Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 апреля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Свет далёкого маяка

В системе обеспечения безопасности мореплавания на морях и океанах всего земного шара существенная роль принадлежит средствам навигационного оборудования. Ими являются световые маяки, радиомаяки, различные радионавигационные системы, радиолокационные маяки-ответчики, светящиеся навигационные и створные знаки, звукосигнальные (туманные) установки, плавучие предостерегательные знаки (буи, вехи и другие).

Установка этих средств, главным образом маяков, началась ещё в глубокой древности. Связано это с возникновением и развитием мореплавания. Оказывать помощь морякам всех стран в их трудных походах, грозящих опасностями и нередкими катастрофами, давно уже стало необходимостью и долгом цивилизованного человечества.

Если при плавании в светлое время суток на первых порах навигационными ориентирами мореплавателям служили выступающие в море мысы, горы, скалы, сопки, отдельные сооружения, то при плавании в ночное время безопасность движения мог обеспечить только огонь. Не только в далёкие от нас века, но даже в ХVI и ХVII столетиях при плавании в ночное время использовались огни обыкновенных костров: они зажигались на берегу и на специально возводимых строениях.

Много столетий прошло, прежде чем люди начали сооружать для этой цели специальные башни и устанавливать соответствующие светооптические аппараты, огни которых могли действовать на большие расстояния, достигающие десятка миль.

Самым древним маяком, известным истории, является Александрийская, или Фаросская, башня. Её построили в 283 году до нашей эры на острове Фарос в устье реки Нила в Египте, при входе в Александрийскую гавань. Башня имела высоту свыше 160 метров. Ночью на её вершине горел костёр, который был виден на многие мили. Эта башня считалась одним из чудес света. В 1317 году были варварски уничтожены следы этого поистине великолепного архитектурного шедевра искусства древности.

Постройки маяков на берегах Европы относятся к началу эпохи римских императоров. Некоторые из этих памятников морского могущества воинственного Рима сохранились и продолжают служить маяками. Например, башня маяка "Геркулес" в Испании на рейде порта Корунья. Всего же на земном шаре к началу нашей эры существовало 27 маяков, освещавших берега Дарданелл, Босфора, Апеннинского полуострова, Южной Франции, Испании и Ла-Манша.

Первые маяки в России появились в 1531 году — маяк Дагерортский (Кыпу), в 1635 — маяк Свалферотский, или Церельский (Сырве), в 1636 — маяк Руно (Рухну) и в начале 17 века — Домеснесские створные маяки.

Стоит сказать, что постройка маяков оказалась делом непростым и шла очень медленно. По этой причине на всех морях земного шара к началу ХIХ века их насчитывалось не более ста.

Маяки России

В России основной пик строительства маяков приходится на период зарождения и развития русского Военно-морского флота. К концу

18 века в России функционировали 19 маяков, из них на Балтийском море — 15, на дальневосточных морях — 3 и на Каспийском море — 1. Сеть маяков на Дальнем Востоке появилась после Октябрьской революции 1917 года. Всего в этом регионе насчитывалось 24 маяка. К 1990 году здесь действовали 175 маяков. На Баренцевом и Белом морях — 86 маяков, на Балтийском море — 103, на Чёрном и Азовском морях — 112, на Каспийском море — 25. Всего же на тот период освещали морские пути более 500 световых маяков и свыше 2000 светящих навигационных знаков различного назначения. Действовало более 300 радиомаяков. Впрочем, первые из них появились в начале тридцатых годов прошлого столетия. 

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов значительная часть маяков была разрушена. После войны в течение сорока лет было введено в действие в новых пунктах 255 световых маяков, 94 станции радионавигационных систем, 267 радиомаяков, 625 навигационных знаков и много других объектов навигационного оборудования. Большое распространение начиная с 1967 года получило строительство автоматических маяков, и среди них — маяков в открытом море на гидротехнических основаниях.

Один из таких самых больших маяков — Ирбенский — построен и введён в действие в 1985 году. Маяк Ирбенский построен в районе банки Михайловская в Ирбенском проливе Балтийского моря. Основанием маяка в открытом море служит огромный железобетонный массив-гигант. Он установлен на глубине 11,5 метра на отсыпанную каменную постель. Башня маяка сборная, из цилиндрических железобетонных блоков. В верхней части башни расположен служебный отсек. На нём смонтировано стальное фонарное сооружение, в котором установлены светооптические аппараты. Верхнее перекрытие служит площадкой для посадки вертолёта — для периодического обслуживания навигационной аппаратуры, действующей на маяке. Высота башни маяка от уровня моря 38,5 метра, от поверхности дна моря — около 50 метров. Для питания аппаратуры в нижней подводной части башни установлены три изотопные энергетические установки. Маяк Ирбенский — четвёртый атомный маяк на морях нашей страны. Его оснастили самой современной аппаратурой. Дальность действия автоматически работающих навигационных средств маяка такова: светового электромаяка — 35 миль, радиолокационного маяка-ответчика — 12 миль.

Если говорить о дальневосточных морях, то одним из старейших маяков является маяк Токаревский. Он основан в 1876 году. Маяк установлен на оконечности кошки Токаревского, отходящей от мыса Токаревского. Этот мыс образован юго-западным склоном горы высотой 91 метр, возвышающейся в юго-западной части полуострова Шкота. Мыс круто обрывается в сторону пролива Босфор Восточный, расположенного между южным берегом полуострова Муравьёва-Амурского и северным берегом острова Русского. Кошка Токаревского имеет длину около 750 метров и представляет собой узкую каменистую косу. Она искусственно поднята и имеет вид дамбы. Небольшие глубины и приливные течения большой скорости в непосредственной близости от оконечности кошки Токаревского делают проход судов в проливе Босфор Восточный между кошкой и мысом Безымянный очень затруднительным и представляют серьёзную опасность для мореплавания. В конце ХVIII века, с возникновением здесь мореплавания, возникла необходимость оградить опасную кошку Токаревского. Маяк Токаревский служит для обеспечения безопасного прохода судов в порт Владивосток при плавании проливом Босфор Восточный. Башня маяка каменная, круглая, высотой 11,9 метра на восьмигранном фундаменте. Башня построена в 1910 году. Штатный цвет башни белый. Дальность действия огня маяка — 12 морских миль. Огонь красный и белый. В 1958 году на мысе Токаревского было построено маячно-техническое здание и введена в действие звукосигнальная установка — наутофон. Для удобной связи с башней маяка построен мост, соединивший её с маячным городком на мысе Токаревского. Маяк стоит на широком участке в середине косы, которая делится на два отрезка. На первом, от мыса Токаревского до маяка, построена линия электропередачи — провода с нее протянуты через пролив Босфор Восточный на такую же мачту на мысе Безымянный. По этому отрезку можно доехать до маяка на автомобиле.

Другую часть косы, уходящую в море, называют "кошкиным хвостом". Во время отлива там можно дойти до конца косы посуху, а во время прилива вода поднимается сантиметров на 20 и заливает песок по щиколотку. Со стороны "прогулки по воде" на этом участке косы выглядят так, будто люди бредут прямо по волнам. У самих гуляющих тоже сильные впечатления — словно идешь над морской бездной.

Косу считают символическим "началом Тихого океана", поэтому особое значение имеет встреча рассвета на маяке и около него — это едва ли не самое ранее начало дня на планете.

Зимой на Токаревской кошке появляются ларги — пятнистые тюлени. Это единственный вид млекопитающих, постоянно обитающих в заливе Петра Великого. Ларги водятся на обширной территории от Приморья до Чукотки включительно. Морские биологи выделяют четыре их основные популяции; рядом с Владивостоком живут представители самой южной и самой малочисленной, насчитывающей не более двух с половиной тысяч особей. Основная "южная" залежка ларг находится на островах Римского-Корсакова — этот архипелаг входит в состав Дальневосточного морского государственного заповедника.

Морским животным, как ни странно, периодически необходим отдых на суше, для чего ларги выбирают Русский остров и Токаревскую кошку. Поскольку места эти в последние годы стали особенно популярны у туристов и отдыхающих горожан, у многих складывается впечатление, что тюлени вылезают на берег чаще. Биологи с этим не согласны: больше стало не ларг, а людей.

Необходимо помнить о том, что близко подходить к ларгам нельзя, если вы хотите им добра. Любоваться и фотографировать вполне можно с расстояния 15 метров, но не меньше. Тем более ни в коем случае не надо их кормить и пытаться вступить в непосредственный контакт.

О своем климате жители Владивостока говорят: "Широта крымская, долгота колымская". Зимой здесь сухо, морозно и солнечно, снега очень мало. В январе в среднем –14° C. Лето влажное и туманное. Довольно часто на город налетают тропические циклоны — тайфуны. Дождь во Владивостоке — явление обычное. Зато осень, как правило, сухая, теплая и с ясной погодой. Поэтому для прогулок лучше выбирать именно это время года.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 13 (425) от 13.04.2017 г.

Подготовил Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно