Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 декабря, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Позывные из глубин океана

Международные информационные агентства сообщают о том, что аргентинская субмарина "Сан-Хуан" до сих пор не найдена. Координаты, указанные разведкой ВВС США, оказались неверными. Однако поисковые команды, в числе которых и российское судно, не теряют надежды. Правда, недавно поступило сообщение о том, что российское судно покинет зону поисков подлодки "Сан-Хуан" для дозаправки.

Есть подозрение…

Естественно, всех интересуют причины исчезновения аргентинской подлодки. По информации ряда СМИ, компании Ferrostaal и EnerSys-Hawker могут оказаться причастными к катастрофе аргентинской подводной лодки "Сан-Хуан": при капремонте подлодки компании якобы давали взятки и не выдали необходимые документы, какие именно работы они выполнили. Две немецкие компании подозревают в поставках некачественных аккумуляторов, сообщает DW.com со ссылкой на Bayerischer Rundfunk (BR). ВМС Аргентины сообщили о взрыве в районе исчезновения подлодки. Незадолго до того, как 15 ноября прервалась связь с судном, команда субмарины сообщила о коротком замыкании и пожаре. Причиной этого, вероятнее всего, была морская вода, которая попала в аккумуляторы через шноркель (устройство на подлодке для забора воздуха). Команда также сообщила, что аккумуляторы вышли из строя, однако подлодка поначалу продолжала движение под водой. Штаб-квартира Ferrostaal находится в Эссене, EnerSys-Hawker — в Хагене. По данным BR, с ними был заключен договор на поставку 964 элементов аккумуляторов. Сумма сделки составила 5,1 миллиона евро. "Существует мнение, что аккумуляторы, которые были поставлены взамен, частично или полностью не соответствуют стандартам качества, которым они должны соответствовать. Мы также не знаем, откуда они были поставлены — из Германии или из другой страны. Поэтому мы хотим знать, какие инженеры работали на месте и кто подписал бумагу, что ремонт завершен", — заявила Корнелия Шмидт-Лирман, председатель комитета по зарубежным делам аргентинского парламента. В Ferrostaal отвергают обвинения в свой адрес. От EnerSys-Hawker пока не поступало заявлений.

Поиски продолжаются

Подводная лодка ВМС Аргентины "Сан-Хуан" перестала выходить на связь 15 ноября на переходе из военно-морской базы Ушуайя в Мар-дель-Плата. В момент последнего сеанса связи с субмарины сообщили об аварии. На борту находились 44 человека, в том числе первая в истории Аргентины женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Представители ВМС сообщали об одиночном взрыве, который может быть связан с исчезновением "Сан-Хуана".

Через 15 дней после исчезновения субмарины ВМС Аргентины сообщили, что операция по спасению 44 членов экипажа подлодки "Сан-Хуан" прекращается, но будет продолжен поиск самой субмарины.

Российское океанографическое исследовательское судно "Янтарь" покинет зону поисков аргентинской субмарины "Сан-Хуан" для дозаправки, сообщил представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби.

О дальнейших действиях спасателей редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России расскажет на своих страницах.

Американский след

Исчезновение подводных аппаратов в просторах морей и океанов во все времена являли собой загадочные истории. Какие-то из них заканчивались нахождением затонувших подводных объектов, но в большинстве своём подводные одиссеи по поиску и подъёму субмарин заканчивались безрезультатно. В большей мера это касается периода Второй мировой войны. Тогда исчезновение подводных аппаратов было делом обыденным и потери, естественно, списывались на войну. В этой связи вспомним таинственную историю, отголоски которой спустя много десятилетий затронули и российских поисковиков.

В 1943 году Германия, ведя боевые действия в Европе, остро испытывала нехватку стратегического сырья, неудавшийся блицкриг против СССР сорвал все раннее намеченные планы. У её союзницы — Японии — были проблемы совершенно противоположного плана. После установления контроля над Юго-Восточной Азией сырья хватало, а вот оружия катастрофически недоставало. Надводные маршруты были надёжно перекрыты союзниками по антигитлеровской коалиции, к 1944 году едва половина надводных судов проходила из Страны восходящего солнца в Европу. У японцев даже существовало специальное кодовое слово для обозначения товарообмена с третьим рейхом — Yanagi. Оставалась единственная альтернатива для сообщений — подводная. И в Японии начали постройку подводных лодок, чтобы перемещать грузы Yanagi. Известно, что лишь одной субмарине I-8 удалось успешно совершить рейс от Японии в Европу и назад.

В конце 1943 года в городе Куре на японском военно-морском судостроительном заводе была закончена постройка модели I-152. Эта подводная лодка водоизмещением 2,095 тонны и длиной 109 метров имела боезапас 19 торпед, могла принять на борт 300 тонн полезного груза. Предполагалось, что с экономической скоростью 12 узлов эта субмарина могла пройти 21000 миль без заходов для пополнения запасов.

23 апреля 1944, приняв в Сингапуре груз (230 тонн молибдена, олова, вольфрама, 54 тонны каучука, 3 тонны хинина, 2,88 тонны опиума), I-152 под командованием лейтенанта Камео Юно, имея экипаж численностью 94 человека, отправилась в Европу. Об этом успешно рапортовал резидент американской разведки в Сингапуре. Кроме этого I-152 имела на борту специальный груз для казны японского посольства в Берлине. Это были упакованные в 49 металлических ящиков 2 тонны золота — 146 слитков. Нужно было оплатить долг Германии за поставку оружия и технической документации. К 15 мая I-152 обогнула юг Африки. На беду "золотой" лодки к тому времени союзники знали шифр к немецким военно-морским кодам, и поэтому они четко отслеживали переговоры между их подлодками.

4 июня I-152 пересекла экватор. 23 июня в положении примерно 800 миль к юго-западу от Азорских островов вечером у I-152 состоялась встреча с немецкой субмариной U-530. Там на японскую подлодку перешли три немца: офицер связи, специалист по кодам и лоцман. После рандеву U-530 под командованием Курта Ланга немедленно погрузилась и стала быстро удаляться в западном направлении подальше от I-152. В это время американский самолет, поднявшийся с палубы U.S.S. Bogue, засек японцев, выбравшихся наверх подышать свежим воздухом в надводном положении. И тут случился налёт американских ВВС. Японские моряки попытались поспешно скрыться в океанских глубинах, но были атакованы двумя глубинными бомбами. Для надежности бравые янки — пилот Уильям Гордон по прозвищу "Вспышка", стрелок Квентин Кесло и радист Ира Мартин — произвели контрольную атаку акустическими торпедами. На следующий день в этом районе были обнаружены большое нефтяное пятно, разводы сырого каучука, рисовые зерна, множество различных обломков, а также фрагменты одежды и человеческих тел.

8 августа в порт Лорьян во Франции для торжественной встречи I-152 прибыл военно-морской атташе Японии Йошиказу Фудзимура. В течение четырех дней он терпеливо ожидал соотечественников. После того как все надежды исчезли, его спросили о возможной потере золота, но он ответил:

— Я не жалею о потере золота, я сожалею о потере сотни моряков...

Такова вкратце история "золотой субмарины" I-152.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 48 (460) от 14.12.2017 г.

Подготовил Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно