Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
29 мая, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Владимир Арсеньев и Юрий Соломин: что общего?

В своё время художественный фильм "Дерсу Узала", снятый по произведению В. К. Арсеньева, именем которого назван город, в котором более 80 лет работает и производит летательные аппараты ПАО ААК "ПРОГРЕСС", лидирующее предприятие Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, посмотрели практически все кинозрители Советского Союза. 

Впрочем, кинолента и сегодня не забыта, а интерес к личности путешественника, писателя и краеведа В. К. Арсеньева неуклонно растёт. И во многом это происходит благодаря убедительному воплощению на экране образа Владимира Клавдиевича известным актёром Ю. М. Соломиным. Указом Президента Российской Федерации № 293 от 27 апреля 2020 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом звание Герой Труда Российской Федерации было присвоено художественному руководителю Государственного академического Малого театра России, народному артисту СССР, советскому и российскому актёру и режиссёру театра и кино, театральному педагогу, почетному гражданину города Арсеньева Юрию Мефодьевичу Соломину. Юрий Мефодьевич Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите в семье музыкантов. Мать Зинаида Ананьевна обладала абсолютным слухом и преподавала музыку в городском Доме пионеров. Отец Мефодий Викторович тоже был музыкальным педагогом. У Соломиных был домашний оркестр, в котором Юрий играл на ложках. Но по стопам родителей ни он, ни его брат Виталий не пошли, мальчиков больше привлекала актерская стезя. Юрий занимался в театральном кружке для детей Дворца пионеров, участвовал практически во всех его постановках. Как-то в кинотеатрах Читы показывали документальный фильм "Малый театр и его мастера". Посмотрев его, Юра открыл для себя этот театр. Юноша отправил аттестат в Москву и получил рекомендации для поступления в Щепкинское училище. С этим документом Юрий Соломин и отправился в далекую Москву. Спустя 4 года после окончания театрального вуза молодого человека пригласили туда преподавать. В это же время в Щепкинское училище поступил младший брат Юрия – Виталий Соломин. Юрий Мефодьевич всю жизнь посвятил родному Малому театру. Впервые на его сцену он вышел, когда учился на 2-м курсе. Актер сыграл ремесленника в постановке "Иван Грозный". Дальше последовали другие роли, маленькие и большие, но каждый раз он выкладывался на сцене по полной программе, набирался опыта, оттачивал мастерство, раскрывал талант. За кинематографическую биографию Юрий Соломин сыграл более 100 ролей в кино. Впервые актер снялся в фильме "Бессонные ночи" в 1960 году, и сразу в главной роли. Шпионские, военные, комедийные, приключенческие и многие другие жанры фильмов ему были интересны. Его герои разные, как и их судьбы. Но оскароносный фильм "Дерсу Узала" великого японского режиссёр Акиры Куросавы, где Юрий Соломин сыграл главную роль Владимира Клавдиевича Арсеньева, по-настоящему близок и дорог жителям города Арсеньева. Это юбилейный год для фильма – 45 лет назад фильм вышел в прокат. Именно здесь, в арсеньевских лесах, в далёких 1974–75 годах снимал свой киношедевр Акира Куросава. Съёмочная группа фильма "Дерсу Узала" почти на год обосновалась в Арсеньеве. Город и его жители во всём старались помочь мастеру, откликаясь на любую мелочь. Существенную помощь "мосфильмовцам" тогда оказали заводы "Прогресс" и "Аскольд", городская администрация, пассажирское автотранспортное предприятие, воинские части, авиатехникум и многие другие организации. Да и каждый из арсеньевцев считал за честь поучаствовать в процессе, прикоснуться к таинству создания кино. Словом, город взял на себя ответственность за будущий успех фильма. Сценарий картины был написан самим Куросавой в соавторстве с известным советским писателем и драматургом Юрием Нагибиным. Процесс выбора актёров для исполнения главных ролей был непростой, японский режиссёр был очень требователен и скрупулёзен. Так, после длительных кинопроб и тщательного просмотра мастер выбрал Юрия Соломина на роль В. К. Арсеньева. В образе удэгейского охотника японский режиссёр видел своего любимого актёра Тосиро Мифунэ. Мифунэ не смог принять предложение режиссёра, и тогда стали искать другого исполнителя. На роль Дерсу рассматривались многие, например, Михаил Ульянов, советский певец Кола Бельды, но всё это не устраивало А. Куросаву. Среди претендентов он выбрал тувинского актёра Максима Мунзука. Куросава увидел в тувинце родственную душу. Дружба и духовная связь между А. Куросавой и М. Мунзуком длилась до конца их дней. Съёмки фильма стали событием в городе. Поучаствовать в съёмках настоящей киноленты мечталось каждому. И двоим нашим землякам счастье улыбнулось: они смогли попробовать себя в роли актёров. Анатолий Терентьевич Зайцев, Заслуженный работник культуры, ведущий вечеров и шоумен, исполнил в фильме эпизодическую роль возчика. А Сергей Нестерович Синявский мог наблюдать весь процесс съёмок от начала до конца, поскольку он снялся в роли одного из казаков-стрелков, сопровождающих Арсеньева. Оказывали поддержку и другие жители города. Так как режиссёр и некоторые члены съёмочной группы были иностранцами, то для нормального общения требовались переводчики с японского. Одним из них и стал уроженец города Арсеньева Евгений Парфёнов. В фильме снимались также и животные, и огромную помощь в съёмках оказывали охотоведы Леонид Андреевич Данилевич и Владимир Оленин. Фильм получился яркий, красивый. Кинолента была отмечена всесоюзными и международными премиями, в том числе Золотым призом IX Московского кинофестиваля, премией "Оскар" Американской киноакадемии за лучший иностранный фильм (1976). Троим участникам съёмочного процесса присвоено звание почётного гражданина города Арсеньева: Юрию Соломину (1975), Максиму Мунзуку (1975), Акире Куросаве (2002). В 2003 году в Арсеньеве установлен памятный знак – мемориальный камень в честь режиссера Акиры Куросавы, почетного гражданина города Арсеньева, а также съемочной группы, создавшей фильм "Дерсу Узала". Исполнитель главной роли Юрий Соломин отмечен за свою кинематографическую деятельность множеством наград и удостоен различных званий, в том числе Народного артиста Киргизской Республики, лауреата Государственных премий РСФСР имени братьев Васильевых и Российской Федерации, является обладателем премии "Человек года‑2008", полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".

10 интересных фактов о съёмках фильма "Дерсу Узала"

1. История съёмок фильма "Дерсу Узала" началась в Японии. Знаменитый японский режиссёр Акира Куросава провалился в прокате со своим фильмом и потерял прежние позиции мэтра. У него появились трудности с финансированием, он был вынужден разорвать контракт с Голливудом и настолько тяжело переживал неудачи, что даже пытался покончить с собой. Тогда он решил попробовать поработать в СССР и предложил "Мосфильму" экранизировать исследовательский роман Владимира Арсеньева "Дерсу Узала". И неожиданно нашёл отклик – на "Мосфильм" нечасто обращались режиссёры мирового масштаба.

2. Роман Владимира Арсеньева "Дерсу Узала" был посвящён экспедиции писателя на Дальний Восток и одному нанайскому охотнику – проводнику, другу и герою книг. Арсеньев восхищался не только его умением выживать в тайге, но житейской мудростью, умением жить в гармонии с природой и искренним отношением к миру. Настоящий Дерсу Узала был убит беглым каторжником задолго до начала съёмок.

3. Замысел экранизации книг В. К. Арсеньева "По Уссурийскому краю" и "Дерсу Узала" появился у Акиры Куросавы еще в 1940-х годах, но тогда он собирался снимать уссурийскую тайгу на острове Хоккайдо. Осуществить задуманное удалось лишь спустя три десятка лет, зато к тому времени у режиссера появилась возможность поставить картину там, где разворачиваются события романов.

4. "Мосфильм" пытался уговорить Куросаву снимать "тайгу" под Москвой, так как в настоящую тайгу на Дальнем Востоке иностранцев, а тем более японцев, пускать не хотели. С трудом, но съёмки удалось "пробить". Съёмочную группу поселили в военной гостинице, еду привозили из воинской части, а на площадке всегда присутствовал сотрудник КГБ, что искренне возмущало режиссёра.

5. Максим Мунзук пришёл на пробы прямо с охоты, как был – в охотничьем костюме, только ружье занёс домой. Съёмочная группа была уверена, что пробы он не пройдет, и выстроилась подслушивать под дверью. За дверью была тишина… Когда они уже лопались от любопытства и приоткрыли дверь, то увидели, что Куросава усадил Мунзука в своё кресло и просто любовался им. Потом он называл его самым любимым актёром в жизни, а Мунзук звал режиссёра "бакшы" ("шаман").

6. На роль Арсеньева пригласили Юрия Соломина. Куросава увидел актёра в фильме "Адъютант его превосходительства". Соломин был вдвойне счастлив принять это приглашение: во‑первых, знаменитый Куросава, а во‑вторых, он был родом с Дальнего Востока и обрадовался возможности поработать в родных местах. Потом актёр рассказывал, что первые два месяца репетировали "за столом": Куросава рассказывал, как видит роль и фильм в целом, и делился секретами мастерства.

7. В одной из сцен Мунзук и Соломин должны были встретиться на лесной тропе с тигром. Охотники ещё до съёмок поймали тигрёнка, назвали Артёмом и начали воспитывать. К началу работы это был уже крупный зверь, но совершенно не приспособленный к кино. Для съёмок выкопали большой ров и заполнили водой – охотники уверяли, что тигр ни за что не прыгнет в воду, дойдет и остановится. Но Артём с шумом рухнул в воду и поплыл к актёрам, его стали отпихивать от берега, и тигр начал захлёбываться. Мунзук и Соломин пошли к Куросаве и сказали, что не будут мучить животное. Сцену досняли в павильоне с одним из дрессированных тигров из фильма "Полосатый рейс". А на день рождения Соломин получил от Куросавы изящный рисунок головы тигра – режиссёр в своё время окончил Академию художеств.

8. Работать с Куросавой было сложно, но своей кропотливостью он вызывал восхищение. Фильм снимали два года, так как режиссёр хотел передать все нюансы перехода от сезона к сезону. К каждому кадру он рисовал эскиз, сам подравнивал актёрам грим и детали костюмов, развешивал искусственные листья на деревьях, сидел в ловчих в ямах и был счастлив, если ему не удавалось выбраться.

9. Юрий Соломин вспоминал, что режиссёр лично собрал рюкзак для его героя, куда положил всё, что было описано в книге. Актёр этот рюкзак с трудом отрывал от пола. Главное, чего никак не мог понять Куросава, что значит "брак на плёнке" и "надо всё переснимать".

10. "Дерсу Узала" получил большое количество наград, в том числе и премию "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке. Ни Куросавы, ни исполнителей главных ролей на церемонии не было, а Соломин и Мунзук даже не знали, что фильм номинирован. Так как фильм был снят совместно СССР и Японией, вручали два "Оскара". Одну статуэтку получил японский продюсер, а вторую – режиссёр Георгий Данелия. Он как раз приехал на американский кинофорум с фильмом "Афоня", и его попросили заодно забрать приз. Вручение получилось курьёзным: ведущий церемонии ошибочно назвал его режиссёром фильма "Дерсу Узала", а по возвращении на родину Данелию ждали поздравления от тех, кто решил, что он взял "Оскара" за "Афоню". 

Это и многое другое можно узнать в фонде Центральной городской библиотеки в зале отраслевой литературы, где находятся книги о съёмках фильма "Дерсу Узала" и мультимедийное электронное издание, рассказывающее об истории создания знаменитой киноленты "Дерсу Узала". В издании собраны материалы из книг и статьи из периодической печати, а также воспоминания очевидцев, то есть тех людей, которые сами принимали участие в съёмочном процессе и запомнили это на всю жизнь.

«Прогресс Приморья», № 13 (576) от 29.05.2020 г.

Анжела Алексеенко, по материалам МБУК ЦБС

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно