Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
18 мая, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Свет далекого маяка

Продолжение. Начало в № 14

Основал вице-адмирал

На живописном берегу Крымского полуострова, вблизи города и порта Ялты, на возвышенном скалистом берегу хорошо просматривается маяк Айтодорский. Его основал в 1835 году выдающийся мореплаватель, исследователь и флотоводец вице-адмирал М.П. Лазарев, о жизни которого редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России подробно рассказывала на своих страницах. Новая восьмигранная каменная башня с фонарным сооружением кругового остекления была построена в 1876 году. Высота башни составляла 9 метров. Высота огня от уровня моря — 87 метров. В 1906 году на маяке устанавливается автоматический звукосигнальный туманный аппарат. Стоит сказать, что за свою двухвековую историю маяк трижды прекращал работу: в 1854-1855 годах — во время Крымской войны, в 1877 — во время Русско-турецкой войны и в 1941-1944 — в период Великой Отечественной войны. Башня, жилой дом и службы маяка сильно пострадали от пожаров и бомбёжек. В 1944 году маяк был частично восстановлен, и проблески его зелёного огня снова стали гостеприимно встречать проходящие в этом районе суда. В 1947-1948 годах башня, жилое здание и службы были капитально восстановлены. В 1954 году на башне установили современный светооптический аппарат ЭМВ-930, обеспечивающий дальность действия огня маяка в 24 мили. В 1948 году в специально построенном техническом здании был установлен круговой радиомаяк, а в 1965 — радиомаяк КРМ-100. В 1984 году в этом здании смонтирован новейший радиомаяк КРМ-300, обеспечивающий дальность действия 15 миль. Энергопитание маяка обеспечивалось внешней электрической сетью и автоматическими дизель-электрическими агрегатами. 150-летие маяка Айтодорский широко отмечали в 1985 году. Он является одним из старейших маяков Чёрного моря. 180 лет ему исполнилось уже в новом столетии — в 2015 году.

Встречал эскадры Ушакова и Нахимова

Маяк Херсонесский основан в 1816 году и на протяжении своей долгой службы, составляющей более 200 лет, играл и продолжает играть существенную роль в истории и жизни Черноморского флота. Маяк первым встречал корабли эскадры адмирала Ф.Ф. Ушакова и вице-адмирала П.С. Нахимова, возвращавшиеся в порт Севастополь после блистательных побед, о которых читатели газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России знают из публикаций на страницах издания материалов о бессмертных подвигах этих великих людей нашего Отечества. Маяк Херсонесский стал свидетелем невиданного массового героизма защитников Севастополя в 1942 году в боях, проходивших в районе маяка. Несмотря на систематические обстрелы, бомбардировки с воздуха, израненный и сильно повреждённый маяк до самых последних дней героической обороны Севастополя обеспечивал путь советским кораблям и судам, прорывающимся сквозь минные поля в осаждённый город. Символично, что 9 мая 1944 года — в день освобождения Севастополя — на развалинах маяка вновь вспыхнул огонь.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 18 (430) от 18.05.2017 г.

Подготовил Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно