Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 октября, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

По страницам «вахтенного журнала»

Продолжая обзор "Морского сборника" – журнала Военно-Морского Флота, который издается с марта 1848 года, газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России расскажет сегодня о подвиге моряков Тихоокеанского флота, являющегося оперативно-стратегическим объединением Военно-Морского Флота РФ. Отвага и мужество всегда являлись главными качествами русских моряков, готовых отдать жизнь за Родину и свой народ. И моряки Тихоокеанского флота, внесшие в годы Второй мировой войны особый вклад в дело защиты Отечества, вписали важную страницу в героическую летопись российского флота, День образования которого в нашей стране отмечается 30 октября.

Мы обратимся к статье капитана I ранга С. Домошенкина "”В представлении к награждению отказать…” Забытый подвиг экипажа кабельного судна “Пластун”", опубликованной под рубрикой "Страницы истории" в одном из номеров текущего года. Статья посвящена малоизвестному факту из истории отечественного флота – бою советского кабельного судна "Пластун" с южнокорейскими кораблями в июне 1950 года. Эти события относятся к началу Корейской войны 1950–1953 годов, ставшей первым крупным военным конфликтом после Второй мировой войны.

"В жизни всегда есть место подвигу, однако многое зависит от готовности человека к его совершению, – пишет автор. – И в послевоенный период имели место многочисленные примеры проявления мужества и героизма личным составом флота при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни. На флот стали приходить молодые люди, пережившие вой­ну, оккупацию, испытавшие голод и нужду, самоотверженно трудившиеся в тылу, где главным лозунгом был: "Все для фронта! Все для победы!" Это поколение, воспитанное в духе патриотизма и беззаветной любви к Родине, всегда было готово к Подвигу". 

Однако, как отмечает С. Домошенкин, в силу различных обстоятельств не все героические поступки получали широкую известность. Многие из них остались лишь в памяти очевидцев и на страницах наградных листов, зачастую нереализованных. В большинстве случаев близкие даже не знали об обстоятельствах гибели своих сыновей, братьев, отцов и мужей. Сегодня, по прошествии нескольких десятилетий, появилась возможность приоткрыть завесу тайны и назвать имена героев.

Так, одним из примеров подвига, оставшегося безвестным, является подвиг советских моряков, который они совершили в первые сутки Корейской войны. 23 июня 1950 года в 16 часов 30 минут кабельное судно "Пластун" отдела связи 5-го ВМФ под командование капитан-лейтенанта Ф. В. Колесникова вышло из Владивостока в Порт-Артур, имея на борту груз (имущество связи и лес) и двенадцать пассажиров. А на рассвете 25 июня 1950 года северокорейские войска перешли границу южного соседа.

Курс судна проходил вне территориальных вод сопредельных государств. В 20 часов 47 минут 25 июня, находясь приблизительно в 12,5 милях от южнокорейского побережья, сигнальщик "Пластуна" обнаружил ходовые огни неопознанного корабля, приближающегося со стороны корейского берега. В 21 час 30 минут неопознанный корабль приблизился на дистанцию 1–2 кабельтовых, осветил корабль прожектором и потребовал его остановки. В 21 час 45 минут со стороны Корейского побережья были обнаружены огни еще трех неопознанных кораблей, которые, приблизившись на дистанцию 10–15 кабельтовых, стали в кильватер кабельному судну "Пластун". К 0 часам 15 минутам 26 июня корабли сократили дистанцию до 10 кабельтовых, один из них зашел с левого борта и с дистанции около 5 кабельтовых провел по кабельному судну три артиллерийских выстрела из среднекалиберного орудия. Снаряды прошли под кораблем. По первому выстрелу на "Пластуне" была сыграна боевая тревога. По приказанию командира корабля в адрес оперативного дежурного 5-го ВМФ была передана кодограмма об обстреле. Одновременно командир приказал сигнальщику передать на корабль, ведущий огонь, данные о государственной принадлежности своего корабля и наличии на борту пассажиров.

В 0 часов 30 минут в ответ на вызов корабль с бортовым номером 701 открыл огонь, сблизившись с "Пластуном" к этому времени на дистанцию 1 кабельтов. Противнику удалось добиться нескольких попаданий в корпус "Пластуна". Два других корабля вели огонь из крупнокалиберных пулеметов. "Пластун" ответного огня не открывал. Командир кабельного судна принял все меры к его спасению. Экипаж "Пластуна" под огнем противника привел оружие в полную боевую готовность.

Приблизительно в 1 час 15 минут один из снарядов разорвался на мостике, его осколками был смертельно ранен командир корабля капитан-лейтенант Колесников. Ранения также получили помощник командира лейтенант Ковалев, рулевой и сигнальщик. Умирая, Колесников отдал приказ: "За Родину! Бей гадов!" Командир судна до конца выполнил свой воинский долг, и экипаж не подвел своего командира.

Командование принял раненый помощник командира корабля лейтенант Ковалев, который приказал дать полный ход. Расчет 45-мм орудия правого борта открыл ответный огонь. После нескольких попаданий в корабль № 701 тот прекратил огонь и резко ушел в сторону. Сосредоточенным огнем кабельного судна противник был отогнан, на корабле № 701 было разбито носовое орудие и нанесены другие серьезные повреждения.

В 1 час 21 минуту помощник командира корабля приказал лечь на обратный курс. В 1 час 50 минут корабли скрылись из видимости кабельного судна. Всего по "Пластуну" было выпущено более 60 снарядов, в ответ по 701-му – двенадцать 45-мм снарядов и израсходовано около 180 патронов ДШК. В результате обстрела "Пластуна" были повреждены борт, надстройки, корабельное имущество, а также груз и вещи личного состава. В бою погибли три человека: командир корабля капитан-лейтенант Филипп Васильевич Колесников, связист матрос Валентин Александрович Туркин, машинист трюмный старшина II статьи Константин Семенович Еремеев. Еще 11 человек получили ранения, в том числе четверо из них – тяжелые.

28 июня 1950 года "Пластун" возвратился во Владивосток. Командир Владивостокского района СНиС подполковник Ковалев принял решение о представлении к государственным наградам отличившихся моряков. Данное решение было поддержано начальником связи 5-го ВМФ капитаном I ранга Бледневым и командованием 5-го ВМФ. Всего к награждению были представлены 32 члена экипажа и пассажира.

14 июля 1950 года командующий 5-м ВМФ контр-адмирал Н. Г. Кузнецов обратился к военно-морскому министру адмиралу И. С. Юмашеву с ходатайством о представлении к государственным наградам членов экипажа и пассажиров, проявивших мужество и героизм при отражении нападения нескольких сторожевых кораблей ВМС Южной Кореи.

В августе наградной материал поступил в Военно-морское министерство, была подготовлена докладная записка на имя И. В. Сталина, проект Указа ПВС СССР. Однако проект Указа, подготовленный Управлением кадров ВМС СССР, заметно отличался от предложений по награждению, представленных командующим 5-м ВМФ. Однако адмирал Юмашев принял решение от награждения отказаться. О мужестве и отваге экипажа корабля умолчали.

В то же время в Южной Корее морской бой четырех патрульных кораблей с советским кабельным судном "Пластун" считается одним из главных событий в истории национальных ВМС. По версии южнокорейской стороны, на борту кабельного судна могло находиться подразделение северокорейских войск, которое надлежало высадить на территории Южной Кореи. Однако эта версия не находит документального подтверждения. Достоверно известно, что пассажирами "Пластуна" были флотские офицеры и гражданские служащие, в том числе женщины, возвращавшиеся из отпусков к местам службы и работы в советскую ВМБ Порт-Артур. Бесспорно и то, что в сложившейся критической ситуации они не остались сторонними наблюдателями, а каждый из них в меру своих сил и уровня подготовки вместе с экипажем судна принял активное участие в отражении нападения, проявив при этом лучшие качества советского гражданина и патриота.

В частности, пассажир А. А. Кучин, штурман 7-го дивизиона 2-й БрТКа Порт-Артурской ВМБ, находился на мостике и, приняв на себя обязанности штурмана, благополучно довел корабль в главную базу флота. Помощник коменданта Порт-Артура 39-й армии старший лейтенант Н. И. Филипашин, также оказавшийся на судне в качестве пассажира, видя недостаток в личном составе, принял командование орудиями на себя. Главный технолог технического отдела флота Н. П. Покровская, также ехавшая пассажиром, развернула лазарет, где оказывала первую медицинскую помощь раненым, не отходя от них.

Примечательно, что высокое звание "старший лейтенант" Ковалеву было присвоено за три дня до этого тяжелейшего похода. Несмотря на ранение в правую руку и ногу, он сразу же заменил командира и умело командовал судном, проявив профессионализм и мужество в экстремальной ситуации. Своевременно мобилизовал личный состав на заделку подводных пробоин. В течение двух суток находился на мостике, командуя судном и поддерживая моральное состояние пассажиров, организовав их уход за ранеными, и благополучно привел "Пластун" в главную базу флота – во Владивосток. Это – свидетельство хорошего уровня подготовки и высоких морально-волевых качеств.

После излечения в госпитале М. М. Ковалев в течение четырех лет командовал кабельным судном "Пластун", в дальнейшем командовал другими судами ВМФ.

С. Домошенкин сожалеет о том, что подвиг экипажа и пассажиров кабельного судна не получил широкого общественного резонанса и не был отмечен государственными наградами. Однако он подчеркивает, что в настоящее время мы можем исправить ситуацию, вернув из небытия имена героев.

Стоит отметить, что эти события вдохновили военного моряка и флотского писателя В. И. Чукреева, и из-под его пера вышла повесть, посвященная подвигу офицеров и матросов корабля "Ратник", прообразом которых послужили члены героического экипажа кабельного судна "Пластун".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 41 (554) от 24.10.2019 г.

Екатерина Добровольская, по материалам «Морского сборника»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно