Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
18 сентября, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Гражданский воздушный флот и его перспективы

Окончание. Начало в № 35

Полёт нормальный

Но не только аэропортами и самолетами живет подпрограмма. Решаются в ней и многие другие вопросы, крайне важные для функционирование отрасли. И один из ключевых моментов здесь – безопасность полетов. Ведь практика показывает, что каждое серьезное ЧП вызывает хоть и временный, но спад пассажиропотока.

В целях обеспечения защиты авиатранспортной системы от актов незаконного вмешательства в ее деятельность предусматриваются мероприятия по охране периметра (защите границ) аэропортов, внедрения современных технологий и техники в аэропортах. В число аэропортов, в которых в 2010 году (первый год реализации программы) начались мероприятия по обеспечению авиационной безопасности, вошли 24 аэропорта, расположенные от Архангельска до Якутска и Бухты Провидения.

Анализ недавних авиационных происшествий указывает на то, что их причиной в основном являются ошибки экипажа и персонала. Увеличение количества авиаперевозок и обновление парка воздушных судов привели к нарастанию дефицита квалифицированных кадров. В связи с этим программа предусматривает серьезное развитие материально-технической базы учебных заведений гражданской авиации.

Еще один элемент обеспечения безопасности полетов – предотвращение несанкционированных полетов воздушных судов и летательных аппаратов авиации общего назначения, выявление и прекращение деятельности незарегистрированных аэродромов и посадочных площадок. В этих целях планируется приобретение 8 патрульных вертолетов Ми– 8МТВ для инспекторских служб и их базирование в различных регионах Российской Федерации.

Еще один из элементов безопасности полетов – их надежное навигационное обеспечение. Следует отметить, что строительство и реконструкция объектов аэронавигационной системы России в программе не предусмотрены. Однако это не говорит о том, что они не осуществляются, просто реализуются они в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организаций воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)". Программа предусматривает большой комплекс работ как по развитию центров управления воздушным движением, так и по совершенствованию навигационных систем непосредственно в аэропортах.  Главная задача этой ФЦП – приведение нашей системы организации воздушного движения в соответствие с международными требованиями.

Важнейшую роль в обеспечении безопасности играет состояние здоровья летного состава, и в программе этому вопросу уделяется большое внимание. В частности, предусматривается серьезное развитие Центральной клинической больницы гражданской авиации. Она является единственным в Российской Федерации отраслевым медицинским учреждением, выполняющим функции центра сертификации юридических лиц, ведущим медицинское освидетельствование авиационного персонала всех авиапредприятий Российской Федерации. Кроме того, все пилоты, штурманы, бортинженеры и бортмеханики воздушных судов 1-го и 2-го классов при достижении 50-летнего возраста проходят здесь обязательное стационарное обследование.

Развитие Центральной клинической больницы гражданской авиации предусматривает оснащение ее современным лечебно-диагностическим и реабилитационным оборудованием для проведения операций на сердце и крупных сосудах, а также реабилитационных мероприятий, в которых нуждается, по оценке медиков, около 4500 авиационных специалистов летного и диспетчерского состава.

Цифры и факты

Государственный заказчик программы – Федеральное агентство воздушного транспорта, которое осуществляет управление ходом ее реализации. При этом в его задачи входит обеспечение эффективного целевого использования средств, в первую очередь, средств государственной поддержки. Росавиация также разрабатывает инвестиционные предложения и ведет поиск инвесторов, осуществляет контроль реализации инвестиционных проектов и передачи в эксплуатацию законченных объектов.

Государственная поддержка реализации программы осуществляется как за счет средств федерального бюджета (при строительстве взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием, рулежных дорожек, мест стоянки воздушных судов, перронов, светосигнального оборудования и других объектов аэродромных комплексов), так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в части строительства и реконструкции аэровокзалов, складов горюче-смазочных материалов и других объектов.

Строительство и реконструкция аэропортовых комплексов производятся с привлечением средств частных инвесторов и с применением механизма государственно-частного партнерства, включая использование концессионных соглашений и инвестиционных контрактов. Особенно эффективно используются эти механизмы в аэропортах, передаваемых в собственность региональных властей. Не надо забывать, что прибыль ведущих аэропортов мира на 60 % состоит из неавиационной деятельности, что не может не привлечь частных инвесторов.

Основным источником финансирования обновления парка воздушных судов авиакомпаний Российской Федерации являются собственные и привлеченные средства авиаперевозчиков с минимальным участием бюджетной системы Российской Федерации. Предоставление государственной поддержки позволяет привлечь внебюджетные средства (2,8 рубля на каждый рубль средств, выделенных из федерального бюджета).

Общий объем финансирования программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 1 250 537 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 295 млн рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации – 27 943,4 млн рублей, внебюджетных источников – 927 593,6 млн рублей.

Капитальные вложения составляют 1 248 543 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 293 379 млн рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации – 27 943,4 млн рублей, внебюджетных источников – 927 220,6 млн рублей.

Объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет 1244 млн рублей, в том числе 871 млн рублей – за счет средств федерального бюджета и 373 млн рублей – за счет средств внебюджетных источников.

Объем финансирования расходов на прочие нужды за счет средств федерального бюджета составляет 750 млн рублей.

Предусмотренные направления и размеры расходования средств федерального бюджета обеспечивают достижение поставленных целей и решение задач программы на основе реализации комплекса проектов и мероприятий, о которых говорилось выше.

Год 2015-й

Достигнет их отрасль или нет – вопрос, во многом зависящий от общей социально-экономической ситуации в стране и в мире в целом. Однако в любом случае наличие четких количественных показателей эффективности реализации программы – ее коренное отличие от реализованной программы модернизации, которая во многом носила декларативный характер. Итак, как же будет выглядеть отрасль, если подпрограмма будет реализована в полном объеме (в сравнении с планировавшимся уровнем 2009 года):

– пассажирооборот гражданской авиации Российской Федерации, вырастет на 55 %;

– количество пассажиров, перевезенных воздушными судами гражданской авиации Российской Федерации, увеличится на 58 %;

– авиационная подвижность населения увеличится на 59 % (количество поездок на одного жителя России в год) и на 55 % – количество пассажиро-километров на 1 жителя России в год;

– пассажирооборот на международных воздушных линиях увеличится на 38 %;

– количество пассажиров, перевезенных воздушными судами местных авиалиний, увеличится на 54, 7 %;

– количество трансферных пассажиров на международных авиалиниях увеличится в 2,7 раза;

– уровень безопасности полетов существенно повысится за счет формирования связной опорно-аэродромной сети, отвечающей требованиям эксплуатации воздушных судов нового поколения.

В целом реализация программы позволит:

– увеличить вклад воздушного транспорта в развитие экономики и повышение качества жизни населения, обеспечить транспортную доступность удаленных населенных пунктов и повысить авиационную подвижность населения, в том числе в регионах, не имеющих развитой сети наземного транспортного сообщения;

– обеспечить эффективное развитие функциональной сети аэропортов, ее соответствие требованиям растущего авиационного рынка, эксплуатационным характеристикам перспективного парка воздушных судов, современным требованиям защиты окружающей среды;

– обеспечить увеличение объема местных и межрегиональных внутрироссийских авиаперевозок в целях сокращения времени, проведенного в пути пассажирами и грузом;

– обеспечить снижение тарифов на авиаперевозки, осуществляемые авиакомпаниями Российской Федерации;

– повысить конкурентоспособность российских авиаперевозчиков за счет пополнения парка воздушными судами, обеспечивающими экономию ресурсов и высокий уровень сервиса для потребителей;

– обеспечить соответствие парка воздушных судов современным и перспективным экологическим требованиям (по шумам и эмиссии вредных веществ, выделяемых авиадвигателями), что позволит на 30-50 %  улучшить экологические характеристики эксплуатируемого парка воздушных судов, повысить экологичность объектов инфраструктуры аэропортов за счет предусмотренного строительства в 111 аэропортах дренажных систем, отвечающих современным требованиям.

Таковы цифры, но важнее то, что реализация программы поможет решению не только транспортных проблем. Она окажет и позитивное влияние на развитие смежных отраслей экономики – транспортного машиностроения, транспортного строительства, сферы услуг, что обусловлено мультипликативным эффектом от реализации мероприятий. Ну а главное, улучшится жизнь россиян, на что и направлена вся программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".

«Прогресс Приморья», № 36 (350) от 18.09.2015 г.

Виталий ЛЕНТАРЕВ

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно