Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
20 апреля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Свет далёкого маяка

Рассказывая об особенностях дальневосточных морей и океанов, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России публикует материалы о жизни морских маяков. Без них трудно представить современное судоходство. Не стоит забывать и то, что каждый маяк имеет свою богатейшую историю.

На мысе Басаргина

Маяк Басаргина является важным навигационным ориентиром для подхода с моря и плавания проливом Босфор Восточный в бухту Золотой Рог и к порту Владивосток. Вместе с маяком острова Скрыплёва он образует входные ворота Владивостока. Маяк учреждён в 1937 году, в 2017-м маяку — 80 лет. Стоит сказать, что первая его деревянная башня имела весьма примитивную конструкцию. Огонь был ацетиленовый, поэтому всё сооружение числилось не маяком, а светящим навигационным знаком. Для безопасности плавания при входе судов в пролив Босфор Восточный и при выходе из него необходимо держаться ближе к полуострову Басаргина. Мыс Басаргина — юго-восточная оконечность полуострова Басаргина — обрывист, скалист и окаймлён подводными и надводными камнями. Наличие вблизи мыса значительных глубин делает его опасным для мореплавания. Оконечность мыса представляет высокую скалу прямоугольной формы. Скала соединена с берегом низким скалистым перешейком. Для навигационного отражения этой скалы на ней и был первоначально установлен светящий знак.

В 1958 году вместо деревянного знака была построена каменная призматическая восьмигранная башня высотой 8 метров от основания и высотой огня 28 метров от уровня моря. Башня окрашена белыми и красными горизонтальными полосами. Тут же, на берегу, у скалистого перешейка, построено техническое здание, в котором установлена звукосигнальная установка — наутофон. Излучатели его вынесены ближе к опасности на скалу и установлены непосредственно на башне. Дальность действия маяка Басаргина составляет 10 миль. Огонь имеет зеленый проблесковый цвет с характеристикой 7,5 секунды (более точно период работы маяка можно описать так: 3,5 секунды — свечение, затем 4 секунды пауза). В качестве излучателей используются электрические лампы накаливания, работающие в автоматическом режиме. Кроме основной в запасе ещё 5 ламп, вместо перегоревшей исправная включается дистанционно. Смотрители включают маяк из агрегатной, башню посещают только при необходимости для профилактического осмотра, технического обслуживания и ремонта. Если на маяке отказывает основной источник света, включается резервный. В хорошую погоду свет маяка виден за 10 миль. В плохую погоду, при плохой видимости для предупреждения об опасности на маяке включается наутофон. Низкий характерный звуковой сигнал наутофона в тумане слышен на несколько миль.

Мыс Басаргина, кроме того, является хорошим радиолокационным ориентиром и позволяет судоводителям, использующим РЛС, уверенно ориентироваться по нему при входе в базу. Новый век и современные требования к точности плавания на подходах к портам принесли на маяк навигационное оборудование. На мысе Басаргина вблизи технического здания установлены антенны контрольно-корректирующей станции (ККС) спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. С их введением точность и безопасность плавания кораблей и судов значительно повысились. При этом роль и значение маяка Басаргина нисколько не уменьшились, он по-прежнему безотказно и надежно обеспечивает безопасность плавания судов на подходах к Владивостоку.

Много десятков лет маяк Басаргина надежно обеспечивает безопасность плавания в очень важном районе весьма интенсивного движения судов на подходе к Владивостоку — крупнейшему морскому порту страны на Дальнем Востоке. О маяке Басаргина в лоции написана одна короткая строчка: "Маяк Басаргина сооружен на мысе Басаргина", место расположения маяка описано немного подробнее: "Полуостров Басаргина отделяет бухту Патрокл от Уссурийского залива; он является юго-восточной частью полуострова Муравьева-Амурского. Наибольшая высота (70,6 метра) находится в средней части западного берега полуострова. С материком он соединен узким, низким перешейком, на берегу которого со стороны Уссурийского залива лежат валуны. В северной части полуострова имеется несколько строений. Южный берег полуострова Басаргина окаймлен рифом, камнями и высокими скалами. Юго-западная оконечность полуострова Басаргина заканчивается высоким, скалистым и обрывистым мысом, поросшим травой. Риф осыхающий, тянется на 0,9 кбт к SSW от юго-западной оконечности полуострова Басаргина. На рифе возвышается скала высотой 13 м. Глубина у южной кромки рифа — 0,7 м. Затонувшее судно с частями над водой лежит на рифе в 3 кбт к W от мыса Басаргина.

Мыс Басаргина — юго-восточная оконечность полуострова Басаргина — представляет собой высокую скалу прямоугольной формы, которая соединена с берегом низким скалистым перешейком. Мыс Басаргина скалистый и обрывистый. Изображение мыса на экране РЛС четкое и соответствует очертаниям его на картах. Мыс Басаргина окаймлен рифом" (адм. № 1401 Лоция северо-западного берега Японского моря от реки Туманной до мыса Белкина).

Если говорить о Владимире Григорьевиче Басаргине — человеке, чьим именем назван мыс, то следует в первую очередь отметить его заслуги перед Россией. Он был награждён орденом Святого Станислава 2-й степени (1870), орденом Святой Анны 2-й степени (1873), орденом Святого Владимира 4-й степени (1878), орденом Святого Владимира 3-й степени (1883), орденом Святого Станислава 1-й степени (1889), орденом Святой Анны 1-й степени (1893). Удостоен японского ордена Восходящего солнца, итальянского ордена Короны Италии, греческого орден Спасителя.

Владимир Григорьевич Басаргин (17 (29) июня 1838 года — 16 (28) апреля 1893 года, Ялта) — российский вице-адмирал и географ, исследователь залива Петра Великого и Русской Америки. Преподаватель цесаревича Николая Александровича по курсу военно-морского дела.

В.Г. Басаргин родился в Санкт-Петербурге в семье военного моряка Г.Г. Басаргина, принадлежащей старинному дворянскому роду, известному с XVI века. Дядя художника Михаила Врубеля.

13 сентября 1853 г. поступил гардемарином в Морской кадетский корпус и уже через год участвовал в обороне Кронштадта от английско-французской эскадры, неся службу на кораблях "Сысой Великий" и "Прохор".

С отличием окончив училище в 1855 г., Басаргин получает 4 мая чин мичмана и отправляется служить на Балтийский флот, на корвет "Удав". В 1857 г. на этом судне он совершает переход из Кронштадта в Николаев.

В 1858 г. будущий адмирал получает назначение на корвет "Рында", находящийся под командованием капитан-лейтенанта Н.Н. Андреева, и в составе 2-го Амурского отряда под общим командованием капитана 1-го ранга А.А. Попова вместе с корветом "Гриндель" и клипером "Опричник" отправляется из Кронштадта на Дальний Восток. Через год "Рында" вместе с корветом "Новик" покидают Японское море и в 1860 году возвращаются в Кронштадт. 17 октября 1860 года Басаргин за отличную службу был произведён в лейтенанты. В 1861 г. в должности старшего офицера корвета "Новик" вторично перешёл Тихий океан. 12 августа — 15 октября 1862 участвовал в гидрографических работах в северо-западной части залива Петра Великого (экспедиция Бабкина). 21 ноября 1862 — исполняющий должность командира корвета "Рында". 1863 г. — в Сан-Франциско вошёл в состав Тихоокеанской эскадры контр-адмирала А.А. Попова для крейсирования у западного побережья Северной Америки. По пути посетил Новоархангельск и выполнил опись реки Стикин в проливе Фредерика. 15 марта — 25 октября 1864 г. — возвращение в Ревель.

1 января 1865 г. — произведён в капитан-лейтенанты с назначением на Балтийский флот. 1867–1877 гг. — командир фрегата "Князь Пожарский". 1 января 1873 г. — капитан 2-го ранга. 1873 –1875 гг. — плавание в Средиземное море. 1 января 1877 г. — капитан 1-го ранга. 24 ноября 1880 г. — командир броненосца "Петр Великий". 25 апреля 1883 г. — командир броненосного фрегата "Дмитрий Донской". 15 марта 1885 г. — начальник Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. 1 января 1886 г. — контр-адмирал с назначением флаг-капитаном императора Александра III. 26 февраля 1886 г. — зачислен в свиту Его Императорского Величества. 1890 — 1891 гг. — флагман отдельного отряда кораблей, сопровождавших цесаревича Николая в плавании от Триеста на Дальний Восток. Из Владивостока сопровождал наследника через Сибирь в Санкт-Петербург. 1 января 1892 г. — вице-адмирал с назначением генерал-адъютантом.

В 1892 году, сопровождая императорскую семью в плавании из Балтийского моря в Крым, простудился и в 1893 году умер в Ялте. Похоронен в Сергиевой Приморской пустыни.

Именем Басаргина названы мыс, полуостров и маяк в проливе Босфор Восточный, гора на полуострове Аляска. В честь русского адмирала названа морская рыба, обитающая у берегов Хоккайдо и Южных Курил, — бычок Басаргина головастиковидный (лат. Eurymen bassargini).

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 14 (426) от 20.04.2017 г.

Подготовил Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно