Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 октября, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Страна восходящего солнца

В Японии всегда с уважением относились к истории. Возможно, по этой причине токийский военный музей "Ясукуни" сохранил немало ценных экспонатов военной истории Страны восходящего солнца.

Музей в Токио среди японцев считается святым местом, и это неслучайно: на этой же территории расположен храм — центр религии синто. В далёком 1874 году его посетил император. Благодаря его визиту все погибшие воины были приравнены к богам. В этом храме поклонялись душам погибших воинов, и император в Стране восходящего солнца до сих пор обожествлён. Впрочем, музей расположен рядом, двухэтажное здание располагает двадцатью залами, где разместили 100 тысяч уникальных экспонатов. Слово "ясукуни" в переводе на русский означат "дом доблестных мужей". Музей был открыт в 1869 году в память о воинах, погибших в Гражданской войне Босин (1868-1869). В жестокой схватке сошлись сегунат Токугава и проимператорские силы Сонно Дзёй. Защитники императора взяли верх, что и стало причиной реставрации Мэйдзи.

Знающие историю Страны восходящего солнца имеют представление о воинском духе японцев, который они впитывают с момента рождения страны. В музее выставлены воинские доспехи Минамото Ёсииэ, жившего более тысячи лет назад. Его называли "командиром всех самураев" и "самураем величайшей храбрости". Кожаные доспехи Минамото украшены цветами сливы, которая расцветает первой и являет собой символ молодости, бесстрашия и стойкости. Другим символом являются бабочки, они олицетворяют души умерших людей. По преданию, их обладатель был неуязвим для стрел и мечей. И всё же, когда в ХVI веке в Японию извне завезли первые фитильные ружья, символы не гарантировали самураю защиту от гибели. Эти ружья можно найти в музее "Ясукуни". Здесь считается, что именно из них заговорщики пытались убить Оду Нобунагу, который ратовал за объединение раздробленной страны. Заметим, что японским оружейникам понадобилось полгода для снятия лекал с фитильных ружей и выпуска первой партии. Однако особого влияния на усиление армии оружейный арсенал не оказал, потому что до второй половины ХIХ столетия японская армия не была оснащена технически, да и военная выучка личного состава оставляла желать лучшего. Подвижки наметились в 1869 году, когда строительством армии занялся вице-министр по военным делам Омура Масудзиро. Он вернул Японии военный дух. На территории "Ясукуни" ему установлен памятник, он почитается как синоитское божество.

Стоит сказать, что в период сёгуната Токугава (с 1603 по 1868 годы) японская армия имела вооружение. В музее установлена 80-фунтовая бронзовая пушка, изготовленная арсеналом "Юшима Баба" Эдо в 1854 году. Эдо — это старое название города Токио. Пушки стояли на вооружении береговых фортов. Музейная пушка стояла в форту Синагава и прикрывала вход в залив Эдо (Токийский залив). Причины слабого вооружения крылись в изоляции страны, а собственные технологии не выдерживали никакой критики. На путь капиталистического развития Япония ступила с началом эпохи Мейдзи, хронологически наступившей в 1868 году. В этот период получила своё развитие тяжёлая артиллерия. Однако первая 150-мм гаубица, имеющая обозначение "тип 38", была построена по лицензии немецкой фирмы "Крупп" и состояла из однобрусового лафета с коробчатой станиной, коротким стволом и пружинно-гидравлическими противооткатными устройствами. Пушки были приняты на вооружение японской армии в 1905 году. В тот период многие виды военной техники были завезены из Европы, и надводные корабли тоже. Однако некоторые виды огнестрельного оружия выпускались в Японии. Например, в период Первой мировой войны, в 1915 году, начался выпуск 150-мм гаубицы "тип 4". Обновление арсенала произошло позже — лишь в 1936 году, когда милитаристски настроенные круги в японском правительстве готовились к захвату Дальнего Востока и Азии. 150-мм гаубица "тип 96", поступившая в войска, предназначалась для замены предыдущих артиллерийских систем, но технологические трудности помешали наладить серийное производство пушек. Имперские настроения японских политиков с 1920 года стала причиной подготовки к масштабным боевым действиям как на суше, так и на море. До 1940 года шла активная подготовка к войне. Военная промышленность работала без перебоев. Армия снабжалась пушками, танками, самолётами, кораблями, винтовками, патронами, обмундированием и противогазами. Так появился японский истребитель "Мицубиси" А6 "Zero". В начале Второй мировой войны 1941-1945 годов эти машины значительно превосходили в техническом плане хвалёные палубные истребители США и Великобритании. Проект авиаконструктора Хорикоси оказался удачным, благодаря этим самолётам удалось одержать несколько побед в схватке с американцами. Заказчик требовал, чтобы на борту стоял прежний, проверенный в деле двигатель, машину оснастили 14-цилиндровым мотором "Накадзима Сакае" 12. Самолёт снабдили закрытой кабиной и убирающимся шасси, значительно улучшили аэродинамику. Скорость увеличили до 500 км/час. Однако в конце войны японская армия стала пополняться смертниками-камикадзе. Движение стало массовым, что способствовало производству торпеды, которой управлял человек, находившийся в ней. Она называлась "кайтэн", то есть "воля небес". Торпеда представляла собой двенадцатиметровое изделие, скорость которому придавал двигатель, работавший на чистом кислороде. Скорость торпеды достигала сорока узлов и поддерживалась в течение часа. Внутри торпеды помимо двигателя и заряда было оборудовано посадочное место для смертника-камикадзе. Несмотря на то что в 1944-45 годах "кайтэны" осуществили ряд удачных атак американских кораблей, решающего эффекта достичь всё же не удалось. Больше было осуществлено вылетов в одну сторону, и тоже смертникам-камикадзе. Вероятно, такой смертник управлял самолётом, который сбили российские моряки во время атаки нефтебазы во Владивостоке, о чём газета Приморского регионального отделения СМР рассказывала на своих страницах в одном из номеров. Тогда самолёт взорвался в воздухе и рухнул в бухту. В музее на самом деле много экспонатов, но нет данных о количестве камикадзе, погибших в период Второй мировой войны. 

Недавно стало известно о том, что Япония проявляет интерес к строительству дальнейшей ветки Транссиба, маршрут которого может пролегать через мыс Лазарева на Сахалин и дальше — в Страну восходящего солнца. Учитывая быстро меняющиеся экономические возможности двух наших стран-соседей, вполне можно предположить, что совместное строительство железной дороги — лишь дело времени. И если мечта станет явью, то появится возможность посетить этим маршрутом токийский музей "Ясукуни" для многих жителей России.

«Прогресс Приморья», № 37 (401) от 13.10.2016 г.

Подготовил Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно