Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
06 апреля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Крейсер «Рюрик» был непреклонен…

Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России постоянно обращается к теме патриотического воспитания молодёжи, рассказывая на своих страницах о героизме русских моряков в те или иные периоды жизни нашего Отечества. Сегодня наш рассказ о почти позабытом подвиге крейсера "Рюрик" – героическая страница Русско-японской войны.

К концу июля 1904 года японские войска настолько близко подошли к осажденному Порт-Артуру, что смогли начать обстрел стоявших в гавани русских кораблей. Положение становилось угрожающим: флот мог погибнуть, не выходя в море. Контр-адмирал Витгефт повел эскадру на прорыв во Владивосток. 10 августа (все даты приведены по новому стилю) в Желтом море произошел жесточайший бой с японским флотом. Неприятель имел почти трехкратное численное превосходство, но русские моряки проявили такое упорство и мужество, что казалось, еще чуть-чуть – и прорыв удастся. В самый критический момент погиб командующий адмирал Витгефт, флагманский броненосец "Цесаревич" получил повреждение руля и внес неразбериху в боевой порядок. Яростно отбиваясь от наседавшего противника, большая часть кораблей вернулась в Порт-Артур…

Неуловимые крейсеры Владивостока

Часть эскадры Тихого океана во время Русско-японской войны базировалась во Владивостоке. Ее главную силу представляли крейсеры "Россия", "Громобой", "Богатырь" и "Рюрик". Они вели успешные действия в океане, в результате чего снабжение Японии из-за рубежа оказалось под угрозой.

Эскадра адмирала Камимуры безуспешно пыталась перехватить и уничтожить дерзких русских, но каждый выход в море владивостокских крейсеров приносил известия о задержанных пароходах и потопленных транспортах. Заокеанские партнеры Японии запаниковали. Поставки военных грузов резко сократились. В Японии неудачи Камимуры вызвали бурю недовольства. Разъяренная толпа даже сожгла дом адмирала, а он по-прежнему не мог ничем похвастаться: русские всегда появлялись не там, где их ждала японская эскадра.

11 августа 1904 года командир Владивостокского отряда крейсеров адмирал Карл Петрович Иессен получил телеграмму о том, что Порт-Артурская эскадра вышла в море и сражается с неприятелем. Крейсеры должны немедленно выйти в Корейский пролив для встречи с кораблями Витгефта. Ни пославший телеграмму адмирал Алексеев, ни тем более Иессен еще не знали результатов боя в Желтом море... Утром 13 августа "Россия", "Громобой" и "Рюрик" вышли в море. Иессен предполагал встретить порт-артурцев примерно на траверзе острова Дажелет. Расчеты русского адмирала не оправдались...

Семь против трех

В 4.50 14 августа сигнальщики "России" увидели во мгле силуэты четырех кораблей, шедших параллельным курсом с отрядом. Через несколько минут были опознаны крейсеры "Идзума", "Токива", "Адзума" и "Ивате". Вдали виднелся дым еще трех кораблей эскадры Камимуры. Наши оказались отрезанными от Владивостока, и боя нельзя было избежать.

В 5.20 утра японцы открыли огонь. "Россия", "Рюрик" и "Громобой" вступили в неравную схватку. После первых же залпов раздались сильные взрывы на "Ивате" и "Адзуме". Бой начался удачно. Но скоро снаряды неприятеля накрыли русские корабли. Появились убитые и раненые. ...К моменту открытия огня японцы имели численное превосходство (семь кораблей против трех русских). А если сопоставить огневую мощь противников, то они превосходили наши крейсеры по меньшей мере в 17–20 раз.

В 6.28 очередной неприятельский снаряд угодил в корму "Рюрика". Крейсер поднял сигнал: "Руль не действует". "Россия" и "Громобой" повернули на помощь к подбитому собрату. Около двух часов они отвлекали на себя огонь неприятеля, чтобы дать возможность "Рюрику" восстановить управление, но напрасно. Поврежденному кораблю помочь было нельзя; более того, был почти стопроцентный риск потерять и два других крейсера. Командующий отрядом Иессен повернул во Владивосток, рассчитывая, что японцы будут его преследовать и оставят в покое "Рюрика", команда которого тем временем справится с повреждениями. Камимура действительно пошел за русскими, но оставил на месте легкие крейсеры "Нанива" и "Такачихо" – добивать искалеченного "Рюрика".

"Россия" и "Громобой" пошли на север; Камимура преследовал их, пытаясь прижать к корейскому берегу. Неожиданно примерно в 10 часов головной крейсер японцев круто повернул и прекратил огонь, за ним последовали остальные. Камимура отказался продолжать погоню из-за потерь среди личного состава, тяжелых повреждений своих кораблей и нехватки снарядов.

В это время изуродованный до неузнаваемости "Рюрик" вел бой с "Такачихо" и "Нанивой". Командир крейсера капитан 1-го ранга Евгений Александрович Трусов и старший офицер капитан 2-го ранга Николай Николаевич Хлодовский умерли от ран. Из 22 офицеров остались невредимыми семь человек; чуть ли не половина всего экипажа выбыла из строя. Орудия были разбиты, их комендоры погибли почти все...

Когда к "Рюрику" приблизились возвратившиеся из погони крейсеры Камимуры, лейтенант Константин Иванов (по принятой тогда в русском флоте нумерации однофамильцев, Иванов 13-й), принявший командование гибнущим кораблем, попытался таранить ближайший японский крейсер "Такачихо". Попытка не удалась. Тогда, опасаясь захвата корабля, Иванов 13-й приказал открыть кингстоны.

На носовом флагштоке уходившего в пучину крейсера развернулся гюйc, что означало: "Погибаю, но не сдаюсь!". Повалившись на левый борт, корабль скрылся под водой. Это произошло в 10.40 утра 14 августа 1904 года.

Сразу после гибели "Рюрика" японцы приступили к спасению его экипажа. Они подняли из воды 626 человек, из них 238 раненых. В бою погибло 180 русских моряков.

...Август 1904 года. Не сумев прорваться, Порт-Артурская эскадра обрекла себя на гибель. Невосполнимую утрату понес Владивостокский отряд крейсеров. Однако самая жестокая морская битва ещё не состоялась, до Цусимы оставалось немногим более полугода.

"Рюрик" лежит на дне Корейского пролива

На борту крейсера "Рюрик" во время рейдов по океанским коммуникациям противника находилась десантная команда. К сожалению, найти следы морских пехотинцев "Рюрика" пока не удалось. Взгляните на фото, уважаемые читатели – возможно, в ваших семейных альбомах оно сохранилось в подлиннике. Здесь запечатлены десантники "Рюрика" перед очередным походом. У каждого из них была такая фотография...

"Рюрик" лежит на дне Корейского пролива. Память о героях продолжает волновать умы и сердца потомков. Экипаж яхты "Искра", которая с исследовательской экспедицией на борту побывала на месте последнего боя "Рюрика", при помощи специальной гидроакустической аппаратуры обнаружил затонувший крейсер. Он лежит на глубине 132 метра в северной части Корейского пролива, в точке с координатами 35 градусов 1 минута северной широты, 130 градусов 08 минут восточной долготы.

По словам капитана "Искры" Владимира Карташева, пока ученые лишь прикоснулись к корпусу "Рюрика" ультразвуком. Не исключено, что визуальный контакт с помощью подводных видео­камер будет установлен во время второй экспедиции.

Без сомнения, ожесточённая схватка Владивостокского отряда крейсеров с японской эскадрой 14 августа (1 августа по ст. ст.) 1904 года, в результате которой геройски погиб крейсер "Рюрик", сродни подвигу "Варяга". Однако волей случая и судьбы вышло так, что о "Рюрике" сегодня мало кто помнит и знает. Впрочем, как и о легендарном Владивостокском отряде...

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 13 (475) от 06.04.2018 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно