Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
12 июля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Фронтовые дороги известных актёров

Окончание. Начало в № 23

Анализируя ситуацию вокруг современного отечественного кинематографа, наталкиваешься на мысль о том, что актёры прошлого играли в кино по-настоящему и были более колоритными.

Даже те, кто, казалось бы, не владел мастерством перевоплощения, всё же владел другим достоинством – умением играть роль так, что по спине бежали мурашки. Они создавали образы на века. Нередко даже так называемые комедийные актёры вдруг приглашались на серьёзные роли. О Юрии Никулине, диапазон которого был так широк, что он без труда мог сыграть клоуна, а затем – роль умудрённого жизнью бойца Некрасова или серьёзного офицера Лопатина.

Если поднять всю фильмографию Бориса Иванова, например, сыгравшего в "Гусарской балладе" генерала Дюсьеара, Владимира Басова, Дуремара из киноленты "Приключения Буратино", Зиновия Гердта, сыгравшего роль Паниковского в "Золотом телёнке", Владимира Этуша, в роли товарища Саахова из "Кавказской пленницы", то нетрудно ответить на вопрос, почему же они так ярко играют. Эти знаменитые люди вначале прошли тяжёлыми фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, и лишь потом оказались на съёмочной площадке.

О том, что у них за спиной война, контузии, ранения и потери, как-то прежде не принято было говорить. И казалось порой, выйдя из кинотеатра, что жизнь у них лёгкая, счастливая и безоблачная. Как ни парадоксально, в перестройку негромко стали рассказывать о жизни по-настоящему великих актёров. И сегодня, говоря о них, испытываешь небывалую гордость, вглядываясь в их фронтовые фотографии, на которых актёры запечатлены молодыми, с медалями и орденами на гимнастёрках. У них осмысление кинематографа такое, к которому, похоже, современному поколению идти долго.

Сериалов сегодня столько, что не снимается в них только ленивый. Пытаешься запомнить хотя бы фамилию современного молодого актёра, но в следующих сериях выныривают уже совершенно новые, незнакомые лица. Говорят они "штампованным" языком – он и не литературный, и не "городской", и не "деревенский". Вероятно, и герои все одинаково похожи друг на друга. В иных военных сериалах люди, одетые в форму тех времён, разговаривают современным языком, ведут себя вроде как непринуждённо, а вот роль не выходит. Речь, естественно, идёт не обо всех поголовно артистах кино. Есть и интересные роли, и глубокие образы. Складывается такое впечатление, что ни молодые режиссёры, ни начинающие актёры не знают историю советского, российского кинематографа. И вообще, есть ли такой предмет в культурных вузах? Если он существует, то, вероятно, предмет преподают не в полном объёме. Для учёбы нужно обязательно читать классиков; пусть ты будешь вторичен, но в итоге творческий лабиринт выведет тебя куда надо.

Сколько фильмов, "выстреливших" в 60–80-е годы прошлого столетия с участием молодых? Их можно называть навскидку: "Молодая Гвардия", "Жаворонок", "Солдаты" ("В окопах Сталинграда"), "На войне как на войне", "У озера", "Начало", "А зори здесь тихие", "Батальоны просят огня", "Застава Ильича", "Щит и меч", "Живые и мёртвые", "Служили два товарища", "Иваново детство", "Андрей Рублёв", "Любовь и голуби"… Не обязательно даже заглядывать в Интернет, список можно продолжать и продолжать. И это – без учёта кинолент 40–50-х годов. Такое впечатление, что режиссёры и актёры, прошедшие войну, учили молодых ненавязчиво, без назидания и пафоса. Они показывали своим примером, как нужно играть ту или иную роль, или перевоплощаться. Понятно, что "гореть" на съёмочной площадке не каждому актёру под силу. Тем и сложна эта профессия. В кружках и студиях при городских и сельских Домах культуры, в которых имел возможность заниматься каждый желающий, старались всё же отбирать лучшие примеры игры профессиональных актёров. Существовали кинопередвижки, открытые летние кинотеатры, имеющие лишь крышу, порой мы смотрели чёрно-белое кино и в дождь, и в жару. Были и крытые брезентом шатры-кинотеатры…

Ясно, что сегодня трудно выбрать правильный ориентир, что и кого снимать. На просторах Интернет-паутины столько фильмов – и отечественных, и зарубежных, что глаза в полном смысле разбегаются. И всё же, несмотря на трудности выбора, нужно научиться хорошее кино отличать от плохого – если хотите, вульгарного, скучного и неинтересного. Учиться нужно на хороших образцах, и, естественно, у тех, кто защищал Родину в начале жизни, а потом – уже в кино.

И тут вспоминается Алексей Смирнов, сыгравший добродушного механика из киноленты "В бой идут одни старики". За мужество и героизм его наградили медалями, орденом Красной Звезды, он стал кавалером двух орденов Славы. Другой известный актёр, Иннокентий Смоктуновский, воевал, имел награды. Впрочем, Смоктуновский очень ярко сыграл роль лейтенанта в фильме "Солдаты", снятого по произведению писателя Виктора Некрасова. На первый взгляд, это не командир вовсе – какой-то рассеянный, бесформенный интеллигентик в очках. Однако в дальнейшем выясняется, что надёжней командира и боевого товарища на сыскать. И в этом его подчинённые убедились в первом же бою.

В реальности Иннокентия Смоктуновского призвали в армию в 1943 году. Он сразу попал в пекло, в должности связного штаба 212-го стрелкового полка 75-й гвардейской стрелковой дивизии участвовал в тяжелейших боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в освобождении Киева. За то, что под огнём врага пробираясь вброд через Днепр, доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, Смоктуновский был удостоен первой боевой награды – медали "За отвагу". Эту награду Иннокентий Михайлович получил спустя 49 лет, на сцене Московского Художественного театра, после окончания спектакля "Кабала святош".

Дело в том, что в 43-м под Киевом Смоктуновский попал в плен, месяц содержался за колючей проволокой в лагере в Житомире, затем – в Шепетовке и в Бердичеве. 7 января он сумел бежать из плена и укрыться в хате украинской семьи. После войны он попал в список "неблагонадёжных", несмотря на свой побег. Он получил, как говорили тогда, "минус 39", то есть ему запрещалось проживание в 39 крупных городах страны. Не учли даже то, что в боях при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года его отделение одним из первых ворвалось в траншеи и уничтожило около 20 человек живой силы противника. За тот бой Смоктуновский получил вторую медаль "За отвагу".

После войны Смоктуновский осуществил свою давнюю мечту стать актёром. У него вообще нет ролей не запоминающихся, проходных. Неслучайно ему доверили в фильме "Гамлет", снятом по произведению Шекспира, играть главного героя. Он смотрелся там очень убедительно.

Так что сама жизнь наших актёров, опалённых пламенем войны, – отдельная история, требующая своего художественного воплощения. И таких актёров в России немало.

«Прогресс Приморья», № 26 (539) от 12.07.2019 г.

Илья Кисегач

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно