Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
15 ноября, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Эра вокально-инструментальных ансамблей

Продолжение. Начало в №41

Сегодня артистом стать нетрудно, можно записать клип и разместить его в ютубе, и, можно не сомневаться, просмотр обеспечен.

Однако вопрос в другом: а настоящее ли это искусство, когда каждому под силу создать такой клип? Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России неслучайно рассказала своим читателям о том, как ворвались в советскую эстраду белорусские "Песняры", внеся много нового как в музыку, так и в моду. И не было тогда ни Интернета, ни сотовой связи. За рубежом ансамбль тоже произвёл фурор. Мол, как так, в закрытой стране, где все под запретом, – и вдруг появилась такая группа? Да ничего подобного не было, красиво петь никому не запрещалось, даже поощрялось. Просто был идеологический "присмотр", и, как показало время, порой необходимый.

Вспоминаются семидесятые годы прошлого века, когда вслед за ВИА стали появляться и новые имена среди вокалистов эстрадного жанра. Советский музыкальный журнал "Кругозор" постоянно писал о новинках тех или иных международных конкурсов артистов эстрады. Их было немало. Вот как рассказывал "Кругозор" о некоторых популярных музыкальных международных конкурсах:

"Трудно даже приблизительно сказать, сколько новых песен сочиняется в мире за год. Тысячи? Десятки тысяч? Во всяком случае, очень много. И коль скоро есть такой (немаловажный) вид человеческой деятельности, как сочинение и исполнение эстрадных песен, то в конце года вполне правомерно сделать обзор достижений в этой области. Чтобы не захлебнуться в этом безбрежном песенном море, мы решили прибегнуть к помощи авторитетных жюри нескольких авторитетных фестивалей.

На пятой звуковой странице читатели "Кругозора" услышат исполнителей, завоевавших золотые награды 1970 года. (В журнале имелся специальный блок, куда вшивались гибкие пластинки голубого цвета с записями песен победителей, лауреатов и участников различных конкурсов. – Прим. ред.). Первый приз Болгарского международного фестиваля "Золотой Орфей" получил уже известный певец Бисер Киров за исполнение песни Танчо Русева о дружбе.

"Золотой олень" – заветная награда международного конкурса и фестиваля лёгкой музыки в Брашове (Румыния). В нынешнем году сюда съехались певцы и певицы из 26 стран, они соревновались четыре дня. Помимо жюри и переполненного зала, их искусство судили миллионы любителей эстрадной песни многих европейских стран: конкурс и фестиваль транслировало Евровидение. Достался же "Золотой олень" певице голландского телевидения Терезе Штайнмец за песню румынского композитора Г. Мэлиняну "Ты девушку найдёшь, а друга никогда".

Победу одержала и хорошо известная в нашей стране болгарская певица Лили Иванова. Она увезла первый приз за исполнение – "Золотую пластинку" – с 3-й Олимпиады эстрадной песни в Афинах, победив соперников из 38 стран.

Итак, три "золотых" голоса года… Каждый из них, несомненно, доставит удовольствие слушателям. Весьма возможно, что любителей эстрады встревожит вот какое обстоятельство: три разных конкурса, три жюри, но послушайте звуковую страницу и убедитесь, как похожи между собой победители и манера их исполнения. Устоявшийся вкус, высокая требовательность к музыкальным данным – это прекрасно; но терпит ли эстрада однообразие?

Чтобы читатель и слушатель "Кругозора" мог сам сделать выводы, мы подобрали на шестой звуковой странице ещё три песни с конкурсов нынешнего года. На этой оборотной стороне медали-пластинки звучат голоса певцов, завоевавших самые большие симпатии у зрителей.

На конкурсе "Золотой Орфей" специальным призом была награждена норвежская певица Анита Хегерланд, исполнившая песню болгарского композитора Б. Елезера: "Птицы с синего юга". Певица предельно молода: ей восемь лет. Она соревновалась наряду со взрослыми, по той же программе".

На том конкурсе были определены пять лауреатов эстрады. Вот что они рассказали тогда "Кругозору".

Джипси (ГДР), лауреат эстрадных телевизионных конкурсов "Шлягеры маленького города", "Музыка в воздухе", "Парад звёзд":

– Мне очень легко на сцене. Всё происходит как-то само собой. Танец и песня сливаются… Что получается? Я не вижу себя со стороны, но знаю: со стороны, как говорится, виднее.

Регина Писарек (Польша), лауреат Международного фестиваля эстрадной песни в Сопоте и конкурса эстрадных певцов в Ростоке:

– Я окончила консерваторию в Варшаве по полному классу и три года училась эстрадной музыке. И ещё – педагогический факультет по отделению польского языка. Надо сказать, что польские народные песни не рассчитаны на низкий голос. Другое дело – русские, цыганские. Поэтому долго пела лирические песни. Теперь мне больше по душе темповые. Думаю, что голосовые данные должны быть такими, чтобы техническая сторона не волновала певца, чтобы он полностью был занят тем, как донести мысль, чувство, переживание, если хотите. И важна своя интерпретация произведения, особенно тогда, когда оно уже известно слушателю.

Мне много приходилось ездить. Приезжала я и в Страну Советов. В частности, дважды выступала в программе Московского мюзик-холла. Больше всего на свете люблю цветы…

Бисер Киров (Болгария), лауреат международного фестиваля:

– Сегодня эстрада как бы приближена к публике. Сегодня все поют так, как пели в парке, дома, на улице…

Лиляна Петрович (Югославия), лауреат международных конкурсов и фестивалей в Голландии, Италии, Финляндии:

– Путь на эстраду бывает извилистым, как дорога в горах Словении. Музыка окружала меня с детства: мать пела в хоре, отец играл на гитаре. Но меня влекла живопись. Мечтала окончить художественный институт, а поступила в балетную школу. Осенью нужно было начинать танцевать, а я начала петь. Видите, какие крутые повороты! Не без гордости могу заметить, что многие тексты сочинила сама. Для одной песни даже написала слова по-русски. Название ее несколько длинновато, но зато оно рассказывает о сущности: "Было у нас два дня любви". Мне бы очень хотелось, чтобы А. Бабаджанян написал музыку на мои слова. Но вы знаете, пока дождёшься от композитора мелодии, забудешь собственные слова. Чтобы этого не случилось, стала сама исполнять песню под гитару.

Юрий Богатиков (СССР), Заслуженный артист УССР, лауреат премии комсомола Украины, дипломант конкурса украинских вокалистов, лауреат фестиваля "Дружба" в ГДР:

– Родился в Донбассе. Учился в Харькове. Служил на Тихоокеанском флоте. Потом уже… пел в Париже, Гренобле, Берлине и других городах. В Берлине после концерта ко мне подошёл директор оперы и спросил, есть ли у меня в репертуаре партии лирического баритона. Есть такие. Пою. И вот эстрадному певцу предложили стать солистом оперы…

А началось всё с самодеятельности. Очень мне нравились украинские песни. Ну, знаете, где можно показать голос, – с широкой мелодией…"

Сегодня, увы, на Украине идёт гражданская война. И в Донецкой области, и на Луганщине звучат совсем другие песни… Люди ждут, когда наступит мир, и тогда Донбасс снова запоёт те песни, которые так близки славянским народам: о любви, дружбе, прекрасной жизни…

Когда вспоминаются 70-е годы, невольно думается о том, что как бы ни широка была наша страна, эстрадная песня облетала со скоростью света все её уголки.

Помню, на "пересылке" после учебного подразделения нас прикомандировали к одной из воинских частей Хабаровска. Там я и познакомился с рядовым Пермяковым. Удивительно, но он, не окончивший музыкального училища, знал ноты, немного владел сольфеджио и руководил небольшим ВИА в этой самой части. И ещё удивило то, что он был из города Перми. А там, как известно теперь, самодеятельных вокально-инструментальных ансамбле в начале семидесятых было довольно много.В то время жизнь города трудно было представить без популярной музыки: она звучит по радио, ее исполняют на концертах, в ресторанах и кафе. Кто и что пел на пермских танцплощадках и на сценах ДК в советское время? Как возникали вокально-инструментальные ансамбли? В конце 1960-х годов в Перми случился настоящий бум музыкальных коллективов. Еще в обиход не вошел термин "ВИА": были "ансамбли электро-музыкальных инструментов".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 44 (557) от 15.11.2019 г.

Семён Марков

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно