Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
05 июня, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Вечный огонь Победы: перекличка поколений

Экспозиция "Великая Победа. II межрегиональная выставка" в Парадном зале Приморской государственной картинной галереи призвана показать произведения, специально созданные дальневосточными художниками к 75-й годовщине Победы.

Вторая цель выставки – отметить 100-летие со дня рождения одного из самых почитаемых и значительных художников Приморья – заслуженного художника РСФСР, члена-корреспондента Российской академии художеств Кирилла Ивановича Шебеко (1920–2004).

О его персональной выставке в своё время рассказывала газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, и сегодня мы снова возвращаемся к творчеству фронтовика и художника, коренного дальневосточника, человека, который покидал регион в период фашистского нашествия, с одной целью – защитить страну и выйти из вой­ны победителем.

Кирилл Иванович Шебеко, как и многие ветераны, не любил рассказывать о войне, в том числе и своим творчеством (редкое исключение – дипломная работа в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина "Капитуляция Германии", 1950 год). И потому творчество Шебеко – героя Великой Отечественной, добровольца-танкиста, непосредственного участника боёв под Бологим, Смоленском, Москвой, получившего тяжёлые ранения, демобилизованного в 1943 г. как инвалид II группы, – представлено в экспозиции исключительно произведениями о послевоенной жизни Дальнего Востока.

Кирилл Иванович – один из тех, кто завоевал годы мира и процветания для своей Родины. За свои боевые подвиги он награждён Орденом славы, Орденом Отечественной войны, многими медалями. Однако главной темой в искусстве стала именно послевоенная жизнь страны, именно здесь раскрылся в полной мере его недюжинный талант живописца. В собрании Приморской галереи пятьдесят его произведений – живопись и графика. В экспозицию было решено включить те из них, которые поэтично, иногда патетически, являют зрителю необычность природы Дальнего Востока, романтику трудовых будней дальневосточников: рыбаков, краболовов, пограничников, оленеводов.

Очень важно было снять паутину хрестоматийности с имени К. И. Шебеко, явить его как живое творческое явление в чистоте и непосредственности производимого его работами впечатления.

Единственная в экспозиции сюжетно-тематическая картина К. И. Шебеко – "Первый патруль на Чукотке" (1969), по сюжету (русский красноармеец и его чукотский товарищ, преодолевая порывы ветра, идут по кромке берега моря) вполне укладывается в рамки "классической" соцреалистической, но стилистико-колористическое и композиционное решение свидетельствует, что написана она уже в период отхода К. И. Шебеко от принципов ленинградской школы.

В Приморской государственной картинной галерее хранится не много портретов и натюрмортов Кирилла Ивановича, но и они раскрывают широту возможностей и интересов художника. "Байрачный И. С." (1961) – ранний погрудный портрет, однако в нём художнику вполне удалось отобразить сильный характер человека, привыкшего к противостоянию жизненным и природным обстоятельствам. Фигура в расстёгнутой фуфайке, в полуобороте направо, голова в шапке-ушанке, в профиль, упрямо наклонённое чуть вперёд обветренное до тёмной красноты лицо на нейтральном сером фоне пасмурного неба – почти монохромное решение, но в то же время как много в нём экспрессии!

Для натюрмортов художник сосредоточивает внимание непосредственно на "героях" сюжета. "Камчатский краб" (1961) позволяет даже жителю средней полосы России рассмотреть и навсегда запомнить, как выглядит в жизни деликатес, не очень доступный даже в виде консервов. А повсеместно широко распространённую калину Шебеко "приписывает" к Приморью, выстроив шеренгой на переднем плане чайный сервиз родом из Спасского керамического завода ("Калина красная", 1977).

Много лет изучая изобразительное искусство региона и биографии художников, я давно убедилась в том, что, в каком бы стилистическом направлении ни работал каждый из них, в основе творчества лежат впечатления и события, поразившие его в детстве или ранней юности. Кирилл родился в селе Циммермановка на Амуре – это известный факт. Однако только из последней статьи Виталия Кандыбы о художнике довелось узнать, что село скрыто от реки высоким крутым берегом, на который прибывшие речным путём поднимаются по очень высокой лестнице, с верхней ступени которой, если оглянуться, открывается именно такой просторный вид, какие мы видим в произведениях Шебеко. (Кирилл Шебеко. Живопись / Вст. ст. В. И. Кандыбы. Владивосток. Изд-во "Рубеж", 2015. 143 с. – С. 8)

И всё же главным в творчестве К. И. Шебеко на протяжении всей жизни стал жанр пейзажа-картины и пейзажа, в композицию которого гармонично включена сюжетная составляющая. Чукотка, Камчатка, Командоры, Приморье – какие завораживающие, чудесные просторы открывает нам художник! Дух захватывает от планетарных перспектив земли дальневосточной в его панорамных пейзажах. У Шебеко почти не встречается видов с высокой линией горизонта, ограничивающей пространство, приближающей и сосредоточивающей взгляд зрителя на первом плане, на частностях трудовой или бытовой жизни. Понятно, почему такие работы, как "Чукчи вышли в море" (1969), "На севере дальнем" (1972), "Северное сияние" (1972), наряду с работами другого известного приморца – Ивана Рыбачука – производили незабываемое впечатление на республиканских выставках, являясь результатом художественного осмысления и освоения территории, визуальный образ которой ранее практически не был известен большой стране.

Для выставки из коллекции специально отобраны прежде всего не приморские (исключение – "Порт Владивосток", 1974), а дальневосточные картины. Во-первых, потому что приморские мотивы Шебеко экспонировались в 2018-м, юбилейном для края году. А во‑вторых, потому что Кирилл Иванович первым объездил все края и области региона и создал особый, с точки зрения композиционного и колористического решения, пейзаж.

"Север заставил меня наконец писать лаконичными и ясными отношениями. Там каждый предмет и цвет читаются определённо. Из-за эфирной чистоты воздуха расстояния скрадываются и планы сближаются. Чтобы передать этот природный феномен, я сознательно начал уплощать пространство картины. Мне понравилось сочетать близкое и далёкое на плоскости, как на ковре, без сильных разрывов пространства, без таяния цвета в глубине, с максимальным сохранением каждого пятна".

То есть к запавшей в душу мальчика-Шебеко идее простирающегося до далёкого горизонта пространства добавились на севере зрительно сближающиеся планы и чистые, без рефлексов, цвета. В пейзажах мастера превалируют два вида композиции: панорамная, статичная, со сближенными уплощёнными планами ("Порт Владивосток"; "Траловый флот вышел в море", обе – 1974) и зигзагообразная, динамичная ("Осенний хоровод", 1969; "Богатства севера", 1970). Всё это дала художнику природа, а ему что, оставалось стать чутким и внимательным наблюдателем? Не так всё просто. Чтобы верно отобразить Север, Шебеко понадобилось расстаться с главными принципами академической живописи, которой его учили в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, и взять на вооружение художественное мировоззрение, технические приёмы чуждых соцреализму стилистических течений Западной Европы и России рубежа XIX – XX веков. Он это сделал и победил!

Продолжают экспозицию, подхватывая эстафету, работы, созданные специально к 75-летию Победы, и следует отметить, что художники Владивостока, Уссурийска, Находки, Хабаровска, Благовещенска, Улан-Удэ, Якутска серьёзно и ответственно отнеслись к поставленной задаче.

Массив работ по стилистическим особенностям можно разделить на две большие группы – символистской и реалистической направленности. Конечно, внутри этих групп наблюдается довольно большой диапазон и разнообразие подходов к воплощению темы.

В реалистическом блоке выделяются листы находкинца Александра Шалагина, в которых, пожалуй, впервые поднимается тема вклада дальневосточников в Победу. Действительно, рыбаки и рыбообработчики не только кормили своих земляков, но и отправляли свою продукцию на запад – воинам и труженикам тыла.

Продолжением темы можно назвать картину Ильи Бутусова "Подводники" – ведь именно подводный флот сопровождал караваны ленд-лиза после открытия Второго фронта и топил фашистские корабли. "Письмо" Сергея Платонова (Находка) и "Письмо на фронт" Ольги Никитчик (Уссурийск) как бы олицетворяют два направления переписки военного времени – с фронта и на фронт. Пластика из рога оленя Михаила Слепцова "Дети войны" и "Весна 45-го" (Якутск) добавляют новые штрихи в военную тему реалистического крыла экспозиции.

К весне 1945-го обращают зрителя также "Вернулся с фронта" Людмилы Конончук и "Цветы Победы" Евгения Фомина (Владивосток), "9 Мая в Биракане" Владимира Серебрякова (Благовещенск), "Долгожданная весна" Натальи Савостиковой (Хабаровск).

Ряд произведений демонстрируют связь времен – обращение из мирного времени к военным воспоминаниям: "За нашу победу. Сыны России. Памяти отца" Ивана Никитчика (Уссурийск), "Блокадница" Валерия Ребика (Находка), "Вспоминая отца" Александра Суслова (Владивосток), "Память" Светланы Фирюлиной – представительницы талантливой молодёжи Владивостока.

Если произведения реалистического раздела не требуют расшифровок и объяснений, воздействуют на зрителя непосредственно, то с символистскими дело обстоит сложнее. И тут не обойтись без комментариев создателей.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 14 (577) от 05.06.2020 г.

Наталья Левданская, к. иск. н., заместитель директора по научной работе Приморской государственной картинной галереи

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно