Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
22 марта, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Место рождения — Карское море

Окончание. Начало в № 10

Через сутки пароход снова встретил крепкий спаянный лед, обойти который было нельзя. Решили производить взлет с ледового аэродрома (около о. Св. Матвея в Беринговом море).

29 апреля выгрузили самолет, который через три часа был собран. Рано утром 30 апреля самолет взлетел, взяв с собой медикаменты и полярного врача Старокадомского. Уже через несколько минут пароход скрылся в тумане.

В течение 4 часов продолжался бреющий полет над ледовым полем, покрытым торосами и разводьями. Испуганные самолетом, взлетали с разводей птицы. В 8 часов произвели посадку в бухте Провидения, где находилась база экспедиции по спасению челюскинцев. Через день самолет прилетел в бухту Уэлен, откуда в бухту Провидения были доставлены первым рейсом челюскинцы, среди которых была женщина с девочкой Кариной, родившейся на пароходе "Челюскин" в Карском море. Всего самолетом с разных пунктов было переброшено 29 человек челюскинцев. Кроме того, в задачу самолета входило снабжение челюскинцев провизией. И эту задачу экипаж выполнил с честью.

После выполнения задания по оказанию помощи челюскинцам экипаж выполнил правительственное задание по перелету на мыс Шмидта. Самолет доставил на мыс Шмидта в помощь местному населению — чукчам и эскимосам — врача Старокадомского и медикаменты. С мыса Шмидта в бухту Провидения были доставлены шесть человек, больных цингой, из зимующих на пароходе "Хабаровск". На этом были окончены полеты на Крайнем Севере..."

Заметим, когда шла массовая эвакуация людей, пилот Василий Молоков предложил желающим лететь в паршютных ящиках под крыльями, пассажиры соглашались. И он вместо четырёх человек брал шесть. Спасённых доставляли в Уэлен, оттуда они добирались почти 500 км в бухту Лаврентия на нартах, но по большей части пешком. Впрочем, дорога занимала неделю-полторы. Заболевшего воспалением лёгких Шмидта по решению советского правительства отправили в город Ном на Аляске.

В Провидении и Петропавловске-Камчатском челюскинцев встречали как героев. Из Владивостока навстречу "Сталинграду" и "Смоленску" вышли катера и военные корабли с делегациями. Играли оркестры, с самолётов на палубы пароходов сбрасывали букеты ландышей. Спасённых разместили в гостинице "Версаль", позже переименованной в "Челюскин", однако пускали туда лишь делегации. Об этом событии редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах.

Для челюскинцев начался путь славы. В Москву по Транссибу шёл поезд, утопающий в цветах, на вагонах пестрели плакаты и лозунги. На каждой крупной станции — оркестр, митинги, торжественные речи. В столице нашей Родины Москве был организован большой приём челюскинцев в Кремле. Всех участников рейса наградили орденами, в их числе были и два американских авиамеханика, посадившие самолёт на льдину, они удостоились ордена Ленина. Сразу семь лётчиков стали первыми Героями Советского Союза. Золотую Звезду №1 вручили Анатолию Ляпидевскому. Писатель Максим Горький взял на руки маленькую Карину, фотография обошла все страницы советских газет.

Челюскинская эпопея навечно вписана в историю. Оперативно был снят фильм "Герои Арктики" с документальными съёмками оператора Александра Шафрана. Илья Славинский по свежим следам написал поэму "Арктика", издательство выпустило в свет двухтомник "Поход "Челюскина". Были написаны пьесы о той незабываемой экспедиции, которые шли на подмостках советских театров. Марина Цветаева посвятила стихи, в которых есть такие строки:

Челюскинцы! Звук –
Как сжатые челюсти.
Мороз из них прёт,
Медведь из них щерится.
И впрямь челюстьми
 — На славу всемирную –
Из льдин челюстей
Товарищей вырвали!..

Из всех челюскинцев, ушедших из жизни в разные годы, осталась Карина Васильева. Однажды, встречаясь с журналистами, она сказала: "Тем, кто помнит челюскинцев, особенно дальневосточникам, передаю большой привет! Привет и экипажу именного самолета Ан-12 с названием "Спасатель челюскинцев летчик Светогоров". Вы делаете большое дело — сохраняете память о нашей стране и подвигах нашего народа. Спасибо!".

«Прогресс Приморья», № 11 (473) от 22.03.2018 г.

Подготовил Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно