Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
09 февраля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Битва на Волге

В конце июня 1942 года немецко-фашистские войска предприняли второе общее наступление. Прорвав оборону наших войск на юге, 17 июля на дальних подступах к Сталинграду начались тяжелейшие упорные сражения. ЦК партии и Государственный Комитет Обороны поставили перед советскими войсками задачу: Сталинград не сдавать. Город имел для страны большое экономическое и военное значение. В его цехах выпускались сталь, танки, оружие и боеприпасы для фронта. По реке Волге проходили пути, связывающие центр с югом страны.

Двести дней и ночей продолжалась великая битва на Волге. В боевых действиях порой с обеих сторон участвовало более 2 млн. человек, 2 тыс. танков, почти 25 тысяч орудий. Несмотря на то что битва была жестокой, солдаты находили время для песен, которые слагали сами. Они пели о тех, кто погиб, приближая своим беспримерным подвигом час разгрома врага под Сталинградом. Прославленный маршал В.И. Чуйков, принимавший непосредственное участие в обороне города, вспоминал: "Во время ожесточённых боёв в Сталинграде на проводе получился обрыв. Телефонная связь была нарушена. Обнаружить место обрыва и скрепить провод было поручено рядовому Китаину. Под градом пуль полз Китаин. Он обнаружил провод, разорванный осколком. В это время вражеская пуля сразила воина, но Китаин нашёл в себе силы для того, чтобы сжать зубами оба конца провода. Так он и умер, сжимая их в зубах. Но связь была восстановлена… Наши бойцы сами сложили песню об этом солдатском подвиге. Музыка и текст были бесхитростны и наивны, но песня вызвала глубокое волнение бойцов. Тут нельзя не вспомнить добрым словом солдатскую самодеятельность. Можно смело сказать, что она иной раз приобретала прямое военное значение. Как известно, в Сталинграде бои шли на самых близких позициях. Часто в двадцати метрах от своих позиций немцы слушали музыку или русскую песню. И это едва ли их веселило — они теряли последние остатки уверенности в победе. Вместе с тем песня поднимала дух воинов".

Операция "Уран"

19 ноября 1942 года Красная Армия начала операцию "Уран". Ставилась цель окружения и уничтожения вражеской группировки в районе Сталинграда. Наступление наших войск было стремительным — 23 ноября части Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились в районе хутора Советский. В окружение попали 6-я полевая армия и основные силы 4-й танковой армии вермахта — всего 22 дивизии и 160 отдельных частей общей численностью 330 тысяч человек. Практически в тот же период был создан и внешний фронт окружения. Паулюс доказывал Гитлеру необходимость вырваться из котла и оставить Сталинград. Гитлер, получив радиограмму Паулюса, предложение отверг. Он полагал, что попавшую в окружение 6-ю армию необходимо снабжать по воздуху продовольствием, боеприпасами и горючим. Главным аргументом являлась ситуация под Москвой, когда под Демянском крупные силы вермахта попали в окружение. Тогда транспортная авиация сумела наладить переброску всего необходимого попавшим в котёл войскам. Однако, как говорится, раз на раз не приходится. Ситуация под Сталинградом оказалась куда сложней. И всё же Гитлер настаивал на помощи окружённым военно-воздушными силами. 20 ноября в ставку фюрера был вызван Ганс Ешоннек, начальник Генерального штаба люфтваффе. Гитлер объяснил Гансу суть дела и заметил, что 6-я армия будет некоторое время в окружении, пока формируется новая армия Манштейна для её деблокирования. Далее был приказ осуществить доставку всего необходимого для нужд 6-й армии по воздуху. Ешоннек ответил, что если будут подготовлены аэродромы, то снабжение по воздуху станет вполне возможным. Получив такой ответ, фюрер приказал Паулюсу оставаться в Сталинграде, а Манштейну готовить деблокирующий удар.

Расчёты показали, что ежедневно окружённым нужно было доставлять 700 тонн грузов в день. Один транспортник Ю-52 поднимал в воздух 2 тонны. Выходило, что ежедневно для снабжения находящейся в котле армии требовалось 352 самолёто-вылета Ю-52. Известно, что зимой в донских степях случается нелётная погода. По этой и другим причинам 6-я армия в итоге получала в день 50-80 тонн грузов. Удавалось перебросить по воздуху до 150 тонн, бывало, количество грузов достигало 250 тонн. Однако в план люфтваффе уложиться не удалось. Не стоит забывать, что шла война и воздушная советская разведка тоже не дремала. Самолёты засекались, и на перехват отправлялись истребительные полки. Сопровождение для немецкой авиации было большой роскошью, поэтому транспорты летали без охраны. Фронт сдвинулся к западу, и дальности истребителям просто-напросто не хватало. Была ещё одна весомая причина: в сталинградской мясорубке погибли лучшие лётчики люфтваффе, и заменить их быстро было просто некем. Самолёты строились быстро, а вот пилотов не хватало. Нужно было время для подготовки свежих кадров. Потери фронтовой авиации и снижение выпуска алюминия вынудили фюрера отказаться от производства тяжёлых транспортников. К концу декабря последний аэродром "Питомник" перекрыла наша авиация, поэтому грузы сбрасывались в котёл на парашютах, и становились они достоянием наших войск.

Оставив ситуацию без изменений в части окружённой 6-й армии, Гитлер бросил под Сталинград танковую армию Манштейна с целью деблокировать армию Паулюса. Дивизия была полностью укомплектована новыми длинноствольными танками Pz. II и Pz. III. Неимоверными усилиями 2-я армия Родиона Малиновского остановила железную армаду на реке Мышков. С другой стороны настоящий бой дали Манштейну кавалеристы генерал-майора Тимофея Шапкина. 4-й кавалерийский корпус принял на себя удар 6-й танковой дивизии, прибывшей из Франции, под Котельниково. Кавалеристы совершили героический поступок, вступив с гусеничными машинами в неравную схватку. Ценой больших потерь корпус генерала Шапкина задержал вражеские танки на несколько дней, не позволив тем самым подойти вовремя основным силам Манштейна, стремившимся как можно быстрее соединиться с Паулюсом. Однако ничего из этой затеи не вышло. Операция "Зимняя гроза" осталась завершённой лишь на бумаге. Кодовый сигнал "Удар грома", означавший прорыв, так и не был передан Паулюсу. Наши войска предотвратили соединение Манштейна с готовящейся к прорыву армией Паулюса. Долгожданную встречу разделяли 35-40 километров, но ей сбыться было не суждено. 230 вражеских танков остались недвижимы, а моторизованная пехота потеряла до 60 % техники. Прорыв Паулюса так и не был осуществлён. Обречённая армия буквально вымирала от холода, голода и болезней.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 05 (417) от 09.02.2017 г.

Подготовил Михаил Лицов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно