Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
11 июня, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Вечный огонь Победы: перекличка поколений

Окончание. Начало в № 14

Говоря о художественных выставках, посвящённых 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, проводимых в краевом центре, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России отмечает не только удачные работы как таковые, выполненные мастерски, но и их идейное содержание. Работы горожан в общем контексте не теряются. Один из разделов составлен из работ владивостокцев, за единственным исключением: это скульптура "Похищенное счастье" – метафорический образ писателя и лётчика дальней авиации Д. О. Батожабая, созданный Занданом Дугаровым из Улан-Удэ.

"Русь-матушка" Сергея Герасимова не связана напрямую с темой Великой Победы, но попытка автора с помощью сюрреалистских приёмов создать образ-символ Родины, объединив далёкое прошлое и настоящее, наполнив сюжет традиционными и собственными символами, – сложная задача, обращение к которой само по себе заслуживает уважения. И представляется, что к этой теме, сердечно близкой Сергею Ивановичу, он ещё не раз будет возвращаться.

В "Вечной памяти" Юрия Аксёнова за поминальным столом "собрались" живые и погибшие, инвалиды и их близкие. В картине Александра Селиванова столичный победный "Салют" не может осветить и развеять тьму разрухи, которую ещё предстоит преодолеть.

Владимир Погребняк прибег на этот раз к аллегории, чтобы остро, в плакатной стилистике создать образ фашистского "Нашествия" через полчища устремившихся через границу нашей страны крыс.

В своём "Письме с фронта" Сергей Дробноход сумел подняться до символического осмысления сути того, как война отзывается в жизнях фронтовиков и тех, кто ждёт их возвращения. Избрав в качестве композиционной основы дерево как архетип древа жизни, художник изображает на его вершине гнездо с птенцом – символ хрупкости и беззащитности всего живого. Крона дерева разделена: слева, на светлом фоне, видны сценки из жизни тех, кто в тылу, а справа, на тёмном фоне, – под гнётом ужасов опасности и смерти, в маленьком освещённом пространстве (землянки?) склонился над письмом домой солдат. В этот момент он там – на светлой стороне дерева, с ней связывает он своё будущее, там берёт силы, чтобы противостоять войне.

Интересен замысел диптиха Сергея Горбачёва "Полковнику никто не пишет…". Название, отсылающее к роману Маркеса, на самом деле ничего общего с ним не имеет. Здесь речь идёт о памяти. Лапидарный по цвету и рисунку диптих составляют три сюжета: справа – графичное воспроизведение фотографии отца-фронтовика Сергея Дмитриевича; воспроизведение надписи на её обороте: "На долгую добрую память моим родителям и сёстрам в дни Отечественной войны. Д. С." – в центре; а слева, также графично, слегка шаржированно решённая фигурка старика, сидящего на краешке длинной пустой скамьи. Только ордена и медали на его груди свидетельствуют о том, что перед нами – герой войны, тот самый полковник. Смелый и неоднозначный ход художника. Смысл в том, что не осталось в живых никого из тех, кому адресовалась надпись на фотографии, нет уже и товарищей, сидевших прежде на этой скамье рядом с полковником. Он один теперь хранитель той памяти! Получается, что Горбачёв создал исключительно реалистическое произведение...

Центральное место в экспозиции по праву занимает монументальное полотно Олега Подскочина (180х600 см) "Последний заслон. Август 1941 – Апрель 1945". Предоставим слово автору: "Последний заслон августа 41-го. Страшные и горькие дни августа. Наши войска с тяжелейшими боями отступают почти по всем фронтам. Вместе с ними нескончаемой рекой устремились на восток беженцы. И зачастую случалось так, что путь им перерезали взявшиеся, как всегда, ниоткуда немецкие части, грозя полным уничтожением. И тогда наши командиры принимали решение – неважно, пехотинец ли ты, танкист или артиллерист, – выставить заслон от врага, чтобы спасти тысячи стариков, женщин, детей. Во многих случаях даже ценой собственной жизни. На картине командир орудия, лейтенант, принимает именно такое решение. Он прозревает пространство, но, по моему замыслу, прозревает и время. Может, он там видит свою смерть или через годы видит руины чужого и большого города, столицы тысячелетнего Рейха – Берлина. Этого никто не знает и никогда не узнает.

За ним, чуть правее, как один из главных персонажей, знаменитая 122-мм гаубица М‑30 образца 1938 года, дальность стрельбы – свыше 11 тысяч метров. Героически и с достоинством она прошла всю войну и прослужила до конца 1950-х годов.

Последний заслон – апрель 1945 года. Напор наших армий страшен и неумолим. Немцы собирают последние силы, чтобы отстоять свой главный оплот – Берлин. На стенах и руинах висят лозунги: "Наши стены разбиты, но наши сердца – нет". Под ружьё встают пожилые мужчины, старики из фольксштурма и пацаны из гитлерюгенд – "мои сопляки", как их называл фюрер. У одного из них в руках фаустпатрон – достаточно эффективное оружие. Сколько они наших танков пожгли на улицах немецких городов, одному Богу известно. А направляет и управляет их волей некто в черном – Демон Смерти, четыре долгих года всё уничтожавший на нашей земле. Он прозревает прошлое, он видит мирный старый русский город, и кровавое солнце над ним, и девушку с золотистыми волосами. Всё. Петля времени на картине замкнулась. В верхней правой части картины стоит бронированный монстр штурммортира "Тигр" калибра 380 мм, дальность стрельбы – 4600 метров. Это орудие вело огонь ракетными снарядами. На редких кадрах кинохроники можно увидеть это орудие в действии – это просто летящий с огромной скоростью огненный шар. Вот с такими "подарочками" от немецких инженеров пришлось столкнуться нашим солдатам при штурме Берлина. Скрытая символика – четыре куклы на ящике, три русских пацана и девочка – четыре, четыре немецких пацана, четыре путти на полуразрушенной колонне. Всё по четыре. По Пифагору, 4 – символ устойчивости и гармонии мира. Самая страшная война в истории человечества изломала, искорёжила, почти уничтожила гармонию, но крохотные ростки её можно найти на картине".

В авторском описании обращает на себя внимание сочетание в замысле творческого воображения, философского осмысления явления и рациональности, фактических точных знаний о вооружении – как советском, так и германском. Отношение Олега Валентиновича к теме войны особенное – недаром тема эта постоянно держится в творчестве художника, вне зависимости от юбилейных дат. Великая Отечественная привлекала его с детства, он прочёл все главные книги советских писателей о войне… Судя по разнообразию представленных произведений, Великая Отечественная война во всех её аспектах по-прежнему остаётся живым источником переживаний и осмыслений, обнажённым нервом, подвигающим дальневосточных мастеров к творчеству. Её Вечный огонь соединяет художников из поколения победителей с теми, кто продолжает вписывать новые страницы в её летопись сегодня.

«Прогресс Приморья», № 15 (578) от 12.06.2020 г.

Наталья Левданская, к. иск. н., заместитель директора по научной работе Приморской государственной картинной галереи

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно