Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
06 декабря, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Объединиться вокруг маринистики

За всю историю отечественной маринистики литераторами было написано немало книг не только о морской романтике, но и о трудной, просоленной океанами, боевой службе, как на воде, так и под водой.

Немало романов, повестей и рассказов было посвящено юнгам "огненных рейсов", которые участвовали в ленд-лизовских северных конвоях, и, если требовала обстановка, брали в руки оружие и вступали в неравный бой с гитлеровскими и японскими морскими пиратами, преграждавшими путь советским судам, шедшим в порт приписки с грузом на борту.

Михаил Ненашев, председатель Общероссийского Движения поддержки флота (ДПФ) знает о военно-морской службе не понаслышке, он капитан первого ранга запаса. В 2018 году Михаил Петрович был руководителем оргкомитета I Всероссийского собрания маринистов, которое проходило в Москве. Минуло больше года, но всё, о чём говорили на том совещании, актуально и сегодня, тем более что страна готовится встретить 75-летие Великой Победы 1941–1945 годов.

О проблемах отечественной маринистики и путях их решения Михаил Ненашев тогда рассказал в одном из интервью.

– Михаил Петрович, идея ДПФ провести Всероссийское собрание маринистов по всему спектру культурной деятельности актуальна и современна. Расскажите, как она возникла и как бы вы определили основные цели и задачи этого мероприятия?

– Наша инициатива исходит из самой жизни, из поиска новых стимулов для развития российского флота, всех его составляющих: ВМФ России, морского (транспортного), речного, рыбопромыслового флотов, судостроительной, судоремонтной промышленности, морской науки, морской пограничной береговой охраны, народного флота: яхтинга, водных видов спорта. Все годы деятельности ДПФ мы реализуем свои программы, во взаимодействии с маринистами разных направлений – писателями, поэтами, публицистами, художниками, скульпторами, музыкантами, творческими деятелями кино и театра.

Идея объединения маринистов – творческих людей из разных регионов, представляющих все составные части российского флота, уже долгое время присутствует в нашей повестке, но условия для её воплощения образовались только сегодня. Мы считаем, что пришло время говорить о маринистике, причём новым языком. Только так мы сможем донести всё интересное и достойное из произведений на морскую тему до большинства людей, что позволит более эффективно взаимодействовать с нашим обществом. Одна из главных задач Первого Всероссийского собрания маринистов заключается в новых подходах в объединении потенциалов творческих людей для активного действия, творческого современного развития маринистики в интересах всего российского флота и всего нашего Отечества.

Мы рассчитываем, что собрание маринистов даст активный импульс позитивному влиянию на ведущие структуры общества, на институты государства и будет способствовать росту современного уровня качественной подготовки кадров для службы на флоте, для работы на флоте, в судостроительной и судоремонтной промышленности, в морской науке. Достойные произведения маринистики – это и ориентир для тех, кто начинает взрослую жизнь. А создание флотских мемуаров кузнецовского уровня – ориентир для завершающих службу, работу на флоте.

– Как отнеслись к инициативе ДПФ о проведении собрания в руководстве флотов, в органах власти, в творческих союзах России?

– Изначально хотелось, чтобы эта объединительная идея собрания исходила от соответствующих флотских, властных институтов, от самих творческих союзов, от управленческих организаций культуры, а ДПФ, являясь общественным морским общероссийским объединением, выступило бы соорганизатором. Эту позицию я озвучивал много раз на встречах, совещаниях в разных профильных ведомствах, в ответ получал только слова поддержки или чиновничье безразличие. Реальных действий в этом направлении не было. Понимание и конкретное участие в реализации этого проекта я встретил у руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, Объединённой судостроительной корпорации, Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, командования ряда флотов.

– В каком формате планируется проводить собрание и какие главные вопросы будут вынесены на повестку дня?

– Формат встречи будет традиционным – организуем интересное, содержательное обсуждение повестки дня: что происходит в отечественной маринистике, обсудим выработку современных, реальных предложений по стимулированию нового развития российской маринистики. На пленарном заседании собрания, естественно, первое слово будет предоставлено маринистам-писателям, поэтам, публицистам, художникам, скульпторам, музыкантам, другим представителям творческих профессий. Выступят перед собравшимися и руководители морских государственных структур, представители власти. Затем планируем работу по секциям: проза, поэзия, публицистика; изобразительное искусство и скульптура; музыканты, исполнители песен; кино, телевидение, Интернет, театр. Завершится собрание принятием общего документа – практической рекомендацией. Конечно, важнейшей частью собрания станет знакомство маринистов разных регионов страны друг с другом, их общение между собой. К сожалению, люди зачастую не знают, что происходит в разных областях маринистики в пределах одного региона и даже города. И сама подготовка к собранию уже служит объединению маринистов, а форум, рассчитываем, будет способствовать содружеству творческих людей, как в масштабах российского флота, так и всей страны.

– Как вы оцениваете текущее положение дел в отечественной маринстике? Насколько оно соответствует потенциалу нашей страны?

– Современное состояние российской маринистики таково, что новых Пикулей, Конецких, Боголюбовых, Айвазовских, Меньшиковых, Римских-Корсаковых, Рашей у нас, к огромному сожалению, нет, а творческой свободы столь много, что о ней 30 лет назад даже и не мечтали. Нет масштабных, образно говоря, всероссийских творческих произведений, которые могли бы значимо и позитивно повлиять на мировоззрение людей, особенно на молодых, побудить их выбрать профессию, связанную с морем.

Сегодня наблюдается огромный дефицит качественной маринистики – нет новых достойных внимания фильмов, новой большой публицистики на морскую тему. Нет документального кино всероссийского. Международного значения. Художественные фильмы на морскую тему вроде бы и снимаются, но они какие-то пластмассовые, не увлекающие душу и ум зрителя. В музыке за последнее время не появилось ни одной песни, которая могла бы сравниться, к примеру, с "Раскинулось море широко", "Варяг", "Экипаж – одна семья", большинство "произведений" – ни смысла, ни пафоса, ни мелодии…

Другой распространённый пример – в путеводителе, посвящённом одному из морских городов России, 90 % внимания уделено только достопримечательностям, расположенным на суше. Засилье "сухопутности" в мышлении, в производстве самого творческого продукта внутри страны отражается вульгарностью за рубежом, принижением России.

Бывая за границей и просматривая прекрасно изданные фотоальбомы, посвящённые великим рекам, озёрам планеты, вижу, что на первых местах реки, речушки США и других стан. А действительно великие реки, озёра России упомянуты в такой маринистике невзначай и в самом конце, при этом среди авторов альбомов были люди с русскими именами и фамилиями. Разве такое приемлемо?! Духовными, интеллектуальными силами человек заряжается во многом через книги, СМИ, фильмы, музыку, и состояние современной российской маринистики, в этом контексте, можно охарактеризовать как периферийное. Давно необходимо было провести такое масштабное и обстоятельное, умное, интересное обсуждение состояния российской маринистики и сформировать предложения по её действительному развитию.

– Какие механизмы для изменения ситуации появятся благодаря собранию?

– По итогам собрания будут обобщены все значимые предложения участников обсуждения и сформированы конкретные общественно-государственные рекомендации, чтобы отечественная маринистика вышла на новый высокий уровень и чтобы её в клад в мировую маринистику стал бы достойным России – великой морской, речной и океанской державы. Будет предложена система организационной и финансовой поддержки качественной маринистики со стороны морских, государственных и частных флотских структур, со стороны соответствующих министерств и ведомств… Из лучших произведений участников собрания мы хотим сформировать двухтомник и издать массовым тиражом для распространения по всем флотам, по всем регионам России…

…Нынешнее поколение маринистов может открыть свои новые вершины, чтобы общество могло гордиться вновь создаваемыми произведениями, а не только тем, что создавалось ранее. И наша задача – стимулировать появление высокого уровня русской маринистики XXI века.

От редакции. Проблема, поднятая М. П. Ненашевым, в последние годы, увы, существует. Понятно, что вдруг и сразу произведение не напишешь, нужна долгая и кропотливая архивная работа, если это документалистика. Нужен большой талант, если хотите, чтобы написать художественное плотно или снять хороший фильм о море. За год, конечно, такую глыбу сдвинуть трудно, но делать это нужно. Под лежачий камень вода не течёт. Вероятно, хорошим опытом здесь могут стать произведения прошлого. Летом текущего года в России широко отметили 90-летие Виктора Конецкого, произведениями которого о море зачитывалось не одно поколение советских людей. Если говорить о дальневосточной маринистике, а такая в своё время существовала, и люди работали довольно продуктивно, то здесь можно назвать имена Г. И. Невельского, А. И. Щетининой, Л. Н. Князева и других. Но кто их сегодня знает? Впрочем, Лев Князев был в войну юнгой ДВМП и написал острые романы о ленд-лизе. Его произведения "Морской протест", "На траверзе Цусимы" знали не только дальневосточники, но и читатели всего СССР, увлекающиеся маринистикой. Думается, в год 75-летия Великой Победы такие романы, повести, рассказы, новеллы были бы актуальны во всех отношениях.

«Прогресс Приморья», № 47 (560) от 06.12.2019 г.

Владимир Круговой

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно