Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 мая, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

50 лет Музею истории и трудовой славы ПАО ААК «Прогресс»

Между двумя музеями — музеем истории завода "Прогресс" и музеем истории г. Арсеньева — всегда существовала неразрывная связь, потому что невозможно представить историю города без истории завода "Прогресс".

В 1971 году, когда Клавдия Федоровна Кресс приехала в город Арсеньев, оба музея уже существовали, но совсем немного. Городскому музею было года два и похож он был на обычный школьный музей. Главой города в то время был Анатолий Григорьевич Маслов. К слову сказать, пришел он на этот пост с завода "Прогресс". В разговоре с молодым специалистом, ищущим работу, А.Г. Маслов, имея в виду городской музей, спросил Клавдию: "Тебе нравится музей?" Она ответила: "Нравится!", на что А.Г. Маслов сказал: "Сделай так, чтобы и мне понравился".

Искусствовед по образованию, Клавдия Федоровна получила работу руководителя музея и смело пообещала главе города создать в зарождающемся музее полноценную экспозицию. И, видимо, у нее все хорошо получалось. Не зря же однажды к ней в музей пришли гости, среди которых — Ф.З. Абдуллин, директор завода (1976-1981 гг.),

П.П. Крет, начальник бюро эстетики… Пришли ее агитировать заведовать заводским музеем. "Как же я могу, — сказала она, — бросить городской музей? Я ж обещала…" Она посчитала должным сдержать слово, данное главе города, — для нее это было делом чести. Так она отказала заводчанам… Впоследствии на прием к директору завода Клавдию Федоровну даже не записывали, хотя просить ей у завода для городского музея приходилось многое.

Помощь "Прогресса"

Клавдия Федоровна, имея художественное образование и многие таланты, все равно много училась. Она посещала заводской музей и ясно понимала, что без помощи работников заводского музея, много лет отработавших на предприятии и, безусловно, много знающих из истории города, ей не справиться. Анатолий Васильевич Клейменов и Николай Сергеевич Леонов вдвоем, как вспоминает К.Ф. Кресс, помогали ей: копировали фото, делились сведениями по истории завода. Позже Клавдии Федоровне даже сделали пропуск, и она уже самостоятельно ходила по цехам.

А.В. Клейменов в 1974-1975 гг. под своей редакцией выпустил воспоминания первостроителей завода. В музее авиакомпании хранятся две книги под названием "История Арсеньевского машиностроительного завода "Прогресс". Воспоминания". При ознакомлении с книгами обращает на себя внимание редкий для пишущих машинок красивый академический шрифт. Именно на такой машинке были отпечатаны книги с воспоминаниями, а еще по просьбе Клавдии Федоровны были напечатаны некоторые этикетки и для городского музея.

Удивительные были люди!

Когда-то помочь добровольно и на полном энтузиазме было нормой. Так, однажды первостроитель завода Петр Иванович Кузнецов зашел в музей (с 1969 по 1984 гг. он располагался по адресу ул. Ломоносова, дом 6) и увидел, как его работницы пытаются выстроить экспозицию, и решил помочь. Для городского музея им было сделано несколько макетов. Постарался он и для своего родного заводского музея: его макеты — село Семеновка 1930-х гг., лесозаготовки, палаточный городок, козлы для распиловки бревен –представлены в экспозиции музея истории авиакомпании и в настоящее время. И это только один пример. Справедливости ради надо заметить, что добровольную помощь городскому музею оказывали и другие заводчане.

Клавдия Федоровна с благодарностью вспоминает этих удивительных людей: "Мне нравилось с ними работать. Я всегда у них все выспрашивала, и столько всегда интересных рассказов у них было и по производству, и из личной жизни, и из жизни поселка. Удивительные люди были!"

Город начинается с завода

1986 год — год 50-летия завода "Прогресс". С этого года заводской музей расположился в новом отстроенном здании ДНТИ (Дом научно-технической информации, ныне это Информационный центр). Музеем продолжал руководить Н.С. Леонов, а ДНТИ руководил А.Г. Маслов. Накануне юбилея пути-дорожки  К.Ф. Кресс и А.Г. Маслова опять пересеклись.

А.Г. Маслов с просьбой о построении новой экспозиции заводского музея обратился сначала в Москву. Однако его обращение спустилось в краевой музей во Владивостоке. Краевой музей ответил, что в городе Арсеньеве есть свой специалист, который построил хорошую экспозицию в городском музее, имея в виду Клавдию Федоровну, написал несколько высоких эпитетов в ее адрес и посоветовал обратиться именно к ней.

Но опять же, в промежутке времени между 1984 г. и 1986 г. К.Ф. Кресс физически не могла работать над экспозицией заводского музея. Дело в том, что городской музей в 1984 году получил новое здание — бывший детский сад завода на ул. Калининской, 13 (вот еще один мощный вклад завода в развитие городского учреждения культуры) — и в ближайшие несколько лет вел ремонт и создание новой экспозиции.

Поэтому К.Ф. Кресс пообещала заводчанам помочь только методически, поделиться документами и рекомендациями. Именно Клавдия Федоровна  посоветовала заводчанам использовать для построения музейного оборудования металлический профиль, самозатухающие ткани для обшивки стендов, чтобы не красить экспозиционные поверхности: "У вас все свое, все есть, и пожарные не придерутся". В результате серая, синяя и красная ткани были использованы не только в экспозиции заводского музея, но и выписаны для городского, а также достались краевому музею. "К тканевой основе можно легко и многократно крепить: не остается следов от гвоздей, волокна просто раздвигаются".

Конечно же, все материалы заводом были выделены городскому музею на общественных началах — безвозмездно. Правда, сначала К.Ф. Кресс обратилась с этой просьбой на завод, и тогдашний секретарь парткома Виктор Иванович Манойленко сам пришел в городской музей посмотреть, для чего она всё это просит. Увидел, понял и после этого стал активно помогать. Завод выделил даже людей для помощи городскому музею — Ивана Ануфриева и Александра Шевеля.

На заводе из работников были созданы группы по сбору исторических материалов специально для музея. Эти группы заводчан приходили к К.Ф. Кресс, и она обучала их: рассказывала, как собрать и оформить документы, как записать воспоминания… И так с каждой группой.

Клавдия Федоровна Кресс нацеливала участников групп собирать экспонаты. "Не будет экспонатов — вы ничего не сделаете", — говорила она. Советовала представить больше макетов, моделей, ведь это, по ее мнению, могло быть интересно детям. И она не ошиблась: макеты, модели машин, детали, предметы, вещи особенно интересны современным детям, которые активно посещают музей авиакомпании в настоящее время.

К.Ф. Кресс говорила: "Город начинается с завода. Нет деления, это четкая взаимосвязь". И поэтому Клавдия Федоровна предложила построить заводскую экспозицию по принципу: немного о городе, немного о В.К. Арсеньеве — как о человеке, в честь которого назван город, и затем о самом заводе.

Крепкая команда

Открытие городского музея состоялось в 1989 г. Во многом помогли городскому музею направленные с завода работники Иван Иванович Ануфриев, который руководил заводским музеем, и Александр Шевель. "Мне так  нравилось с ними работать. У нас такая была крепкая команда, — вспоминает Клавдия Федоровна, — они такие хорошие ребята!"

В связи с торжественным открытием городского музея в сентябре 1989 г. на его базе был проведен краевой семинар. И музейщики (а их было много — со всего края) попали на завод и в заводской музей.

25 апреля Музей истории и трудовой славы ААК "Прогресс" отметил свое 50-летие. Данной публикацией еще раз хотелось бы обратить внимание на то, как общими усилиями, на энтузиазме и на взаимопомощи, выполняя общее дело сохранения исторического наследия, развивались оба музея. Заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Арсеньева Клавдия Федоровна Кресс, более сорока лет руководившая музеем истории г. Арсеньева, с благодарностью вспоминает своих помощников — завод и ту крепкую команду, в которой ей посчастливилось работать.

«Прогресс Приморья», № 16 (380) от 19.05.2016 г.

Татьяна Болотникова, заведующая Музеем истории и трудовой славы ПАО ААК «Прогресс»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно