Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
20 апреля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Тернистый путь отечественных космолётов

Окончание. Начало в № 14

Продолжая рассказ о том, как развивалось отечественное ракетостроение, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России даёт понять нашим читателям, что не вдруг и не сразу всё удалось. Путём проб и ошибок конструкторы и авиаторы неумолимо приближали то время, когда был осуществлён первый полёт в космос человека на борту летательного аппарата.

Большинство сотрудников СБ-1 составляли немцы: частью военнопленные, частью добровольно приехавшие в СССР от нищеты поверженной Германии. Работали здесь и советские заключённые, знающие толк в авиастроении. Для ускорения отладки "Кометы" четыре опытных образца сконструировали пилотируемыми: на месте боевой части была встроена кабина с ручным управлением. В первый период испытаний на самолёт-снаряд установили турбореактивные двигатели. Испытания "Кометы" проводились у берегов Крыма, между Керчью и Феодосией.

4 января 1945 года на прототипе, получившем обозначение "изделие СДК", совершил первый полёт испытатель Амет-Хан Султан. Кроме него в группу включили лётчиков Сергея Анохина, Фёдора Бурцева и Анатолия Павлова. Всего было выполнено 150 пилотируемых полётов. Интересно то, что каждый испытательный полёт оценивался в денежном измерении очень высоко, но когда полёты были поставлены на поток, руководство решило сократить премии. На это Ахмет-Хан отреагировал незамедлительно. Документ о понижении ставки подписал лично Иосиф Сталин, поэтому пришлось заново согласовывать документ, но с припиской Султана: "Моя вдова не согласна". Сталин вернул документ с резолюцией: "согласен с вдовой Ахмет-Хана Султана". Так разрешился щепетильный вопрос. Скажем прямо, "сталинский сокол" был прагматичным человеком, он рисковал, но за это требовал приличное вознаграждение. Его сослуживцы свидетельствовали, что, имея большую семью, он перед каждым вылетом собирал сбережения в чемодан и передавал его надёжному родственнику на хранение. В случае летального исхода этот родственник был обязан поделить заработанное между всеми членами крымско-татарской семьи.

Впрочем, испытания продолжались, вносились коррективы, на основании которых дорабатывались отдельные детали изделия. С июня 1952 по январь 1953 года была проведена новая серия государственных испытаний. Из двенадцати беспилотных "Комет" в цель попали восемь. В качестве мишени использовали крейсер "Красный Кавказ". Для того чтобы корабль не был потоплен, боевую часть "Кометы" снабдили инертным снаряжением. 21 ноября 1952 года крейсер базировался в водной акватории полигона Песчаная балка в 20 км от берега, между мысами Чауда и Опук. Пуск ракеты был произведён у мыса Маганом, когда самолёт-носитель Ту-4К находился на расстоянии 80–85 км от цели. Ракета попала в борт крейсера между дымовыми трубами. Несмотря на то что боевая часть была в инертном снаряжении, крейсер затонул через 12 минут после попадания ракеты. Сергей Берия, вспоминая первые испытания атомной бомбы, свидетелем которых был лично, был поражён… именно мощью "Кометы". "Впечатление, безусловно, сильное, но не потрясающее. На меня, скажем, гораздо большее впечатление произвели испытания нашего снаряда, который буквально прошил крейсер... В один борт корабля вошёл, из другого – вышел".

Принята на вооружение

В 1953 году "Комету" после тщательных испытаний приняли на вооружение. Опыт работы над этим образцом был положен в основу совершенно новых, передовых проектов, например, межконтинентальных крылатых ракет "Буря" и "Буран". Впрочем, полигон близ казахстанского поселения Тюратам, известного ныне как космодром Байконур, строился с расчётом испытательных полётов этих огромных ракетопланов, выросших из небольшой "Кометы".

Но история космонавтики пошла по другому пути. Сергей Королёв разработал баллистическую ракету Р-7, которая вывела первый спутник, а затем и первого космонавта на орбиту. Специалисты считают, что до полёта Юрия Гагарина предпринимались попытки запустить человека в полёт именно на ракете. И всё же первые испытания самолётов-снарядов, проходившие в начале 50-х годов прошлого столетия в Крыму, стали предтечей современных летательных аппаратов, бороздящих космические просторы.

«Прогресс Приморья», № 15 (477) от 20.04.2018 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно