Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
03 марта, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Первые лётчицы России

Окончание. Начало в № 7

Княжна Евгения Михайловна Шаховская, дочь эстляндского губернатора, выпускница Смоленского института благородных девиц, обладала хорошими вокальными данными, занималась конным спортом. Она умело водила автомобиль и участвовала в автогонках, что было большой редкостью в тогдашней России.

С появлением первых аэроклубов она тут же увлеклась авиацией и в 1912 году получила диплом пилота в "Гамаюне". Заметим, что диплом можно было получить и в других странах Европы, в том числе и во Франции. Например, первый русский пилот Михаил Ефремов в Мурмелон-ле-Гран окончил школу Фурмана и получил диплом авиатора № 31. В этой же школе получил диплом за № 50 другой россиянин — Николай Попов, который в 1909 году в составе международного экипажа вместе с Уолтером Уэлманом и Мелвиллом Уонименом принял участие в полёте на дирижабле на Северный полюс. За границей осваивали профессию пилота и другие знаменитые русские воздухоплаватели. По пути мужчин пошли и российские женщины. Вслед за Лидией Зверевой профессиональным пилотом стала Евгения Шаховская. С началом Первой мировой войны и передислокации авиационных подразделений ближе к передовой мужчины-пилоты были призваны в армию. Шаховская подала рапорт с просьбой отправить её на фронт. В авиационном ведомстве ей объяснили, что если произойдёт вынужденное приземление на территории противника, то она будет считаться не военнопленной, а шпионкой, что означает расстрел. Однако княжну запрет не испугал. Не желая оставаться в стороне от боевых действий, Евгения поступила сестрой милосердия в санитарный поезд имени Великой княжны Анастасии Николаевны. Она знала, что одна из её родственниц, княгиня Н.Б. Шаховская, в Русско-турецкую войну прославилась самоотверженной деятельностью на благо страждущих воинов, став основательницей Александровской общины сестёр милосердия "Утоли моя печали". Работая в госпитале, Евгения Михайловна продолжала забрасывать начальство письмами о том, чтобы ей разрешили воевать в небе. И её мечта сбылась, но лишь по окончании военной автошколы. Пройдя курсы лётной переподготовки, она в звании прапорщика инженерных войск получила назначение на фронт в составе 1-го авиаотряда. Княжна-прапорщик летала на "Фармане-16", ведя разведку и корректировку артиллерийского огня. Она стала первой в мире женщиной — военным лётчиком. Командование было довольно тем, как Евгения выполняла тяжёлую мужскую работу.

О дальнейшей судьбе княжны Шаховской известно лишь то, что она была арестована по обвинению в шпионаже. Что вменялось Евгении, остаётся тайной, но то, что она оказалась в монастыре по воле царя, известно точно. В монастыре она находилась до Февральской революции 1917 года. Её освободили с формулировкой "узница царского режима".

Стоит сказать, что первые российские лётчицы проторили воздушный путь следующим поколениям. Женские рекорды дальности и высоты, установленные нашими летчицами Полиной Осипенко, Валентиной Гризодубовой, Мариной Расковой, навечно вписаны в скрижали отечественной истории и известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Из воспоминаний Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой известно, что "русские валькирии" стали для неё путеводными звёздами на пути освоения пилотской профессии. Впрочем, Валентина, изучив опыт предшественниц, твёрдо для себя решила, что станет не просто лётчицей, а лучшей из женщин-пилотов, которых знал мир. Она настойчиво шла к намеченной цели. И добилась этого.

К 75-летию Валентины Гризодубовой знаменитый пилот Михаил Громов, которого считали советским лётчиком № 1, назвал Валентину Степановну Гризодубову лётчицей № 1 в мире.

Такая вот история первых русских пилотов-женщин, которые подготовили хороший плацдарм для полёта в космос первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.

«Прогресс Приморья», № 8 (372) от 03.03.2016 г.

Подготовил Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно