Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
12 января, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Крёстные и крестники

Январь во все времена как бы открывал череду православных праздников. И Рождество Христово являет собой тот воистину светлый праздник, который в современной России следует за Новым годом. Вовсе не случайно мы поздравляем друг друга и с Новым годом, и с Рождеством Христовым.

В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления – 6 января. Около 200 года о такой практике упоминает Климент Александрийский. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. По одной из версий, это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространённый в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали 25 декабря – тогда на этот день приходилось зимнее солнцестояние.

Римско­-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют Рождество 25 декабря по современному григорианскому календарю.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, Польская, а также восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. "старому стилю"), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и все другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарём, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по "новому стилю".

Древневосточные церкви празднуют Рождество 6 января – в один день с Крещением Господним под общим названием Богоявления.

Интересен тот факт, что традиция крещения не прерывается до сих пор. Если провести опрос населения России, то даже те, кто родился и вырос в Советском Союзе, в большинстве своём подтвердят, что их крестили в той или иной православной церкви. Многие из нас в период атеистического воспитания, каким это не покажется парадоксальным, прошли процедуру крещения в младенчестве. Давайте же хотя бы тезисно познакомим читателей газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России с обрядом крещения младенца.

Кому можно быть крёстным?

Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой крестным отведено место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди – большой труд, постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать?

Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного – помогать ребенку вырасти в православной вере.

Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.

После того как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но, если крестный сильно изменился к худшему, о нем должны молиться крестник и его семья.

Беременная или незамужняя женщина может быть крестной и мальчиков, и девочек – не слушайте суеверные опасения!

Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. Остальные родственники: бабушки, тети и даже старшие братья и сестры – могут быть крестными.

Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее – у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое таинство крещения, можем ли мы стать кому­то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Быть крестным – и почетно, и ответственно.

Крестные мать и отец, участвуя в таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Во время совершения таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом.

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, – это не в том только, чтобы присутствовать на крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом крещения. По учению церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

Крестнику можно подарить крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной церкви.

В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины – это серебряная ложечка, которая называлась "подарок на зубок", она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он начинал есть с ложки.

К выбору крестных для своего ребенка нужно подходить очень ответственно. Во­-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И конечно, важным критерием должна быть степень знакомства и просто приязненность ваших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

Часто спрашивают, можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель? Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.

Если один из крестных не может присутствовать на таинстве крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные? До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.

Не могут быть крестными нехристиане: атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.

Исключительная ситуация – если нет рядом близких людей, расположенных к православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены, тогда практика нашей церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.

По мудрой традиции Русской Православной церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.

Из родственников могут быть крестными тетя или дядя, бабушка или дедушка. Однако стоит подумать вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни? Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитет вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.

Иногда возникает такой вопрос: можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере? Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо таинство крещения совершается единожды, и никакие грехи: ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека – не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в таинстве крещения.

Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии (католицизм, протестантизм), в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестного. Духовный союз, заключенный в этом смысле в таинстве крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.

К сожалению, существуют некоторые суеверия, связанные с крещением. Например, что первого обязательно надо крестить мальчика. Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка­-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, которое не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.

Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-­то отпечаток.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

Что касается возможности быть крестной матерью беременной женщине. Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, о чем надо подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплее за него помолиться, довести до храма, каким-­то образом быть добрым старшим другом? Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволяют, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

О крёстных родителях

"Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже поспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка? У меня тоже был когда-­то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где он живет сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что­-то не верится…"

Так получилось, что и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивал родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.

«Прогресс Приморья», № 1 (463) от 12.01.2018 г.

Юрий ТИХИЙ

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно