Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 апреля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Крейсер «Рюрик» был непреклонен…

Окончание. Начало в № 13

После того как в первые же дни Русско-японской войны 1904–1905 годов наша эскадра была блокирована в Порт-Артуре неприятельским флотом, на Тихом океане осталось лишь одно соединение русских кораблей, способное вести крейсерские операции на коммуникациях японцев, – Владивостокский отряд в составе крейсеров "Россия", "Рюрик", "Громобой", "Богатырь" и несколько приданных ему миноносцев.

Спустя 80 лет Владивостокскому отряду крейсеров посвятил свой роман "Крейсера" известный писатель Валентин Пикуль, а местный прозаик Анатолий Ильин написал повесть, так и называвшуюся – "Владивостокский отряд". Понятно, что просто так кораблям никто не посвящает повести и романы. Владивостокский отряд навсегда вошел в анналы истории своими дерзкими рейдами к берегам Японии, наводившими панику на противника. При этом сами крейсера долгое время оставались неуловимыми для японского флота, в связи с чем зарубежная печать прозвала их "кораблями-призраками".

Схватка с японской эскадрой

На рассвете 11 августа 1904 года крейсера "Россия" (командир капитан 1-го ранга А. Андреев), "Рюрик" (командир капитан 1-го ранга Е. Трусов) и "Громобой" (командир капитан 1-го ранга Н. Дабич) под руководством командира отряда контр-адмирала К. Иессена вышли в море, чтобы, в соответствии с полученным приказом, поддержать прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры во Владивосток. Однако приказ припоздал – эскадра, пострадавшая в бою, уже вернулась в Порт-Артур, так и не сумев прорваться. "Россия", "Рюрик" и "Громобой" шли к Цусиме, не зная, что встречать им было уже некого...

Павшие рюриковцы так и остались навсегда там, где приняли свой последний бой, – на дне Корейского пролива. "Россия" и "Громобой" в той схватке потеряли 129 нижних чинов и офицеров. Историки тогда писали: "Нужно быть железными существами, чтобы выдержать такой адский бой".

С гибелью "Рюрика" легендарные рейды Владивостокского отряда крейсеров практически прекратилась. До осени "Россия" и "Громобой" находились в ремонте. Потом поступил приказ из главного морского штаба: "Корабли Владивостокской крейсерской эскадры следует сохранить для второй эскадры. Крейсерские операции с риском новых повреждений следует избегать". И только наши миноносцы иногда совершали набеги на коммуникации противника, потопив еще несколько японских шхун.

25 апреля 1905 года "Россия" и "Громобой" совершили свой последний совместный рейд, выйдя к Сангарскому проливу, где потопили несколько японских шхун. 28 апреля они вернулись на базу. 2 мая "Громобой", выйдя в море для испытания радиотелеграфа, подорвался на мине и встал в ремонт до конца войны.

После войны 1904–1905 годов в состав Балтийского флота вошел корабль, нареченный "Рюрик II". Увы, но памятника, который увековечил бы подвиг рюриковцев, у нас по сей день нет. От названной в честь крейсера "Рюрик" еще при царе-батюшке улицы, которая пролегала от Покровского кладбища вниз к Амурскому заливу, нынче практически ничего не осталось...

Процесс поиска

О героическом подвиге крейсера "Рюрик" знают меньше, чем о подвиге крейсера "Варяг", о котором газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России подробно рассказывала на своих страницах.  Однако пятичасовой бой, произошедший в Корейском проливе 1 августа 1904 года, признается одним из самых кровопролитных сражений за время Русско-японской войны.

Океан до сих пор хранит свою тайну – место гибели русского броненосного крейсера "Рюрик", погибшего в неравном бою с эскадрой японских боевых кораблей. Согласно данным, имеющимся в исторической хронике, крейсер был затоплен в 10.42 в координатах 35° 11`N, 135° 08`0St на глубине 132 метра.

К столетию гибели "Рюрика" была приурочена поисковая экспедиция, благодаря которой братскую могилу русских моряков нашли. В память о героическом подвиге двухсот погибших и шестисот плененных матросов и офицеров команда российских ученых под руководством капитана яхты Владимира Карташева и начальника экспедиции контр-адмирала запаса Николая Москалева отправилась на поиски затонувшего корабля. Преодолев путь в 500 миль от Владивостока до северной части Корейского пролива, экипаж приступил к работе…

Исследования, проведенные в Российском государственном архиве и в Национальном архиве Управления безопасности Японии, изученные документы и карты позволили определить четыре района поиска погибшего броненосного крейсера "Рюрик" (с учетом всех возможных ошибок). Во-первых, рассматривался район под условным названием "Камимура" общей площадью 48 квадратных миль. Координаты его центра определены в журнале боевых действий вице-адмирала Камимуры, командовавшего отрядом японских крейсеров, как место затопления крейсера "Рюрик". Об этом информируют японские архивные данные.  Во-вторых, был определен район "Токачихо" общей площадью в 16 квадратных миль, удаленный от района "Камимура" на 20 миль к востоку. Его центр имеет координаты затопления крейсера из журнала боевых действий японского крейсера "Токачихо". В-третьих, исследовался район "Иессен", размером в 100 квадратных миль с центром в координатах места затопления крейсера из схемы боя, подписанной контр-адмиралом Иессеном. При этом учитывались удаленность крейсеров от своей базы, слабая изученность течений и поражение, понесенное в бою.Также изучался район площадью 9 квадратных миль в месте двух затонувших судов, указанных на российских и японских картах.

Выделенные районы были точно сориентированы по сторонам света для удобства удержания судна на постоянном курсе при плавании по заданным параллелям или меридианам. Поскольку курс задавался с использованием судовой навигационно-картографической системы, работающей по данным GPS, точная ориентация районов поиска по сторонам света обеспечила достижение наиболее полного обследования района; пропуски были практически исключены.

Поиск проводился способом, который называется "параллельные галсы" – когда судно совершает параллельные проходы по району поиска со скоростью от 3 до 5 узлов, захватывая каждый раз полосу шириной примерно 800–1 000 метров и производя съемку с помощью ГБО. Полоса исследования каждого прохода района определялась с перекрытием в 100–200 метров относительно предыдущей, уже пройденной полосы.

Результаты экспедиции

За двое суток на дне обследуемых районов было обнаружено более сорока затопленных объектов. Далее в течение суток каждый из наиболее похожих на искомый объект был обследован повторно, опять же с помощью ГБО. Один из них по размерам (длине и высоте), конфигурации и другим параметрам был классифицирован как крейсер "Рюрик". Подтвердился один из вариантов координат затопления корабля, предложенных японским военным штабом. Цель лежит на глубине 136 метров в направлении 60`, ее длина составляет около 100 метров, ширина – 15 метров, возвышение над грунтом – 8 метров, протяженность части объекта, отбрасывающей акустическую тень – 60 метров. Крейсер находится всего в трех кабельтовых от координат, указанных в донесении вице-адмирала Камимуры, сохранившемся со времен Русско-японской войны. Ученые предполагают, что, затонув кормой, крейсер коснулся грунта на глубине, практически равной его собственной длине, и, под влиянием постоянного подводного течения, лег на грунт в его направлении. За более чем сто лет произошло заиливание корабля, а также обрастание биологическими объектами, чем объясняется то, что конфигурация цели только приблизительно соответствует реальным размерам "Рюрика".

Помимо главной задачи, во время экспедиции проверялись возможности использования поисковых средств на сравнительно малом носителе, которым является парусное научно-исследовательское судно "Искра" (водоизмещение яхты – 18 тонн). Поисковый комплекс судна показал высокую эффективность при сравнительно небольших экспедиционных затратах.

К главным недостаткам этой экспедиции необходимо отнести большую зависимость поисковых действий яхты от погодных условий – эффективность поиска сохранялась при волнении моря, не превышавшем трех баллов. Спустя две недели экипаж "Искры" вернулся во Владивосток с определенным результатом: объект поиска – броненосный крейсер "Рюрик", а также место упокоения более чем 200 русских моряков, предположительно, были найдены.

«Прогресс Приморья», № 14 (476) от 13.04.2018 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно