Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
08 февраля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»

Продолжение. Начало в № 4

Когда "Варяг" получил тяжёлую пробоину ниже ватерлинии и вода хлынула через угольные ямы в кочегарку, кочегары Жигарев и Журавлёв, рискуя собой, перекрыли двери угольных ям, что позволило сохранить крейсер на плаву. Героизм, по воспоминаниям свидетелей того боя, был массовым, все стояли как один. Это давало возможность не только маневрировать, но и наносить ответные удары. Огнём русских кораблей на японском крейсере "Асама" была выведена из строя кормовая башня, сбит командирский мостик; потоплен один миноносец; серьёзные повреждения получили два крейсера. За час боя "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов.

Однако силы были неравны. Все орудия "Варяга" имели повреждения, половина обслуги выбыла из строя. В бортах зияли огромные пробоины, сквозь которые внутрь корабля постоянно поступала вода. Титанические усилия матросов, управляющих насосами, не приносили пользы: крейсер всё больше погружался в воду. Руднев принял решение вернуться на рейд Чемульпо, чтобы снять с тонущего корабля матросов и в первую очередь — раненых. Пробившись на рейд, "Варяг" подал сигнал: "Терплю бедствие". На помощь крейсеру пришли наблюдавшие за боем корабли французского, английского и итальянского флотов. По приказу Руднева русские моряки открыли кингстоны, и крейсер "Варяг" скрылся под водой. Следом моряки взорвали канонерскую лодку "Кореец".

Так закончился беспримерный бой двух русских кораблей против японской эскадры. Несмотря на потери, русский флот сохранил боеспособность, но блокада Порт-Артура позволила японцам перебросить войска морем. Однако они столкнулись с проблемами, которые создал своими активными действиями Владивостокский отряд крейсеров.

Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки не сдались врагу. Подвиг "Варяга" и "Корейца" навсегда вошел в историю русского флота, явившись одной из героических страниц неудачной для нас Русско-японской войны 1904-1905 годов. Экипажи перешли на военные корабли нейтральных держав, находившиеся в тот момент в порту: британский крейсер HMS "Talbot" (принял 214 матросов и 28 офицеров), французский крейсер "Pascal", итальянский крейсер "Elba", американскую канонерскую лодку "Vicksburg". Стоит заметить, что лишь командир американского судна К. Маршалл категорически отказал экипажу "Варяга" в помощи.

Тогда же было уничтожено русское почтовое судно "Сунгари", и его экипаж также присоединился к интернированным.

30 января (12 февраля) 1904 года в Чемульпо прибыли чины русской миссии в Корее и казаки её охраны. Общее число русских, принятых нейтральными кораблями, достигло 800 человек. Японское командование не препятствовало возращению экипажей русских кораблей на родину, поставив единственное условие — обещание не участвовать в дальнейших военных действиях. К 3 (16) февраля 1904 года удалось согласовать все формальности, и военные корабли с русскими моряками покинули Чемульпо, вывезя их в нейтральные порты, где они смогли пересесть на транспортные суда, следовавшие в порты Российской империи.

Героизм

Если говорить о героической стойкости русских моряков, то она была запредельной. Оказавшись в блокаде, экипаж "Варяга" вынужден был маневрировать в узком мелководном фарватере, ведя неравный бой с шестью японскими крейсерами. Маневрировать приходилось и канонерской лодке "Кореец". В бою крейсер "Варяг" потерял 123 человека убитыми и ранеными. Среди оставшихся в живых оказался молодой моряк Сила Васильевич Псалом, который похоронен на Морском кладбище во Владивостоке рядом с мемориалом павших варяжцев. Интересна история Силы Васильевича накануне Русско-японской войны. По данным его родственницы Галины Викторовны Соболевой, работающей на заводе "Дальприбор", Сила Васильевич имел награды за тот беспримерный подвиг. Галина Викторовна, заинтересовавшись судьбой родственника, прислала в Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России письмо с просьбой помочь найти списки награждённых варяжцев — Георгиевских кавалеров. Она пишет: "Знаем, что остался в живых и умер в 1955 году, похоронен на Морском кладбище. На месте дома, в котором он жил, стоит мемориальный камень. Из Интернета удалось узнать, что к началу тех событий срок его службы закончился, но, узнав о предстоящем сражении, он попросился остаться". Как удалось выяснить, всё было именно так. Сила Васильевич Псалом похоронен на Морском кладбище Владивостока в отдельной могиле рядом с братской могилой 15 моряков "Варяга". Матрос Псалом, отслужив свой срок на флоте, уезжая в Россию, узнал, что крейсер примет бой с японцами, выпросил разрешение остаться, получил его и героически сражался. Известно также, что указом председателя Верховного Совета СССР он был награждён медалью "За отвагу". Дома, в котором он жил, сегодня нет, но на его месте по ул. Краева, 8 во Владивостоке установлен памятный знак в виде камня с надписью, цепью и якорем. Напомним, что в 1911 году прах 15 погибших в бою матросов "Варяга" был перенесён во Владивосток и захоронен на новом городском кладбище, которое называлось Морским.

Если говорить о наградах, то они были вручены как в период существования императорской России, так и в советское время. Впрочем, в 1954 году по случаю 50-летия подвига у Чемульпо было принято постановление Президиума ЦК КПСС о награждении и назначении пенсий ветеранам крейсера "Варяг". Главком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов, о котором газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала в ряде номеров, лично наградил 15 ветеранов медалями "За отвагу". Позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с "Варяга" и "Корейца" на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР № 54 "О награждении медалью "За отвагу" моряков крейсера "Варяг", в котором говорилось: "В ознаменование пятидесятилетия со дня героического подвига русских моряков крейсера "Варяг", за личное мужество и отвагу, проявленные в бою с японской эскадрой при Чемульпо 9 февраля 1904 года, наградить медалью "За отвагу": 1. Бакалова Василия Федотовича. 2. Войцеховского Адольфа Доминиковича. 3. Залидеева Дмитрия Степановича. 4. Крылова Степана Давыдовича. 5. Кузнецова Прокофия Максимовича. 6. Крутякова Василия Ивановича. 7. Капленкова Ивана Ефимовича. 8. Калинкина Макара Евдокимовича. 9. Кузнецова Александра Ильича. 10. Мазурец Лукьяна Григорьевича. 11. Поликова Петра Егоровича. 12. Семенова Федора Федоровича. 13. Чибисова Тихона Прокофьевича. 14. Шкетника Андрея Ивановича. 15. Ярославцева Ивана Федоровича. Документ подписали председатель Президиума Верховного Совета СССР К. Ворошилов, секретарь Президиума Верховного Совета СССР Н. Пегов. Москва, Кремль. 8 февраля 1954 г.".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 5 (467) от 08.02.2018 г.

Подготовил Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно