Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
27 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Командир доблестного «Севастополя»

Окончание. Начало в № 25

Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России завершает рассказ о жизни и деятельности адмирала русского флота Н.О. Эссена, которому пришлось служить Отечеству в непростое для России время.

Так как командир порта запретил взрыв, нарушавший условия капитуляции, пришлось ограничиться затоплением. "Севастополь", единственный из всех кораблей эскадры, стараниями Н.О. Эссена был отбуксирован для затопления на большую глубину, что не позволило занявшим Порт-Артур японцам использовать его в своих целях. Гибель корабля в день капитуляции Порт-Артура стала для Николая Оттовича величайшим потрясением. В те часы он был готов погибнуть вместе со своим кораблем... Броненосец уже начал погружаться в море, когда группа офицеров вернулась за командиром, не желавшим сойти с мостика. Эссена буквально силой оторвали от поручней и на руках перенесли на буксир. После сдачи крепости капитан вместе с другими защитниками Порт-Артура находился в плену, однако уже 20 марта 1905 года Н.О. Эссен, дав подписку о неучастии в войне, через США вернулся в Петербург. За участие в Русско-японской войне 17 апреля 1905 года он получил орден Св. Георгия 4-й степени. За ним также утвердили чин капитана 1 ранга, полученный перед падением Порт-Артура. Напоминанием о героизме дерзкого командира и поныне может служить приказ начальника Квантунского укрепрайона генерал-лейтенанта А.М. Стесселя от 5 декабря 1904 года: "Гордитесь, славные воины, подвигом броненосца "Севастополь", подвигом командира капитана 1-го ранга Эссена, господ офицеров и команды! Пусть каждый из вас будет с гордостью передавать Родине и потомкам, как "Севастополь" один отважился выйти на рейд в ночь на 26 ноября и, будучи атакован подряд пять ночей, со славой геройски отбивал атаки неприятельских миноносцев. Подвиг этот не должен изгладиться из вашей памяти! Ура героям броненосца "Севастополь"!

В Морском штабе

После короткого отдыха в мае Эссена назначили командиром 20-го флотского экипажа. Летом того же года он выступил с лекцией, в которой подверг критике положение на флоте и высказал свое мнение о том, что необходимо готовить флот к активным действиям. Капитана 1-го ранга пригласил для беседы морской министр вице-адмирал А.А. Бирилев, а 10 июля его назначили заведующим Стратегической частью военно-морского ученого отдела Главного Морского штаба, оставив командиром экипажа.

Став начальником Стратегической части Главного морского штаба, Эссен организует работу по изучению минувшей войны, анализу публикаций военных специалистов всего мира. Николай Оттович требует от офицеров плодотворных идей по предотвращению подобной трагедии в будущем. Первым важным шагом по реформированию морского ведомства стал разработанный А.В. Колчаком и А.Н. Щегловым проект создания Морского генерального штаба. Весной 1906 года проект был утвержден императором. Создание нового органа оперативного управления флотом и начальствование в нем были возложены на командира владивостокского "Громобоя" Л.А. Брусилова. В число прогрессивно мыслящих людей, призывавших к реформированию военной силы и возрождению флота, входили также такие яркие личности, как И.И. Ренгартен, князь А.А. Ливен, барон В.Н. Ферзен, известные ученые А.Н. Крылов, И.Г. Бубнов, Б.Б. Голицын, а также многие передовые командиры — участники войны.

Сам Эссен с марта 1906 года уже командовал строящимся в Англии броненосным крейсером "Рюрик", но в сентябре 1906 года был отозван для организации в Либаве отряда минных крейсеров. Составленный из современных кораблей, построенных на народные пожертвования, и части старых миноносцев отряд должен был стать первым боеспособным соединением вместо почти полностью погибшего на Дальнем Востоке флота Балтики. Видя в своем отряде зародыш нового Балтийского флота, Эссен считал главной задачей заложить в его организацию идеи и принципы, выношенные им в Порт-Артуре. Предстояло выработать прогрессивную тактику минного флота и добиться, чтобы личный состав в совершенстве овладел техникой и боевыми средствами, а также воспитать новых командиров и офицеров для флота.

Возрождение Балтийского флота

Интенсивные тренировки и многочисленные учения сделали из отряда минных крейсеров основное боевое ядро возрождающегося Балтийского флота. В 1907 году контр-адмирал Энквист побывал с инспекцией на судах отряда и высоко оценил состояние судов и подготовку команд, поздравив морского министра Дикова с появлением на Балтике современного боеспособного соединения. 5 апреля 1907 года Эссена произвели в контр-адмиралы. Не признающий отдыха, он своей энергией и творческой смелостью множит число сторонников коренной ломки принципов боевой подготовки. Первой заповедью в отряде, реорганизованном вскоре в 1-ю Минную дивизию, было: "Учиться тому, что нужно на войне!" После войны ввиду боевой убыли личного состава и массовой демобилизации на кораблях остро не хватало офицеров и младших специалистов, на некоторых эсминцах не было и половины нужного числа кочегаров, комендоров. При дивизии создаются свои школы рулевых, минеров, наводчиков. Для офицеров оборудуются тренажеры по девиации компаса, минный, артиллерийский и радиотелеграфный классы. Между тем на пути нововведений вставали рутинная организация морского ведомства, правовые установления прошлого века, в частности, сохранившийся почти без изменений Морской устав 1853 года, предназначенный большей частью для парусных кораблей. Да и "Новые основания пароходной тактики" Г.И. Бутакова и "Рассуждения по вопросам морской тактики" С.О. Макарова также не могли заменить современных наставлений, которые учитывали бы уроки войны и опыт сильнейших флотов мира.

Эссену пришлось немало повоевать с Морским ведомством. Он открыто критикует позицию высших военных и морских руководителей страны, полагавших, что "флот должен ограничиваться высочайше указанной ему ролью оборонительной". При всей энергии и целеустремленности Эссена в его письмах прорываются нотки безнадежности: "Очень трудно, во всем тормоз и противодействие. Иногда просто руки опускаются, кажется, что ничего не добьешься!" Однако он настойчив, не боится конфликтов, и его работоспособность дает плоды. Он добивается усиления ремонтной базы и приводит в порядок запущенные суда, устанавливает на эсминцах 100-мм орудия вместо трехдюймовых, комплектует особый полудивизион для выполнения самых сложных операций. Дивизия получает топливо, достаточное для полноценной учебы.

1-я Минная была превращена в своеобразную школу, через которую прошло большинство командиров кораблей и соединений Балтийского флота. Она постоянно в море, причем Н.О. Эссен всячески усложняет условия плавания. Он ходит без лоцманов в штормовую погоду, ночью, во льдах, в разных районах Балтийского моря. Каждый выход имеет целью отработку конкретных оперативно-тактических задач: двусторонний артиллерийский бой, торпедные атаки, минные постановки, взаимодействие с войсками. Офицеры Эссена становятся виртуозами управления кораблями и боевыми средствами, их отличают самостоятельность и уверенность в себе. Высшей похвалой в устах начальника дивизии была аттестация: "Не боится ни моря, ни начальства!"

Сделав смотр кораблям дивизии на Петергофском рейде в мае 1907 года, император Николай II выразил надежду, что она "послужит ядром, из которого вырастет новый сильный флот, грозный для врага, верный защитник престола и Отечества". В конце августа он присутствовал на маневрах дивизии. Привыкший прежде наблюдать на учениях флота элементарные эволюции в кильватерных колоннах, а то и просто гонки от Биорке до Ревеля, Николай II был чрезвычайно воодушевлен показанными ему артиллерийским боем, торпедной атакой, охватом и сдачей "неприятеля". А 27 августа восхищенный учениями император надел на контр-адмирала аксельбанты со своего плеча, назначив Эссена в свою свиту. Монаршее благоволение командирам и офицерам, царское "спасибо" и денежное вознаграждение каждому моряку были оценкой усердной работы личного состава дивизии.

Необходимость реформирования флота становилась все очевиднее как морскому министру, так и Совету государственной обороны. Общее мнение склонялось к тому, чтобы объединить разрозненные отряды под командованием единого начальника со штабом. Упорядочения структуры морских сил и системы управления ими требовало и ожидавшееся пополнение флота. Продолжалось строительство линкоров "Андрей Первозванный", "Император Павел I", крейсеров "Баян" и "Паллада", минных транспортов "Енисей" и "Амур", были сданы флоту канонерские лодки "Сивуч", "Бобр", "Кореец", "Гиляк", первые дизельные подлодки "Минога" и "Акула". В Тулоне заканчивались испытания броненосного крейсера "Адмирал Макаров", из Англии пришел "Рюрик", ставший сильнейшим кораблем и флагманом Балтийского флота. Нужны были новые идеи и воля, чтобы построить из разномастных кораблей боеспособный флот.

«Прогресс Приморья», № 28 (440) от 27.07.2017 г.

Подготовила Наталья Петренко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно