Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 апреля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Расширение и укрепление российских границ на Дальнем Востоке

В первой половине ХIХ века экономические потребности Восточной Сибири, необходимость противоборства агрессивным действиям Англии и Франции на Камчатке и российском тихоокеанском побережье выдвинули на повестку дня правительства России решение амурского вопроса. Считая великую реку Амур ключом к Тихому океану, генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв вместе со своими сподвижниками разработал и осуществил грандиозный план возвращения России приамурских земель и Амура.

Важнейшей частью его являлась Амурская экспедиция, которую возглавил талантливый морской офицер Г.И. Невельской. К этому событию готовились основательно. Когда все приготовления были завершены, транспорт "Байкал" вышел в рейс. Летом 1849 года после сложнейшего перехода "Байкал" под командованием Г.И. Невельского вошёл в лиман Амура. Тем самым была открыта доступность входа в Амур для морских судов, доказано, что Сахалин является островом, не полуостровом, как считалось ранее. После первых разведывательных плаваний Г.И. Невельского в Татарском проливе и устье Амура 12 февраля 1851 года была учреждена Амурская экспедиция с широкими полномочиями. Основной задачей экспедиции стало исследование низовьев Амура и прилегающей территории, сбор сведений о народах, обитающих в крае. В начале лета руководитель русской Амурской экспедиции капитан 1 ранга Геннадий Иванович Невельской отдал своему помощнику Дмитрию Ивановичу Орлову распоряжение: "К 1 августу на оленях, горою, прислать на мыс Куегда 2 матроса с топографом…" Именно Орлов на вопрос Невельского, где лучше всего в низовьях Амура поставить военный пост и батарею, ответил: "На этот предмет лучшим местом будет Куегда. Здесь Амур всего в милю шириною. Неподалеку впадает река Личь, единственная, по которой есть береговое сообщение с гаванью Счастье…" Место для поста на мысе было расчищено заранее, водружен флагшток. Все подготовили к подъему флага.

Русский флаг поднят

И вот 1 (13 — по новому стилю) августа 1850 года Геннадий Иванович собрал местных гиляков из селения Куегда, выстроил моряков и, полностью соблюдая ритуал, под барабанный бой и салют из ружей и фальконета поднял российский Андреевский флаг на Амуре. На посту было оставлено 6 матросов с фальконетом и шлюпкой. По топографу было приказано сделать береговую съемку Амура от только что созданного Николаевского поста до лимана, северо-восточного берега лимана и берегов залива Счастья до Петровского зимовья. Так был заложен город Николаевск-на-Амуре. Николаевский военный пост до 1854 года ввиду политических осложнений с Китаем, на территории которого он располагался, существовал в виде фактории Российско-Американской компании. По Нерчинскому договору с Китаем в 1854 году последовало присоединение к России всего Приамурья. Россия получила свободный выход к берегам Тихого океана по Амуру и возможность организации сообщения с Охотско-Камчатским краем. До этого сообщения производилось по суше до Якутска, а далее на Охотск и Аян, где в 1845 году был основан порт. С заключением мирного договора портовая жизнь в Николаевском порту оживилась. В 1854 году на 43 баржах, баркасах, лодках, плашкоутах на буксире парохода "Аргунь" в Николаевский пост было доставлено большое количество войск и грузов. В следующем году по Амуру прибыло подкрепление, и численность войск возросла до 7000 человек. В 1856 году была образована Приморская область (в нее вошла и Камчатская область). Центром новой области стал Николаевский пост, переименованный в город Николаевск. Охотская флотилия стала называться Сибирской, а 46-й флотский экипаж — Амурским. Первым командиром Сибирской военной флотилии и портов Восточного океана стал капитан 1 ранга П.В. Казакевич. Он же был назначен военным губернатором Приморской области с производством в контр-адмиралы. На него и его ближайших соратников — военных инженеров А.Н. Обручева, И.Ф. Пальца, Ю.Ф. Пальца и В.И. Овсеенко — легла вся тяжесть организации строительства города и порта. В 1858 году после заключения Айгунского договора с Китаем Приамурье навсегда было признанно русской территорией. В Иркутске при резиденции генерал-губернатора Восточной Сибири было образовано морское управление "… для заведения делами Сибирской флотилии".

Военная база в 1856-1872 годах

Несмотря на многочисленные трудности, значительную отдалённость от европейской части России, город и военный порт росли и укреплялись. С 1856 по 1866 год флотилия пополнилась 18 пароходами, 17 из которых были речными и один, водоизмещением 554 тонны — морским. В адмиралтействе были построены мастерские и два крылатых эллинга для ремонта судов. Командование флотилии старалось создавать судостроительную базу, но больших результатов не добилось. В основном Сибирская флотилия пополнялась судами, построенными на Балтийском море. С 1857 года, в связи с обострившейся во второй половине XIX века борьбой за овладение тихоокеанскими землями и политическое господство на дальнем Востоке, Балтийский флот стал отправлять в Тихий океан ежегодно отряды военных судов, позднее получивших название Тихоокеанской эскадры, для защиты морских границ России.

Тихоокеанская эскадра

Так, в 1863 году после очередного обострения отношений с Англией и Францией в Сан-Франциско была направлена Тихоокеанская эскадра (5 кораблей) под командованием контр-адмирала А.А. Попова. В Нью-Йорк пришла Балтийская эскадра контр-адмирала С.С. Лесовского. В случае возникновения войны они должны были вести военные действия в Атлантическом и Тихом океанах на коммуникациях Англии и Франции. Это произошло в разгар Гражданской войны в США. Мятежников-южан активно поддерживали Англия и Франция. Появление русских кораблей отрезвляюще подействовало на них и значительно укрепило позиции правительства Авраама Линкольна. В это время Сибирская флотилия вместе с Тихоокеанской эскадрой охраняла морские границы империи, перевозила в военные посты (Ильинский, Муравьёвский, Константиновский и Владивостокский на побережье Японского моря) людей, продовольствие и другие грузы. В 60-е годы паровые и парусные суда флотилии совершали рейсы в Японию и Китай. Начало коммерческой деятельности Николаевского порта относится к 1857 году, когда по Амуру были впервые открыты коммерческие рейсы, с 1858 года ставшие регулярными. Коммерческие нужды дальневосточного побережья в основном обслуживала Сибирская военная флотилия, в состав которой в 50-70 гг. XIX века входили как военные, так и коммерческие, казенные суда. Амурский флотский экипаж, расположенный в Николаевске, комплектовал не только военные, но и другие суда, имевшиеся в портах Восточного океана.

Флотилия продолжила географические исследования берегов Дальнего Востока. Заливы Америка, Стрелок, бухты Абрек, Разбойник, Новик, островов Аскольд и другие обязаны своими названиями корветам и клиперам флотилии и Тихоокеанской эскадры. Залив Посьета, остров Путятина, полуостров Эгершельд и другие обязаны своими названиями командирам судов и отрядов.

В 1865 году в состав Сибирской военной флотилии входили 6 корветов, 6 клиперов, 1 пароход и 1 винтовая шхуна. В городе Николаевске были построены Благородное собрание, морской госпиталь на 200 коек, библиотека для морских офицеров из 5 тысяч томов, морское училище с 13 учениками, школа телеграфного ведомства, много казенных зданий и жилых домов. На косе, выступающей в Амур, располагалось адмиралтейство с пильным паровым заводом и механическими мастерскими. В порту были построены две пристани. Защищали город от нападения две береговые батареи и форт, где располагался маяк.

Сибирской военной флотилией и портами Восточного океана до 1871 года командовали контр-адмиралы П.В. Казакевич (1865-1870) и А.Е. Кроун (с 1870 года).

К концу 60-х годов стало ясно, что в Николаевске нет необходимых условий для строительства большого военного порта. В феврале 1871 года состоялось решение генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича "… перенести главный военный порт с морскими учреждениями из Николаевска во Владивосток", а "… командиру Сибирской флотилии и портов Восточного океана присвоить звание главного командира портов Восточного океана" с подчинением его непосредственно морскому министру. Во Владивосток переводился также Амурский флотский экипаж, переименованный в 1874 году в Сибирский. В течение 1871-1872 годов перенос порта из Николаевска во Владивосток был завершен. В Николаевске оставался командир порта с помощником по гидрографической части и с небольшим числом офицеров, матросов и солдат. С 1872 года Владивосток стал главным военным портом Сибирской флотилии, в состав которой входило 20 кораблей и судов. Прошли века, но слова, некогда сказанные императором Николаем I: "Где раз поднят русский флаг, он уже опускаться не должен", не теряют своей актуальности и сегодня, когда страна возвращает свои территории без выстрелов и жертв. Ярким примером этого является присоединение Крыма к России.

«Прогресс Приморья», № 13 (425) от 13.04.2017 г.

Подготовил Михаил Твёрдый

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно