Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
23 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Красота спасёт мир

Окончание. Начало в № 20

Популярность продукции фабрики Генриха Афанасьевича Брокара оказалась так велика, что во время открытия в 1878 году второго фирменного магазина на Биржевой площади в Москве случилась настоящая давка. На прилавках магазина появились дешёвые подарочные наборы, в каждый из которых вошёл полный перечень продукции – от мыла до лучших духов – ценой всего в один рубль. Акция была хорошо разрекламирована через московскую прессу, по этой причине количество желающих приобрести заветный набор оказалось очень много. К трём часа дня власти города, опасаясь за здоровье граждан, устроивших давку, распорядились закрыть магазин. С толпой не могла справиться даже конная полиция. Это было эпохальное событие. Когда работники магазина посчитали количество реализованных подарочных наборов, оказалось, что всего за 5 часов было продано более 2000 комплектов! В следующий раз в качестве рекламы нового одеколона "Цветочный", куда вошли запахи ландыша, гвоздики и жасмина, Генрих Афанасьевич придумал другой рекламный ход: на открытии очередной парфюмерной выставки в Москве в павильоне фабрики Брокаров установили большой фонтан, из которого вместо воды били струи одеколона. Доступ к фонтану был бесплатным, поэтому многие посетители даже попробовали в нём искупаться. Мужчины мочили в фонтане свои пиджаки и шляпы, женщины эмоционально окунали сумочки и перчатки. Очевидцы вспоминали, что почти месяц по всей Москве стоял ничем не выветриваемый запах нового одеколона.

Награда не заставила себя долго ждать. В 1900 году продукция фабрики Брокара в Париже завоевала гран-при Всемирной выставки. Генриху Афанасьевичу было предложено остаться во Франции, но он наотрез отказался, заявив, что жить и работать будет только в России. 3 декабря 1900 года Брокар скончался на 62-м году жизни. Жена похоронила его в семейном склепе под Парижем. К моменту кончины Генриха Афанасьевича Брокара оборот его компании "Брокар и Ко" в России составлял более 2,5 миллиона рублей в год. Дело отца, как когда-то он сам, продолжили его сыновья Александр и Эмилий. В 1913 году у них получилось то, к чему всю жизнь стремился Генрих Афанасьевич. В год празднования 300-летия дома Романовых братья выпустили знаменитые духи "Любимый букет императрицы", созданные на основе духов, подаренных в своё время императрице Марии Александровне, которые назывались "Букет императрикс". Духи довольно быстро обрели популярность, а компания семейства Брокаров официально получила статус поставщика Двора Его Императорского Величества.

"Красная Москва"

После революции 1917 года парфюмерная компания Генриха Брокара была национализирована и переименована в Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5.Новое название не понравилось Августу Мишелю, работавшему до национализации фабрики у Брокаров. Он предложил начальству назвать комбинат более звучно – "Новая заря". Когда его предложение было рассмотрено и принято, Мишель немало удивился и понял, что с новой властью можно иметь дело. Более того, начальство предложило продолжить выпуск особо популярных духов. И Мишель, понимая, что старое название использовать на данном этапе некорректно, предложил назвать духи "Красная Москва". Он даже не догадывался, что этот бренд переживёт все прежние названия семьи Брокаров. В 1924 году советский художник Андрей Евсеев разработал красно-белые тона духов. Вначале духи появились на прилавках московских парфюмерных магазинов, а затем на всей территории России и позже – СССР.

Советские руководители фабрики быстро поняли, что духи могут не только работать как коммерческая составляющая, но и повышать политическую значимость. В 1927 году в честь 10-летия Октябрьской революции был выпущен "Красный мак". К юбилею А. С. Пушкина на прилавках появились духи "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о царе Салтане" и "Пиковая дама". Вскоре и весь мир узнал о "Красной Москве". В 1958 году на парфюмерной выставке в Брюсселе духи были удостоены золотой медали и звания лучшего аромата. Флакон был изготовлен из тончайшего стекла, верх венчала изящная крышка в форме круглой башни Кремля. Аромат покорил посетителей выставки! Успех был ошеломляющий: в течение всего одного дня все без исключения доставленные на выставку экземпляры "Красной Москвы" были раскуплены, коммерсанты разных стан оставили заявки на несколько месяцев вперёд. На этой же выставке были представлены "Чёрный ларец", "Голубой ларец", "Огни Москвы", "Каменный цветок" и ряд других ароматов. Советская коллекция не только была высоко оценена международным жюри, но получила гран-при.

Впоследствии в честь юбилея органов государственной безопасности (КГБ) были выпущены духи "Щит и меч", в честь первого полёта в космос – одеколон "Восток". В 1979–1980 годах, накануне Олимпийских игр в Москве, на прилавках парфюмерных магазинов появились духи "Олимпийский сувенир", "Олимпиец" и "Мишка" во флаконе, выполненном в виде медведя – символа московской Олимпиады.

В 2000 году, уже в новой России, на Международной выставке-ярмарке "Красную Москву" ждал невероятный успех и снова награда – гран-при.

«Прогресс Приморья», № 21 (584) от 24.07.2020 г.

Екатерина Вершинина

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно