Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Осколки памяти недалёкого прошлого

Накануне российского Дня Военно-Морского Флота страна узнала о трагедии в украинском небе — был сбит малазийский "Бинг", осколки которого собирают до сих пор. Мировая общественность наконец-то обратила внимание на то, что в Новороссии идёт гражданская война, вот только понять, кто с кем воюет, практически невозможно. Картина станет ясна не скоро, потому что, как писал поэт, "смешались в кучу кони, люди", и в этой сваре трудно отделить зёрна от плёвел. Но нужно.

Если не разбираться в событиях на Украине сегодня, то завтра может быть поздно. И причина здесь одна — киевская верхушка воюет с мирными жителями. Факт признали западные наблюдатели, увидевшие своими глазами, как нацгвардия бомбит города и веси Донецкой и Луганской областей, осколками ракет убивая детей, стариков, женщин. Бесконечный поток беженцев принимает сердобольная российская земля, хотя периодически таможенные пункты пропуска подвергаются обстрелу. Сбываются сатанинские, увы, пророческие слова, женщины с косой, о том, что изгоев с юго-востока нужно выжигать ракетами. Сказано — сделано.

Но Тимошенко исчезла с политической сцены, а Порошенко, новоявленный президент Украины, наоборот, не сходит с экранов телевизоров и первых полос СМИ. Думалось: вот приедет барин, барин их рассудит. Но "барин" использовал переговоры с Новороссией в своих корыстных целях — усилил бомбардировки населённых пунктов, микрорайонов, детских учреждений, школ, больниц... Горит юго-восток, гибнут ни в чём не повинные люди, растёт протестное движение ополченцев, разрастается ярость, и, похоже, уступать уже никто не хочет. Научились воевать защитники своей земли. Не уйдут они из этих мест.

В Киеве это тоже понимают, поэтому так ожесточённо, с усердием, отрабатывают американские доллары наёмники. Они не прячут свои лица, говорят открыто то, что думают, потому что им не привыкать: их профессия — убивать. Шведский снайпер даже бравирует перед камерой журналиста, вот, мол, я, попробуй, возьми. Со всего света собран на Украине легион, якобы защищающий законную власть. Если отмотать плёнку назад, то отчётливо понимаешь: после силового отстранения Януковича и власти-то легитимной не было ни дня. Срочно избранный Порошенко — такой же беспомощный, как и самозваный Турчинов. Пожалуй, "шоколадный король" подлил ещё больше масла в огонь. И ему отвечать за то, почему малазийский гражданский самолёт отклонился от маршрута и получил указание поменять потолок высоты. Выходит, что кто-то дал такое указание, кто-то другой отследил на радаре точку, кто-то третий навёл ракету на цель, кто-то четвёртый дал команду поразить цель, кто-то пятый нажал кнопку пуска ракеты. Всё. Дальше — кошмар!

Впрочем, в 2001 году такой же кошмар испытал российский гражданский воздушный лайнер, пролетавший над территорией тогда ещё дружественной нам Украины. Тогда все списали на неопытность боевого расчёта, не выразив сочувствия семьям погибших, не склонив головы на их могилах. Тогда президент Кучма сказал примерно так: "Бывает хуже…". Пророческие слова через десяток с небольшим лет воплотились в жизнь. Теперь намного хуже — погибло более 200 человек. Нет, лайнер не пропал с экранов радара и не растворился в пучине океана, как это произошло недавно с таким же малазийским "Боингом". Напротив, его вели, прекрасно зная, что самолёт гражданский, однако нужен был международный резонанс, чтобы свалить всё на Россию и предъявить ей новые санкции, спровоцировать конфликт, возможно, военный, который принесёт пользу лишь тем, кто спонсирует преступную операцию по ликвидации своих же соотечественников юго-востока Украины. Как говорится, в ситуации, когда страна разваливается на глазах, всё глубже проваливаясь в долговую яму, попадая в цепкие объятия Евросоюза и США, все средства хороши.

Впрочем, от России тоже отмахнуться непросто — долг за газ зашкаливает. Цыплят, как водится, по осени считают. И вопросов к правителям Украины возникает всё больше и больше. И главный из них один: когда закончится майдан? Не в узком смысле майдан, который разбил цыганские биваки в центре Киева и занимается огородничеством, пахнущий сивухой, пропахший кострами, напоминающий сборище бомжей, которых трудно назвать героями революции, борцами с коррупцией, скачущими и кричащими "Слава Украине!". Эти отвыкшие от какого-либо труда люди ещё не понимают, что дни их сочтены, недаром Аваков обвинил их в предательстве революционных идеалов. Осталось чуть-чуть — и сметут всю эту шайку-лейку, и выбросят, как хлам, на обочину истории. Такой майдан не нужен ни Евросоюзу, ни США, ни самому Порошенко. Он дискредитирует власть, всю незалежную, такую свободную от всех страну. Даже несмотря на долги, обязательства и другие препятствия, мешающие истинной свободе. Как в дружественных Украине Соединённых Штатах, например. Впрочем, украинская армия под видом борьбы с сепаратистами борется за свободу теми же методами, что использовали во все времена их заокеанские боссы. Всего лишь один пример из сравнительно недалёкого прошлого — и всё станет понятно.
Памятник жертвам разбойничьего нападения…

27 июля 1953 года. Паньмыньчжон. Заключено перемирие между Северной и Южной Кореей. Конец войне. Всеобщая радость и ликование. Рейсом из Порт-Артура во Владивосток вылетел безоружный советский транспортный самолёт Ил-12. На борту находились 6 членов экипажа и 15 пассажиров, среди которых были врачи и офицеры ВВС Тихоокеанского флота. Ничто не предвещало беды, но неожиданно самолёт был атакован четырьмя истребителями-бомбардировщиками F-84 "Тандерждет" ВВС США 335-й авиаэскадрильи. Так советский самолёт Ил-12 стал жертвой войны, развернувшейся на Корейском полуострове. Конечно же, всё произошло не случайно, американцы провели тщательно спланированную операцию против одинокого транспортника, зная время вылета и маршрут. Вполне вероятно, что и о пассажирах Ила экипажи F-84 многое знали. И всё равно атаковали самолёт. Кстати, подобный приём ВВС США использовался и на Ближнем Востоке, и в Югославии, и в Афганистане…

Украинские ВС хорошо усвоили уроки дядюшки Сэма и шагнули дальше — сбили вообще сугубо гражданский самолёт. Да, какой летательный аппарат станет новой жертвой украинских ПВО? Загадка.

Однако вернёмся к сбитому в 1953 году советскому самолёту. Останки погибших в небе над Китаем были перевезены во Владивосток и погребены в братской могиле в Жариковском сквере, с которым соседствует остановка общественного транспорта "Дальзавод", где

расположена проходная одноименного предприятия, входящего вместе с союзмашевским заводом "Звезда" в ОАО ДЦСС. В центре сквера трудно не заметить обелиск на гранитном постаменте, на лицевой стороне которого отчётливо читаются такие слова: "Здесь погребены жертвы разбойничьего нападения американских воздушных пиратов на советский пассажирский самолёт Ил-12 27 июля 1953 года". Памятник был установлен 27 июля 1955 года по проекту скульптора Андроникова и уже 59 лет возвышается над братской могилой. Есть здесь ещё одна надпись: "Дорогим друзьям и товарищам от трудящихся и воинов Приморья". В России и Владивостоке помнят безвинно погибших пассажиров Ила. В годовщину пиратского нападения горожане приносят цветы, скорбят о погибших земляках. И невольно возникает вопрос: а вспомнят ли на Украине когда-нибудь невинно погибших от ракетного удара в июле 2014 года, и главное — понесут ли виновные суровое наказание за содеянное зло?

Справка

Ил-12 (по кодификации НАТО: Coach — "междугородный автобус") — пассажирский (транспортный) самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости. По конструкции — цельнометаллический двухмоторный низкоплан традиционной компоновки с поршневыми двигателями и трёхопорным шасси с носовым колесом. Первый полёт выполнен 15 августа1945 года под командованием лётчика-испытателя Владимира Коккинаки. Ил-12 заменил Ли-2 и DC-3 на авиалиниях СССР. Позднее на его базе был создан более совершенный Ил-14.

В начале 1947 года пять самолётов Ил-12 опытной серии были переданы на эксплуатационные испытания в первую отдельную авиагруппу ГВФ, которая базировалась в аэропорту Внуково. Во время эксплуатационных испытаний были выполнены

1 500 полётов. По оценке пилотов, Ил-12 был прост в управлении и доступен пилотированию лётчиками как I, так и II класса. Эксплуатационные испытания завершились 20 мая.

1 мая 1947 года группа Ил-12 участвовала в воздушном параде над Красной площадью.

1 июня 1947 года началась регулярная пассажирская эксплуатация Ил-12 в Аэрофлоте.

В 1948 году Ил-12 вывели на международные регулярные рейсы. Первой авиалинией, на которой начали применять Ил-12, стало направление Москва—София. Затем Ил-12 стали регулярно летать в Берлин, Белград, Будапешт, Бухарест, Варшаву, Вену, Кабул, Прагу, Тегеран, Стокгольм, Хельсинки, Улан-Батор. В 1954 году открылась авиалиния Москва—Париж.

В СССР самым длительным рейсом Ил-12 был Москва—Хабаровск протяжённостью 7 000 км. Полёт занимал 28 часов, с пятью промежуточными посадками.

С 1956 года самолёты Ил-12 начали применять в Антарктиде.

Со второй половины 50-х новый Ил-14 постепенно начал заменять Ил-12. В СССР самолёты Ил-12 эксплуатировались до 1968 года, когда экипаж майора В.М. Базилевича перегнал последний Ил-12 из 478-го учебного авиаполка в Борисоглебске в чебоксарскую школу младших авиационных специалистов.

В Китае на пассажирских линиях Ил-12 эксплуатировались до 1988 года. А две военные машины с бортовыми номерами "35240" и "35241" использовались до октября 1993 года, пока их не установили на вечную стоянку в музей Датань-Шаня.

«Прогресс Приморья», № 29 (292) от 24.07.2014 г.

Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно