Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 января, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Планету назвали "Карбышев"

В конце 70-х годов прошлого века ваш покорный слуга проходил двухгодичную срочную службу в Вооруженных силах СССР. По осеннему призыву попал в инженерные войска. Там и написал свое первое армейское стихотворение, опубликованное в ротной стенной газете "Курсант", где были такие слова: "Довелось мне служить в инженерных войсках, что овеяны славой бессмертной...". Но запомнились не эти неумелые рифмованные строчки — в память запала статья, напечатанная в "Красном воине" (Московский военный округ) о генерале Красной армии Карбышеве, казненном в фашистском лагере Маутхаузен.

На протяжении всего срока службы имя Дмитрия Михайловича называлось первым в ряду воинов-инженеров. Много позже довелось побывать во Владивостокской крепости, к которой славный генерал имеет прямое отношение — он участвовал в строительстве отдельных сооружений этого уникального военно-стратегического объекта.

Карбышев Дмитрий Михайлович — русский, советский военный инженер, генерал-лейтенант инженерных войск (1940), профессор, доктор военных наук, Герой Советского Союза (1948, посмертно). Окончил Сибирский кадетский корпус (1898), Николаевское инженерное училище (1900). Участник китайского похода (1900-1901), выполнял специальные инженерные задания в Фынхуанчене и Ляоне. Заведовал подрывным и телеграфным классом Восточно-Сибирского саперного батальона.

В русско-японской войне 1904-1905 гг. обеспечивал действия войск при преодолении Сандалинского и Гаутулинского перевалов и переправах через реки Ляохэ и Маятададацзыхэ, участвовал в боях под Фучжоу, Кайчжоу, Дачапу, Тишичао, Янтай, Сандепу. Командовал отрядом гелиографистов. Награжден пятью орденами и тремя медалями. В августе 1906 года за общение с нижними чинами, замешанными в революционных выступлениях 1905-1907 года в Никольск-Уссурийском, подвергся суду офицерской чести, был вынужден уйти во временную отставку (на год). Работал чертежником в Штабе Владивостокской крепости. С 1907 года командир 3-й роты Владивостокского крепостного саперного батальона, принимал участие в дооборудовании передовых позиций и строительстве других сооружений крепости.

В 1911 году окончил Николаевскую инженерную академию; за дипломный проект крепости и форта получил премию имени генерала Кондратенко. Служил в крепости Брест-Литовск (1911). В Первую мировую войну (1914-1917) — дивизионный инженер, занимался инженерным оборудованием позиций русских войск в Бескидах, руководил осадными работами под Перемышлем, участвовал в строительстве Киевского тылового оборонительного рубежа. С декабря 1917 — отрядный инженер Красной гвардии в Могилеве-Подольском. В гражданскую войну — инженер Коллегии по инженерной обороне государства (март-август 1918). Участвовал в строительстве Симбирского, Самарского укрепленных районов. Начальник-инженер 5-й армии, помощник начальника инженера Южного фронта. В 1921-1923 годах Карбышев на ответственных должностях в штабе Вооруженных сил Украины, Крыма, Украинского Военного округа. Председатель Инженерного комитета Главного военно-инженерного Управления Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) (1923-1926). Начальник кафедры Военной академии им. Фрунзе (1926). Помощник начальника кафедры тактики высших соединений по инженерным войскам в Военной академии Генштаба. Основные труды — по военно-инженерному искусству и военной истории.

Участвовал в разработке операции по преодолению линии Маннергейма (1940), в инженерном оборудовании новой западной границы СССР. В начале Великой Отечественной войны, выходя из окружения севернее Могилева, получил тяжелую контузию и попал в плен (авг. 1941). До 1945 года находился в фашистских концлагерях Острув-Мазовецки, Замостье, Флоссенбург, Майданек, Освенцим, Маутхаузен, активный участник подпольного движения. Сохранилась характеристика советского военнопленного Дмитрия Михайловича Карбышева, выданная в Берлине в 1943 году высшему руководству гестапо Главной квартирной инженерной службой вермахта. Вот ее содержание: "Это крупный советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за шестьдесят лет, оказался насквозь зараженным большевистским духом, фанатически преданным идее верности, воинскому долгу и патриотизму (...) Карбышева можно считать безнадежным в смысле использования его у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела". Особым распоряжением его направили в концлагерь, не сделав скидок на звание и возраст. Причиной стало то, что генерал так и не поддался на уговоры гитлеровского командования перейти на их сторону. Казнен в лагере Маутхаузен. Сегодня здесь у входа висит монумент из белого мрамора, напоминающий собой ледяную глыбу, из которой как бы вырастает мужская фигура со скрещенными руками на груди и гордо поднятой головой. Рядом мемориальная доска с надписью: "На этом месте мучительной смертью погиб генерал-лейтенант инженерных войск Советской Армии, Герой Советского Союза Карбышев Дмитрий Михайлович, 1880-1945. В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года после зверских пыток немецкие фашисты вывели генерала Карбышева на мороз, сняли с него всю одежду и обливали холодной водой до тех пор, пока тело генерала не превратилось в ледяной столб...".

Учитывая то, что в составе Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России ваш покорный слуга не единственный, кто волею судеб проходил службу в инженерных войсках, частях и подразделениях, поздравляю всех коллег с Днем инженерных войск! Желая крепкого здоровья и семейного благополучия, замечу, что далеко во Вселенной блуждает планета 1959, названная астрономами "Карбышев" в честь несломленного генерала, патриота, не предавшего ни профессию военного инженера, ни любимую им Россию. В Омске, Москве, Таллине, в Австрии установлены памятники Д.М. Карбышеву, его именем названы школы, суда, улицы. В городе Владивостоке, которому он отдал несколько лет службы, тоже есть улица генерала Карбышева.

Справка

День инженерных войск установлен Указом Президента РФ от 18 сентября 1996 года с учетом исторических традиций инженерных войск, их вклада в развитие оборонного потенциала страны.

Свою историю инженерные войска России ведут со времени Указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве "Школы пушкарского приказа", в которой готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками Школы в 1702 году стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии.

В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. В 1719 году он создает и Санкт-Петербургскую инженерную школу, а в 1723 году переводит Московскую школу в Санкт-Петербург и объединяет их. В этих школах готовили унтер— и обер-офицеров инженерных войск.

К 1725 году инженерные войска имели 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондуктора. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Ганнибал Абрам Петрович, прадед А.С.Пушкина.

Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854-1855 годы), во время русско-японской войны (1904-1905 годы) и Первой мировой войны (1914-1918 годы). Особенно отличились воины инженерных войск в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. За подвиги во славу Родины более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены высокого звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

Значительную роль сыграли инженерные войска в обеспечении боевых действий войск в Афганистане, в разрешении конфликтов в Республике Таджикистан, Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии, миротворческих операциях в Боснии, Герцеговине и Косово.

Военнослужащими инженерных войск вносится существенный вклад в ликвидацию последствий аварий и катастроф, оказание помощи населению при стихийных бедствиях, разминирование местности от взрывоопасных предметов.
Сегодня специалистов для инженерных войск в России готовит Военно-инженерный университет, образованный 1 сентября 1998 года на базе Военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева, с двумя филиалами — на базе Тюменского и Нижегородского ордена Ленина, Краснознаменного высших военных инженерных командных училищ.

«Прогресс Приморья», № 2 (165) от 19.01.2012 г.

Юрий Михайлов

 

Отзывы (7)

Pabevapysenna, 20.08.2012 20:45
Pabevapysenna, 25.08.2012 19:35
Pabevapysenna, 12.09.2012 6:01
ulzvpng, 31.10.2012 11:09
rmqhwljs, 12.11.2012 3:34
propeciacapAccutfug, 28.11.2012 22:28
Wjmiptyy, 06.12.2012 11:26
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно