Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
11 октября, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«И стоило жить, и работать стоило»

. Автор - Галина Писарева

Автор фото — Галина Писарева

Город Арсеньев всегда славился талантливыми людьми. Это лишний раз доказывает творческая встреча с удивительным человеком, членом Общероссийской общественной организации Союза писателей России Юрием Максимовичем Сафоновым, которая совсем недавно прошла в центральной городской библиотеке по случаю его награждения литературной медалью "Владимир Маяковский. 125 лет" за вклад в развитие русской культуры и литературы. Медаль учреждена российским Союзом писателей в 2018 году. Право ношения медали предоставляется номинантам национальных литературных премий "Поэт года" и "Писатель года", произведения которых опубликованы в конкурсных альманахах и оценены Большим жюри.

В тот солнечный день Юрий Максимович принимал искренние поздравления, добрые пожелания от присутствующих на встрече, которая получилась душевной, тёплой, познавательной. Юрий Максимович рассказывал о своей жизни и родных, о труде и творчестве, читал стихи собственного сочинения, отвечал на вопросы присутствующих в зале.

Юрист, финансист, экономист, плановик, бухгалтер, рыбак, охотник, радиолюбитель, спортсмен, музыкант, поэт – это всё о нём.

Из поколения в поколение

Пожалуй, знакомство с Юрием Максимовичем стоит начать с его богатой родословной, вместившей с себя несколько поколений Сафоновых-Поповых.

Его дед по материнской линии, Яков Моисеевич Попов, работал кучером у помещика Засятько на Украине. Присмотрел там себе в жены прекрасную девушку, горничную Евгению, и выкрал её у хозяина. Уехал с молодой женой на Байкал. Жили на железнодорожной станции Мариинск, что недалеко от Иркутска. Глава семейства строил Восточно-Сибирскую (Круго-Байкальскую) железную дорогу. Жили в землянке, которую супруг выкопал сам. Рядом жили ещё пять семей, и тоже в землянках.

Яков Моисеевич был свидетелем расстрела соратника Ленина Ивана Васильевича Бабушкина, революционера, корреспондента газеты "Искра", активного борца за освобождение рабочего класса. Его и пятерых товарищей расстреляли в 1906 году на станции Мысовая (ныне город Бабушкин), республика Бурятия. Забегая вперёд, стоит подчеркнуть, что сотрудники городского музея им. И. В. Бабушкина обратились к Юрию Максимовичу с просьбой написать воспоминания о его дедушке Якове Моисеевиче. Он выполнил их просьбу. Да ему и самому было интересно побольше узнать о своей родословной, которую удалось восстановить со времён жизни Голицыных, Нарышкиных, Хаванских.

Детей в семье было девятеро. Пятеро из них посвятили свою жизнь военному делу. В годы Великой Отечественной войны сын Пётр был партизаном, Володя служил танкистом, погиб в 1939 году в боях на Хасане, Леонид воевал в составе кавалерийского корпуса генерал-майора, Героя Советского Союза Льва Михайловича Доватора. Бойцы совершали рейды по тылу противника на территории Смоленской области.

Когда первый раз на Леонида пришла похоронка, слегла мать и вскоре умерла. Позже, в 1943 году, опять пришла на него похоронка. Отец не поверил, что сына больше нет.

– Мы с дедом ещё долго ходили на станцию встречать Лёню с войны, – с грустью вспоминает Юрий Максимович. – Он был похоронен в районе города Смоленска. Сын Михаил шофером колесил по фронтовым дорогам, дочь Нина, медик, окончила войну в звании капитана. Николай был переводчиком на таможне в городе Кяхта на границе с Монголией. Знал несколько языков. Все мои родные достойно защищали свою Родину, – с гордостью сказал Юрий Максимович.

Его дед по отцовской линии – из донского казачьего рода Сафоновых станицы Луганской. Командир казачьей сотни в 1918 году сопровождал караван с зерном и другим продовольствием в Царицино. Погиб в 1919 году недалеко от станции Калач-на-Дону.

Отец Юрия, Максим Семёнович, – кадровый военный, мама – медицинский работник. Во время войны отца практически не было дома. Маленький Юра бегал в воинскую часть за пайком, который их спасал в голодные военные годы.

Судьба Юрия сложилась удачно. Родился в 1938 году на станции Мысовая Восточно-Сибирской железной дороги.

Его первый талант – музыкальный – раскрылся ещё в школьные годы. Ученик пятого класса играл в оркестре народных инструментов Мысовской средней железнодорожной школы № 56. Руководил оркестром учитель физики Павел Трофимович Радаев. Оркестр под его руководством неоднократно выходил победителем и был призёром школьных олимпиад Министерства путей сообщения по Восточно-Сибирской железной дороге. Впоследствии из участников этого оркестра вышло немало хороших музыкантов.

Вуз

В 1955 году Юрий поступил на экономико-юридический факультет Томского государственного университета им. В. В. Куйбышева. И здесь он тоже играл в духовом оркестре университета, где его выбрали старостой. Художественным руководителем оркестра был тромбонист Томской филармонии Владимир Боярищев, который снабжал студентов контрамарками на концерты знаменитых артистов, приезжающих в Томск на гастроли. Юрий также играл на контрабасе в эстрадном инструментальном квартете университета. Одно время в квартете играл начинающий композитор Станислав Матус. Ребята ездили с концертами для населения северного района Томской области. Как признаётся Юрий Максимович, он умеет играть и на других инструментах – пианино, саксофоне, кларнете, мандолине.

Но больше всего его творческую натуру тянуло к поэзии. В университете Юрий знакомится с творчеством молодой поэтессы Надежды Пархоменко, тоже студенткой его факультета. Большое влияние на увлечение стихами оказала и студентка Людмила Плисова, которая познакомила его с творчеством поэта, запрещённого в те годы, – Сергея Есенина, стихи которого произвели на Юрия неизгладимое впечатление.

Своё первое стихотворение Юрий посвятил своей супруге. С головой окунулся в мир поэзии с 1960 года, когда молодым специалистом прибыл на Арсеньевское машиностроительное предприятие – бывший почтовый ящик номер 7, ныне авиакомпания "Прогресс", являющаяся одним из лидирующих предприятий Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Завод "Прогресс"

Молодой специалист Юрий Сафонов устроился экономистом в литейный цех 15, позже работал производственным мастером в цехе на участке товаров народного потребления. В то время на заводе трудилось 2 700 работников. Он был единственным специалистом с университетским экономическим образованием. Позже, в отделе новой техники, его задействовали в должности экономиста по внедрению новых предложений.

Аэросани, учебно-тренировочный самолёт Як‑18 и его несколько модификаций, лёгкий и манёвренный самолет Ан‑14, который ласково называли "Пчелка", производство вертолётов Ми‑24 – изделия, к которым был причастен Юрий Максимович.

С 1959 по 1976 год предприятием руководил Николай Иванович Сазыкин. Коллектив завода высоко оценил его вклад в развитие предприятия. В 1981 году Арсеньевскому производственному авиационному объединению "Прогресс" было присвоено имя Героя Социалистического труда Н. И. Сазыкина. Вот с таким выдающимся человеком довелось работать Юрию Максимовичу, который был правой рукой директора. Неоднократно Николай Иванович доверял ему решение важных производственных задач, например таких, как перевод завода на новую систему планирования и экономического стимулирования; создание службы автоматизированной системы управления производством; а также проведение мероприятий по ликвидации убыточных изделий товаров народного потребления. Юрий Максимович провёл тщательный анализ изделий, разработал необходимые мероприятия. И вскоре завод стал получать прибыль от производства ТНП в размере 200–300 тысяч рублей. Тогда это были большие деньги.

После упразднения Совнархозов завод отошёл в подчинение к Министерству авиационной промышленности. Принимать завод приезжала комиссия во главе с заместителем министра МАП СССР Василием Васильевичем Преображенским. Будучи начальником финансового отдела, Юрий Максимович обивал пороги в Министерстве и выбивал средства для развития производства. К концу 80-х годов предприятие занимало второе место среди машиностроительных заводов по объему производства валовой продукции, который достигал 12 миллионов рублей; численный состав был 17 тысяч человек

– В 1980 году, в период подготовки к проведению Олимпийских игр, – вспоминает Юрий Максимович, – всей стране, в том числе и нашему предприятию, было дано задание по проведению проверки использования ценных драгметаллов. Мне было поручено провести ревизию, как и в каких изделиях и объёмах используются на заводе драгметаллы. В течение целого года я проводил эту работу, которая завершилась составлением акта ревизии и разработкой плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений. Оказалось, что на предприятии драгметаллов было больше, чем объём производимой валовой продукции, а это более 12 миллионов рублей.

Также мною были разработаны мероприятия по использованию драгметаллов, сбору и сдаче в государственный фонд, исключающие потери и хищения. Эта система работает до сих пор.

В должности заместителя главного бухгалтера Юрий Максимович проработал 15 лет. Принципиального, честного и грамотного руководителя приглашали проводить ревизии на предприятиях города, страны. Когда обнаруживал хищения, то доказывал конкретными расчётами и документами.

Уволился с предприятия в 1992 году и занялся бизнесом. В 1994 уехал в город Владивосток, устроился главным бухгалтером в ООО "Ритм", где проработал пять лет.

Поэзия

Именно в годы работы в краевой столице Юрий Максимович вплотную занялся поэзией. По выходным дням, когда он ездил в родной город, у него было достаточно времени в пути, чтобы активно заняться поэтическим творчеством. За эти годы он написал почти треть своих произведений. Свои первые стихотворения он показал редактору арсеньевской ведомственной газеты "Прогресс" Валентину Кнаппу, который и благословил его на дальнейшее творчество.

В 1997 году Юрий Максимович дал прочитать несколько своих произведений владивостокскому поэту Борису Лапузину, члену Союза писателей России, который тоже одобрил его творчество. Первые произведения стали печататься в независимой городской газете "Инициатива". В 2000‑м он принимает участие в конкурсе по написанию и представлению проекта Гимна России на музыку Гимна Александра Александрова.

В 2003 году Юрий Максимович получает приглашение принять участие в деятельности местного творческого объединения "Костры". В первом номере одноимённого журнала-альманаха публикуются восемь стихотворений поэта. Всего Юрий Максимович написал более 350 разных по жанру стихотворений: о людях, природе, любви, рыбалке, охоте, детских, биографических и других, в том числе произведений, написанных в результате встреч во время поездок по стране, наблюдений за явлениями природы, о событиях, произошедших с ним и его друзьями, о детях войны и так далее. Не остался он равнодушным к восстановлению заброшенных могил участников Великой Отечественной войны и известных горожан на его малой родине. Его стихи сыграли объединяющую роль по уходу за ними и восстановлению новых памятников.

Он ярко и щедро рассказывал о людях, работающих рядом с ним. Одно из его произведений посвящено фронтовому разведчику, главному бухгалтеру авиакомпании "Прогресс" Василию Матвеевичу Гостеву.

Когда Юрий Максимович побывал в Харьковском музее изобразительных искусств, то некоторые картины Айвазовского, а также портрет Тараса Шевченко, произвели на него огромное незабываемое впечатление и воодушевили на написание стихотворений. На его счету – четыре сборника стихотворений, готов к изданию пятый – поэма "Дозор".

Стихи занимают в его жизни много места. Как отмечает Юрий Максимович, пишет он по настроению, желанию, вдохновению – о том, что накопилось в душе. Свободное выражение чувств и мыслей выливается в произведения. Поэзия для него – пища для ума и души, призывающая жить правильно и честно, уважая себя и окружающих.

– Однажды я прочитал директору предприятия Николаю Ивановичу Сазыкину оду про бараки, в которых ютились заводчане, – вспоминает Юрий Максимович. – Тот просто-напросто расстроился и приказал своему помощнику Часову лететь в Москву и скорректировать план финансирования строительства жилья. С 1971 года в городе начался процесс сноса бараков.

Также определённую роль сыграло моё стихотворение, посвященное образованию ЗАТО и захоронению отходов атомного производства в окрестностях города, против которого выступала вся общественность Арсеньева.

Юрий Максимович – номинант нескольких национальных литературных премий: трижды – в номинации "Наследие", а также в номинациях "Поэт года", "Лирика", "Детская литература". Отбор номинантов проходит в течение каждого года. Жюри оценивает нескольких тысяч авторов. Это даёт возможность находить множество талантов в народе в живой и современной форме общения, чтобы читатели смогли увидеть как можно больше интересных и талантливых произведений и были доступны широкой публике.

Юрий Максимович освоил компьютер и Интернет, когда ему было за 50. Он постоянный автор портала "Стихи.ru", где у него опубликовано 351 произведение, и почитателей его таланта – более 20 тысяч.

Досуг

– Мне никогда не хотелось поехать отдохнуть в санаторий или на курорт, – признаётся Юрий Максимович. – Мой отдых – это охота, рыбалка, лес.

Со слов Юрия Максимовича, он является негласным чемпионом города Арсеньева по ловле щук на спиннинг. Его улов – 102 штуки за день на реке Улахе с. Новотроицкое.

С улыбкой на лице он рассказывал собравшимся в зале, как однажды пересеклись его таёжные тропы с медведем, а ещё – с тигром.

Спорт тоже был в его жизни. Футбол он любил с детства, даже играл в команде цеха 15 и участвовал в соревнованиях между подразделениями завода. Их команда заняла второе место. В университете увлекался лыжами и лёгкой атлетикой.

Супруги вырастили двух дочерей, которые подарили им двоих внуков и внучку. Уже есть и правнук.

В творческих планах Юрия Максимовича – продолжать писать и дальше. Для его новой книги уже собрано более ста стихотворений. Поэт, который был замечен и оценен Союзом писателей России и своим творчеством прославил Приморье, а также небольшой город машиностроителей – Арсеньев.

«Прогресс Приморья», № 39 (552) от 11.10.2019 г.

Галина Писарева

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно