Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
03 ноября, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

320 лет российскому регулярному флоту

Когда Боярская Дума по велению Петра Великого в октябре 1696 году приняла законодательное решение о создании российского флота, на многочисленных верфях, разбросанных по всей территории России, началось строительство кораблей. Одним из главных предприятий той поры стало Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, заложенное 5 ноября 1704 года по инициативе и чертежам Петра I. Этому предшествовало важное событие: в 1701 году был издан первый русский морской учебник — "Книга учащая морского плавания, которую издаде остиндыйския компании еометра и преславнейший по всей Эвропе математик: шкиперский мастер и учитель Авраам Деграф" (сохранена стилистика того времени. — В. Л.). Книга была издана в Амстердаме в переводе Ильи Копиевского.

Идеи государя были подхвачены прогрессивными русскими людьми, и вскоре экспериментальный "потешный флот", созданный Петром в юности, вырос так, что с его мощью считались не только в Европе, но и за океаном. Бурное корабельное строительство повлекло за собой открытие навигацких школ, где готовились кадры для российского флота. Появилась перспектива выхода судов в открытое море. В 1721 году геодезисты И.М. Евреинов и Ф.Ф. Лужин вышли в плавание от Камчатки к Курильским островам. Экспедиция была организована по личному распоряжению Петра I с целью "описать тамошние места, где сошлася ли Америка с Азией, что надлежит зело тщательно сделать" (сохранена стилистика того времени. — В.Л.).

Большое событие произошло в 1736 году на Соломбальской верфи, когда на воду были спущены и оправлены в длительный рейс сразу два архангельских бота ("номер первый" и "номер второй") под командованием лейтенантов А. Скуратова и А. Сухотина. Начались исследовательские работы Двинско-Обского отряда Великой Северной экспедиции, возглавляемого С. Малыгиным и А. Скуратовым. Отряд закончил опись берега от Белого моря до северной оконечности Ямала и отыскал проход с моря в Обскую губу. К рапорту моряков в Адмиралтейств-коллегию об окончании плавания был приложен чертёж, озаглавленный "Меркаторская карта Северного океана с назначением берега от реки Печоры до реки Обь", на котором были отмечены глубины у берегов Ямала и особенно в проливе между островом Белым и материком. Очертания южного берега Карского моря, как они были положены Малыгиным и Скуратовым, без изменений вошли в сводные карты Великой Северной экспедиции, а оттуда попали во все карты мира. Кроме того, это была первая карта полуострова Ямал.

Строительство судов нового класса значительно расширяло возможности учёных, среди которых недюжинным умом и интеллектом отличался Михаил Васильевич Ломоносов. В 1763 году он создаёт замечательный труд "Краткое описание различных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию". В этом труде учёный обобщил опыт поморов, издавна промышлявших на севере, из семьи которых происходил сам, дал исторический обзор предпринятых в разное время попыток найти северо-западный морской путь в Индию. Ломоносов понимал, что строительство совершенно нового флота открывает для практических исследований небывалый простор. Он делает заключение, указывая на то, что достичь Ост-Индии Северным морским путём можно. Есть предположение, что Сибирский океан в летнее время вдоль побережья на сравнительно большом расстоянии от берега освобождается ото льда. Учёный, зная о том, как быстро поднимается русский флот, упорно настаивал на посылке специальных научно-исследовательских экспедиций. И его хлопоты не были напрасны. В мае 1765 года три судна под командованием В.Я. Чичагова достигли северо-западных берегов неизвестного большого острова. В 1799 году Г.И. Шелиховым основывается постоянное русское поселение, которое становится центром Русской Америки и Российско-американской компании. И вот что интересно: права и привилегии, данные ей, разрешали присоединять новые земли, основывать поселения, строить верфи и мастерские. Жители колоний Ново-Архангельска на Аляске и Росс в Северной Калифорнии занимались рыбным и пушным промыслом, земледелием, торговлей с местными племенами.

Если обратиться к истории морских сражений, то здесь необходимо сказать о блестящих победах российского флота в ХVIII веке. Бессмертный подвиг совершили русские моряки в Чесменском сражении 26 июля 1770 года, когда взрывом брандера лейтенанта Д. Ильина, затем метким артиллерийским огнём российских кораблей был начисто разбит намного превосходящий по силам турецкий военный флот. В период Русско-турецкой войны 1787-1791 годов с меньшим чем у противника числом кораблей наш флот под флагом адмирала Ушакова нанёс неприятелю в морских баталиях при Фидониси, Керчи и Калиакрии крупные поражения, утвердившись в лидерах морских мировых держав.

Если вернуться к гражданскому судостроению, то стоит отметить, что при Петре I начали строить плавсредства не для одного рейса, а долговечные корабли из пиленых досок прочной конструкции с хорошими судоходными качествами. Выход к Балтийскому морю и перенос столицы из Москвы к берегам Финского залива потребовал улучшения водных путей от Волги до Балтики с таким расчётом, чтобы суда следовали без перевалки грузов в верховьях рек. Так, в 1703-1709 годах была сооружена Вышневолоцкая шлюзованная система, соединяющая Волгу с Невой через реки Тверцу, Цну, Мету, озеро Ильмень, реку Волхов и озеро Ладожское.

1741 год был отмечен отправкой в длительное плавание двух пакетботов "Св. Пётр" и "Св. Павел" под командованием В. Беринга и А.Чирикова. Экспедиция открыла берег Северо-Западной Америки, ряд островов у побережья Аляски, острова Алеутской гряды и Командорские.

В 1781 году Екатерина Великая издаёт Устав купеческого судоходства. Однако принципы судостроения и судоходства не меняются, они по-прежнему предусматривают оборону государства и расширение российских границ.

Начало ХIХ века отмечено в России открытием новых водных путей. Так, в 1810 году начинается движение по новой трассе Шексна — Ковжа — Вытегра. Эта водная система была названа Мариинской. В 1811 году по трассе Молога — Тихвинка началось движение по второй системе, названной Тихвинской. Эти две водные системы позволили пропускать суда значительно большей грузоподъёмностью. К примеру, по Мариинской системе первоначально проходили суда грузоподъёмностью 150 т, после проведения дополнительных работ грузоподъёмность достигала 300 т. Развитие новых водных систем — это вызов времени, когда бурно развивается внутренняя торговля. Так, в 1828 году заканчивается прокладка Северо-Двинского водного пути, соединившего реку Шексну с рекой Сухоной через Кубенское озеро. Этот путь, без всякого преувеличения, сыграл большую роль в развитии экономики Севера.

Важное значение для освоения экономики западных районов Белоруссии и Полесья имел построенный в 1849 году канал, соединивший реку Припять с Западным Бугом (приток Вислы).

Для устойчивого судоходства на Верхней Волге в 1840 году была возведена плотина "бейшлот", образовавшая водохранилище до 400 млн кубических метров, пропуски воды из которого обеспечивали более устойчивые глубины на участке от Твери до Рыбинска.

Заметим, что российский военный флот продолжал свою победную поступь на необъятных морских рубежах. 18 ноября 1853 года в сражении при Синопе под командование адмирала Нахимова после четырёхчасового боя вся турецкая эскадра прекратила своё существование: все корабли неприятеля, кроме одного, были уничтожены.

В прошлом наиболее отличившиеся в боях корабли отмечались высшей наградой — Георгиевским кормовым флагом. Первым такой чести удостоился линейный корабль "Азов" за героический подвиг в сражении при Наварине в 1827 году. 74-пушечный парусник под командованием капитана I ранга М. Лазарева уничтожил в ходе боя пять турецких кораблей, в том числе фрегат командующего флотом. Так родилась отечественная морская гвардия: "Азов" стал первым русским гвардейским кораблём.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 40 (404) от 03.11.2016 г.

Подготовил Виталий Лентарёв

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно