Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Подводникам всех поколений

В одном из номеров газеты ПРО СМР "Прогресс Приморья" мы рассказывали о том, как открывался мемориальный комплекс на большекаменском заводе "Звезда". Сегодня предлагаем нашим читателям материал о другом мемориале — "В память подводников всех поколений", который был открыт в 2006 году в городе Владивостоке.

19 марта 2006 года исполнилось 100 лет Подводным силам Военно-Морского Флота России. Столетний юбилей Подводных сил флота — знаменательное событие для всего Российского государства.

Подводный флот всегда был и остается предметом национальной гордости России. Его история неразрывно связана с Дальним Востоком.

В связи с этим 17 апреля 2006 года состоялось торжественное открытие мемориального комплекса "В память подводников всех поколений".

Мемориальный комплекс, посвященный истории создания и становления современного атомного ракетоносного Подводного флота России, создан к его 100-летней дате по инициативе Ученого совета ДВГТУ, общественных организаций ветеранов-подводников, Военного совета Тихоокеанского флота, Владивостокского Морского собрания.

Комплекс состоит из ограждения боевой рубки с выдвижными устройствами, частью носовой надстройки, макета центрального поста головного ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПК СН) проекта 667А "К-399" и последнего в этой серии атомного подводного крейсера "К-430", спроектированных в Центральном конструкторском бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" (г. Ленинград) и построенных заводом имени Ленинского комсомола в г. Комсомольске-на-Амуре (21.06.1967–17.05.72 годы). Подводные ракетоносцы, созданные руками дальневосточников, успешно выполняли боевые задачи по защите национальных интересов Отечества в Тихом океане до 1990–1995 годов.

На лобовой части ограждения прикреплена красная пятиконечная звезда с цифрой "24" в центре. Цифра означает количество боевых служб, которые выполнила подводная лодка "К-430" в период с 1974 по 1994 годы. В районе рубочного горизонтального руля по правому борту ограждения рубки в два ряда нанесены 11 красных пятиконечных звезд, свидетельствующих об успешных пусках баллистических ракет, произведенных подводной лодкой. На носовой оконечности размещен аварийно-спасательный буй соответствующей окраски. Носовее буя расположена антенна навигационного обнаружителя разводий. Выдвижные подъемно-мачтовые устройства представлены рамочной антенной "Завеса" и антенной АНИС. На ходовом мостике "К-430" имеется выносной индикатор кругового обзора радиолокационной станции "Альбатрос". Установлен в ограждении и командирский перископ, позволяющий обозревать окрестности.

В создании мемориального комплекса принимали участие Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ им. В.В. Куйбышева, сегодня — надёжный партнёр ПРО СМР — Инженерная школа ДВФУ), Тихоокеанский флот,  "Дальневосточный завод "Звезда", "Дальзавод", Техническое управление ТОФ, ОАО "Восточная верфь", Владивостокский морской торговый порт, Владивостокское Морское собрание, Общественная организация ветеранов-подводников и другие.

Установленная рубка, бюст выдающегося российского академика-кораблестроителя А.Н. Крылова, комплект оружия подводной лодки — баллистическая ракета Р-27У, торпеды и мины — входят в единый комплекс, посвященный морякам-подводникам и создателям подводных лодок Дальнего Востока, расположенный в исторической части г. Владивостока на
ул. Экипажной (остановка транспорта "Авангард").

Действовали сообща

История создания мемориального комплекса началась в конце марта 2004 года с посещения завода "Звезда" в г. Большой Камень начальником факультета военного обучения ДВГТУ капитаном 1-го ранга В.И. Прохоровым с группой офицеров ФВО.

В ходе посещения завода были осмотрены фрагменты ограждения выдвижных устройств и отдельные части носовой оконечности атомной ракетной подводной лодки проекта 667АУ и было принято первоначальное решение о возможном создании памятника.

Ректор ДВГТУ профессор Г.П. Турмов, капитан 1-го ранга запаса, по образованию инженер-кораблестроитель, в ходе обсуждения проекта и эскиза памятника на территории факультета военного обучения ДВГТУ обещал необходимую помощь и поддержку, которую в дальнейшем и обеспечил. Помощь и поддержку обещали генеральный начальник технического управления ТОФ контр-адмирал В.С. Иванов, начальник управления вспомогательного флота ТОФ капитан 1-го ранга Пискунов, ветераны-подводники, другие известные в крае люди.  Все с энтузиазмом восприняли сообщение о возможном возведении памятника атомному Подводному флоту во Владивостоке.

Завязалась переписка, согласование и уточнение деталей строительства, выбор места установки, предстоящая транспортировка крупных деталей и др.

К середине июня спорные вопросы были улажены, согласование завершено, началась транспортировка частей ограждения рубки и носовой надстройки по маршруту "ДВЗ "Звезда" — Дальзавод — факультет военного обучения (ФВО) ДВГТУ" на борту КИЛ-469, которая 28 июня 2004 года благополучно завершилась доставкой фрагментов рубки и носовой оконечности по адресу ул. Экипажная, 18.

В июне-октябре 2004 года продолжилась разработка проекта, согласование по месту установки, выработка концепции комплекса. Февраль — время утверждения окончательного проекта мемориального комплекса. И 24 марта 2005 года КИЛ-469 осуществил транспортировку выдвижных устройств — рамочной антенны "Завеса", антенны АНИС и пары рубочных горизонтальных рулей — из бухты Сельдевая (Камчатка) в бухту Патрокл и далее автотранспортом на улицу Экипажная.

В мае-июне была согласована проектная документация с 49-м центральным проектным институтом ВМФ. С июня по июль студенты 1 курса морского, строительного, архитектурного институтов, проходившие практику на ФВО ДВГТУ, начали рыть котлован, вели подготовку террас под оружие.

В июле завершили первую часть бетонирования фундамента комплекса, произвели реконструкцию бомбоубежища под полигон по борьбе за живучесть (БЖЗ) ПЛ.

В августе были установлены фрагменты рубки на основании, начато производство сварочных работ специалистами ОАО "Восточная верфь", которым предстояло совместить разрозненные части носовой и кормовой оконечности ограждения рубки.

В сентябре начались сварочные работы по соединению разрозненных элементов конструкции в единое целое.

В ноябре произведен демонтаж части рубочного руля, начата установка рубочных рулей, раскрепление выдвижных устройств по месту, изготовление и установка рубочных иллюминаторов.

В ноябре произведена установка носовой оконечности ПЛ.

В январе 2006 года завершены отделочные и покрасочные работы в нижней части комплекса БЖЗ ПЛ.

С февраля по март было произведено покрытие плиткой верхней площадки в районе ограждения рубки, установка носового аварийно-спасательного буя, покрасочные работы, облагораживание территории, демонтаж старого панельного забора и установка нового решетчатого.

За последние годы мемориальный комплекс посетили моряки-подводники, выдающиеся ученые, конструкторы, кораблестроители, десятки людей, судьба которых была связана с созданием ракетно-ядерного щита Родины на Дальнем Востоке. Среди них — заслуженные подводники-адмиралы: М.Г. Захаренко, Г.А. Хватов, А.В. Конев, А.А. Белоусов и такие крупные организаторы подводного кораблестроения, как генеральный директор "Адмиралтейских верфей" (СПб) Герой России В.Л. Александров, генеральный конструктор неатомных подводных лодок ЦКБ МТ "Рубин", потомственный корабел Ю.Н. Кормилицин, генеральный директор ЦМКБ "Алмаз" А.В. Шляхтенко, генеральный директор "Завода "Кризо" Ю.М. Халиуллин, генеральный директор государственного научного центра ЦНИИТС В.Д. Горбач и многие другие.

Союзмашевцы тоже бывают здесь

К мемориальному комплексу приезжают свадебные кортежи, приходят те, кто хочет почтить память родных, близких, сослуживцев, знакомых, вспомнить о днях былых.

Комплекс живет и служит делу воспитания подрастающего поколения, чтобы оно знало и помнило, как трудом и гением народа создавались Подводные силы Дальнего Востока. История — это не только свершившиеся факты, это и их уроки, служащие маяками движения в будущее.

«Прогресс Приморья», № 41 (304) от 16.10.2014 г.

Подготовил Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно