Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
01 сентября, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Освобождение Эсутору

Продолжение. Начало в № 30

Планируя десантную операцию, Андреев включил в состав сил десанта батальон 113-й бригады. Но командующий 2-м Дальневосточным фронтом генерал армии М.А. Пуркаев, не желавший начинать десантную операцию до значительного продвижения советских войск в южном направлении, дважды не утверждал план высадки десанта в районы Тооро и Эсутору.

Положение Андреева осложнялось тем, что он не располагал информацией о ходе боевых действий на острове, а значит, не мог выбрать наиболее благоприятный для высадки момент. Более того, командующему СТОФ предстояло высаживать десант "вслепую": в советских штабах не было крупномасштабных карт Карафуто и навигационных карт прибрежных районов, а информация о системе обороны и военных объектах противника была неполной и крайне противоречивой.

Уточнить разведданные должна была авиация. Поэтому, как только Пе-2 приземлился в Советской Гавани, экипаж Додонова получил новое задание — разведать аэродром в районе Усиро. Агентурная разведка утверждала, что здесь находится аэродром с фантастическими размерами летного поля –2 на 4 километра. В своих воспоминаниях М.Г. Додонов признал, что данные советской разведки были неточными:

– К сожалению, в Усиро никакого аэродрома не оказалось. Ни ангаров, ни взлетно-посадочной полосы обнаружить не удалось. Я очень переживал, как я буду докладывать о выполнении боевого задания. Принял решение продолжать разведку, идти на север параллельно береговой черте... В районе двух небольших озер Торо и Омото (сегодня это озера Тауро и Проточное) я обнаружил отличный аэродром с бетонированной взлетно-посадочной полосой, бетонированными рулежными дорожками и капонирами. У двух капониров стояли самолеты-истребители. Я приказал штурману Толкачеву произвести фотографирование этого аэродрома, что он и выполнил... Истребители противника, стоящие на взлете, меня не преследовали... По нашим фотоданным, летчики 48-го авиаполка в ночь на 12 августа на самолетах МБР-2 нанесли два бомбовых удара по аэродрому и порту Торо.

В ночь на 12 августа авиация флотилии произвела четыре налета группами по 4 гидросамолета на Хамасигай… В порту советские летчики зафиксировали три пожара, сопровождавшиеся сильными взрывами. В Эсутору стало светло, как днем: в порту горели и взрывались бочки с горючим, на берегах канала Масурао (Тухлянка) полыхали гигантские склады газетной бумаги, а над городом разноцветными огнями сияли десятки осветительных бомб…

Днем авиация СТОФ совершила уже пятьдесят девять вылетов. К налетам на порты Эсутору и Усиро присоединилась эскадрилья Ил-2 56-го штурмового авиаполка под прикрытием истребителей Як-9Д 42-го истребительного авиаполка: они уничтожали рыбацкие кунгасы и катера, в устье Эсутору-гава (Углегорка)… потопили 700-тонную землечерпалку.

Пламя перекинулось в Ямасигай — район Эсутору от побережья до бумажной фабрики. В Эсутору, Тооро и Тайхэй началась эвакуация женщин, детей и стариков: пешком и на грузовиках их отправляли в Камиэсутору (Краснополье), поселок в 24-х километрах к юго-востоку от Эсутору.

13 августа погода ухудшилась: облачность понизилась до 50-100 метров, местами побережье было скрыто в тумане.

На рассвете на рейде Эсутору появились советские корабли. С них были видны "солдаты и артиллерия" на вершине приморской сопки: здесь, на городском ипподроме, стояли соломенные чучела в военной форме и "зенитные орудия" из бревен. Моряки обстреляли берег из судовой артиллерии и пулеметов. Решив, что имеют дело с основными силами десанта, японцы ответили огнем из крупнокалиберного пулемета, расположенного на территории метеостанции. Это было их ошибкой: наши моряки поняли, что береговой артиллерии и оборудованных позиций в районе порта Эсутору нет.

В этот день советская авиация — все те же Ил-2 под прикрытием Як-9Д – нанесли бомбардировочно-штурмовые удары по судам и портовым сооружениям в Усиро.

Из Камиэсутору, где сосредоточились эвакуированные жители Эсутору, Тооро и нескольких поселков, вели две дороги: одна трасса (109 км) шла через горный хребет на восточное побережье к Найро, другая (178 км) — на юг, к Тиннай (Красногорск). Дорога в Тиннай — самый короткий путь к южным портам, откуда можно было попытаться бежать в Японию. Но люди были уверены, что на западном побережье уже высаживаются советские десанты, поэтому беженцы ушли на восток…

Всего же за четыре дня самолеты СТОФ совершили 124 вылета для нанесения ударов по военно-морской базе Эсутору и 19 — по порту Усиро. К 14 августа, когда погода испортилась настолько, что все вылеты были прекращены, авиация флотилии потопила несколько катеров и баржу, разрушила портовые сооружения и аэродром, уничтожила железнодорожный мост, нарушила работу электростанции и повредила другие объекты.

Утром 14 августа командир 365-го батальона морской пехоты подполковник К.П. Тавхутдинов, которому предстояло командовать десантом, подошел к порту Эсутору на "морском охотнике". Японцы обстреляли катер, ранили моториста. Командир взвода разведчиков лейтенант А.А. Егоров попытался нанести огневые точки на карту, но какого-либо представления о системе береговой обороны моряки так и не получили.15 августа пересевший на скоростной бомбардировщик Додонов и экипажи гидросамолетов сделали удачные фотоснимки порта Тооро, прилегающего к нему побережья и береговых сооружений в районе порта Эсутору. Теперь десантники могли использовать эти фотографии с нанесенной на них сеткой квадратов вместо обычных карт.

Командование СТОФ, на руках которого имелись только открытые лоции, считало гавань Эсутору мелководной, пригодной лишь для малотоннажных судов и катеров, что делало здесь невозможной выгрузку артиллерии и военной техники. Поэтому еще накануне, 14 августа, вице-адмирал Андреев пришел к заключению, что десант следует высаживать в соседнем порту Тооро (Хаматооро), где авиация обнаружила выдающийся в море мол с эстакадой для погрузки угля.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 31 (395) от 01.09.2016 г.

По материалам исследования Алексея Колесникова «Хроника падения Эсутору»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно