Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
08 сентября, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Северные авиационные маршруты

Окончание. Начало в № 22

Русские лётчики, вкусив славы после ряда рекордных полётов, стремились к покорению новых авиационных вершин.

В 30-е годы освоение арктических широт стало прерогативой государственной политики. Экипажи усиленно готовились к высадке на полюс. Весной 1936 года М.В. Водопьянов и В.М. Махоткин досконально исследовали Землю Франца-Иосифа. В итоге они выбрали для главной авиабазы не южный остров архипелага Гукера, как запланировали ранее, а остров Рудольфа, самый северный остров. С наступлением навигации туда доставили нужное оборудование и под руководством И.Д. Папанина, сменившегося с зимовки на мысе Челюскина, в короткие сроки построили аэродром для посадки тяжёлых машин. Закупленные в Америке самолёты, которые ранее перегнал Леваневский, предназначались для высадки именно на Северный полюс. Однако буквально накануне руководство страны посчитало, что престижней и весомей перелёт станет тогда, когда он будет осуществлён на отечественных самолётах. Для этого выбрали четырёхмоторные бомбардировщики ТБ-3 (АНТ-6). Если доставка экспедиции пройдёт по плану, то это значительно поднимет и авторитет советской науки, и надёжность отечественной авиации.

14 февраля 1937 года Политбюро ВКП (б) принимает постановление, в котором разрешает Главсевморпути осуществить в марте-апреле 1937 года экспедицию в район Северного полюса с целью высадки полярной станции на льду. Руководителем операции был назначен О.Ю. Шмидт, начальником полярной авиации — М.И. Шевелев, командиром авиаотряда — М.В. Водопьянов. Определили и состав дрейфующей станции СП-1: начальник станции — И.Д. Папанин, радист Э.Т. Кренкель, гидролог-гидробиолог П.П. Ширшов, астроном-магнитолог Е.К. Фёдоров.

22 марта самолёты высокоширотной экспедиции вылетели из Москвы в Архангельск, 18 апреля удачно приземлились на острове Рудольфа. 21 мая 1937 года, дождавшись хорошей погоды, четыре ТБ-3 (АНТ-6), пилотируемые экипажами во главе с М.В. Водопьяновым, В.С. Молоковым, И.П. Мазуруком и А.Д. Алексеевым, успешно доставили экспедицию и весь необходимый скарб для оборудования первой в мире дрейфующей полярной станции на Северный полюс. СП-1 тут же приступила к работе.

Снова удивили мир

Успешная посадка на просторы Северного полюса четырёх тяжёлых отечественных самолётов (гражданский вариант четырёхмоторных бомбардировщиков) и строительство во льдах действующей научной дрейфующей станции произвели в мире такую небывалую сенсацию, что в капиталистических странах власти предержащие были просто оглушены такой новостью. Однако реакции не везде была одинаковой. Например, в фашистской Германии, которая усиленно вела подготовку ко Второй мировой войне, известие вызвало бурю негодования и злобы. Санкции последовали незамедлительно: министр пропаганды гитлеровской Германии Йозеф Геббельс под страхом закрытия редакций запретил даже упоминать в немецкой прессе об этом поистине эпохальном событии. Другие страны среагировали адекватно: в адрес полярников летели телеграммы с поздравлениями и пожеланиями успехов в полярной работе.

Заметим, что идею создания полярной исследовательской научной дрейфующей станции предложил в 1929 году учёный Владимир Визе. Первым советским лётчиком, пролетевшим над Северным полюсом, в мае 1937 года стал известный лётчик-планерист П.П. Головин. Первым лётчиком, поднявшим самолёт в небо Арктики, был тоже россиянин, поручик по Адмиралтейству, морской лётчик Я.И. Нагурский. Вместе с мотористом Е.В. Кузнецовым в 1914 году Нагурский выполнил пять полётов в район Новой Земли. Однажды пилоты удалились от суши на расстояние до ста километров. Нагурский прожил долгую жизнь, умер он в 1976 году. Он оставил потомкам две книги своих воспоминаний. Одна из них так и называется — "Первый над Арктикой". Есть у него и тёплые строки о Дальнем Востоке, где он когда-то служил, а сегодня, к примеру, в приморском городе Арсеньеве на заводе "Прогресс", входящем в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, идёт серийный выпуск современных винтокрылых машин, о которых прошлые поколения могли лишь мечтать. Однако благодаря их мечтам сказку удалось сделать былью.

«Прогресс Приморья», № 32 (396) от 08.09.2016 г.

Подготовил Юрий Тихий

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно