенно приятно было получать благодарные отклики от коллег по лётной работе. Со всей страны. Горжусь рецензией бывшего Главкома ВВС РФ, генерала армии, Героя России Петра Степановича Дейнекина, разыскавшего меня и высказавшего свою благодарность лично по телефону. Тот же случай положил начало нашим дружеским отношениям с Владимиром Александровичем Пономаренко – советским и российским учёным в области авиационно-космической медицины и психологии, доктором медицинских наук, генерал-майором медицинской службы. Он выслал мне в ответ своих целых пятнадцать книг. Ну, а главное, книга попала в библиотеки всех школ Арсеньева и близлежащих школ, и теперь только от учителей будет зависеть эффективность её использования в воспитательном процессе.

– Пользуясь случаем, хотели бы спросить. Вы довольны ходом работ по созданию в Арсеньеве авиационного музейно-выставочного центра? Какова ваша личная роль в этом созидательном процессе?

– Работы идут в хорошем темпе, не мешала бы погода. Я по-прежнему являюсь руководителем НП "ДВ музей авиации". На мне лежит ответственность за выбор и организацию взаимодействия с подрядчиком, который занят всем комплексом работ по созданию выставочной площадки и её инфраструктуры. Кроме того, я несу ответственность за текущую деятельность организации, план общественно значимых мероприятий которой, согласованный с департаментом внутренней политики края, является основанием для субсидирования проекта. И потому, кстати, подлежит строгой отчётности. В рамках этой программы я провожу плановые встречи со школьниками, решаю как текущие вопросы увлекательной воспитательной работы, так и проблемы ближайших общих перспектив нашего проекта. В общем, работы хватает.

Кстати, улыбнитесь. Звоню я на днях в Москву поздравить своего бывшего коллегу с восьмидесятилетием. Он поблагодарил и говорит: "Всё, завтра с чистой совестью иду увольняться с работы, хватит, пора на отдых!" На что я ему: "А меня вот только оформили как штатную единицу, поздравь!"…

Остаётся добавить, что книга Анатолия Бортника "Летать во сне и наяву", выпущенная во Владивостоке ОАО "ИПК "Дальпресс" тиражом 500 экземпляров, уже поступила в городскую и школьные библиотеки и ждёт своего читателя.

«Прогресс Приморья», № 25 (538) от 05.07.2019 г.

Владимир Андреев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно