Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
26 апреля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Первый губернатор Камчатки

Продолжение. Начало в № 15

Ступени роста

Василий Степанович Завойко прожил долгую и яркую жизнь. Умер первый губернатор Камчатки в 1898 году, когда ему было далеко за восемьдесят. О том, как он начинал свою карьеру военного моряка, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах. В данном случае следует отметить одну важную деталь: 30 июня (12 июля) 1820 года в юном возрасте он сдает экзамены по наукам, "до морского дела относящихся", и производится в гардемарины Черноморского флота. Более того, в том же году гардемарин Завойко уходит в своё первое плавание на бриге "Мингрелия" под командованием капитан-лейтенанта М. Н. Станюковича. Это говорит о том, что ему в какой-то степени фартило, как говорят в народе, и он этим воспользовался сполна. В 1821–1826 годах набирающийся морского опыта юноша на бригах "Орфей" и шлюпе "Диана" крейсировал в Черном море. Заметим, 12 (31) января 1827 года, после окончания практического курса, молодой гардемарин Василий был произведён в мичманы (первое офицерское звание), с переводом с Черноморского на Балтийский флот и назначением в 14-й флотский экипаж. В том же году участвовал в Наваринском сражении. За отличие в бою 20 (8) октября 1827 года и личную храбрость его наградили орденом Св. Анны 3-й степени "с бантом". Вот как описывает подвиг юного моряка исследователь его биографии: "… первый свой орден в 1827 году за участие в знаменитом Наваринском сражении мичман Василий Завойко получил… в 15 лет! Тогда на борту фрегата "Александр Невский" он командовал четырьмя пушками в нижнем деке и был начальником первого капральства первого абордажного отряда. Русский фрегат вел бой сразу с тремя кораблями. Огонь "Александра Невского" был так губителен, что один турецкий фрегат был пущен ко дну, второй сдался. Завойко участвовал в его пленении. При спуске с ростр катера ядром перебило кормовые тали. Василий Завойко упал в воду, но выбрался на корабль. Завел новые тали, спустил катер и вместе с лейтенантом Боровицыным отправился на турецкий корабль. Привез флаг, капитана и офицеров. Затем Василий Завойко, уже самостоятельно, убыл с караулом сторожить закрытую в трюм команду. Ночью турки взбунтовались, пришлось вызывать подкрепление и развозить пленных по кораблям. Утром приказано было пушки заклепать, фрегат прорубить и потопить, что и было исполнено".

Дальнейшую службу молодой офицер проходил вначале на "Александре Невском", а затем на 20-пушечном корвете "Наварин", на котором в составе эскадры под командованием вице-адмирала Л. П. Гейдена принимал участие в блокаде Дарданелл. В 1831 году, вернувшись на родину, Василий Степанович две летние кампании крейсировал в районах Либавы и Данцига, плавая вначале на корвете "Наварин", затем на бриге "Гектор" в Балтийском море. 1 (13) февраля 1833 года Василий Степанович был произведён в лейтенанты и переведён на новейший 52-пушечный парусный фрегат "Паллада", которым командовал сам П. С. Нахимов.

Кругосветные плавания

В 1834–1836 годах на транспорте "Америка" совершил кругосветное плавание из Кронштадта на Камчатку и обратно. Определённую роль в жизни и службе будущего адмирала сыграла дружба с капитан-лейтенантом И. И. Шанцем, который организовывал эту экспедицию. Корабль побывал в Петропавловске-Камчатском, заходил в Русскую Америку, у Микронезии российские моряки открыли обитаемый атолл, обозначенный позже именем Шанца. За этот поход В. С. Завойко был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени.

В 1837–1839 годах на корабле Российско-американской компании (РАК) "Николай" под руководством опытного мореплавателя капитан-лейтенанта Е. А. Беренса он вновь отправляется в кругосветку и совершает переход из Кронштадта к северо-западным берегам Америки.

Правитель фактории

В 1840 году Завойко поступил на службу в РАК и в том же году был назначен правителем Охотской её фактории. Здесь он скоро убедился в неудобстве Охотского порта, откуда путь внутрь Сибири до соединения с речной системой Лены тянулся на расстоянии 1 000 вёрст (937 км) среди болот, вьючными тропами. В 1842–1844 годах, получив согласие компании на поиск места для обустройства другого порта, Завойко обследовал всё восточное побережье Охотского моря и Шангарские острова и остановился в бухте Аян (Аян – по-эвенски "залив"), в 300 верстах (281 км) к юго-западу от Охотска. В 1844 году на берегу залива были построены первые здания, а через год состоялся окончательный перенос фактории в Аян; указом правительства от 27 июля 1845 года поселение в заливе Аян было названо Аянским портом РАК. 26 января (7 февраля) 1844 года "за успехи на пользу Отечества" В. С. Завойко присвоен чин капитан-лейтенанта.

Во время изысканий места для нового порта русские впервые посетили устья реки Амур. Указание Завойко на значимость этой реки послужило толчком к организации экспедиции в 1846 году для исследования её устьев, которое привело впоследствии к присоединению к империи Приамурского края.

В том же, 1846, году В. С. Завойко известил Петербург о полной готовности нового, Аянского, порта. Отсюда вьючный путь от Аяна до реки Маи (системы реки Лены) не превышал 220 вёрст. За это был награждён орденом Св. Анны 2-й степени, а 23 октября (4 ноября) этого же года Василия Степановича произвели в капитаны 2-го ранга и назначили начальником новопостроенного военного и торгового порта. 3 (15) апреля 1849 года произведён в капитаны 1-го ранга.

Находясь с 1850 года в должности губернатора Камчатской области, Василий Степанович летом 1853 года был представлен к двум наградам – ордену Св. Георгия 4-го класса и Св. Анны 2-й степени "с императорской короной", что явилось признанием его трудов в освоении столь удаленного края. Именно во время губернаторства Василий Степанович проявил себя как бесстрашный воин, мудрый стратег и организатор: На Паратунских горячих ключах выстроен для больных проказою дом и карантин… Местная торговля, имевшая преимущественно меновой характер, производилась обманным образом, причём жертвою являлись камчадалы, не знавшие цены пушным товарам. Завойко поставил торговлю под надзор особого чиновника, на обязанность которого было возложено объявлять камчадалам стоимость их мехов и цену приобретаемых им товаров. Для охранения звериного промысла Завойко приказал прекращать его в начале марта… По его распоряжению из Аяна было привезено 300 коров, которые были розданы жителям Камчатки… Много внимания В. С. Завойко уделял разведению различных сельскохозяйственных культур. Губернатор обязал каждую городскую семью сажать не менее 10 пудов картофеля. Ежегодно осенью по его инициативе проводились сельскохозяйственные выставки.

Стратег и тактик

В 1853 году началась знаменитая Крымская война. России пришлось вести трудную битву против объединенных сил Англии, Франции, Турции и Сардинии. Основным театром военных действий стало Чёрное море, но ожесточенные бои велись и на Балтике, и на Белом море, и даже на Тихом океане. И вой­на, несмотря на огромные расстояния, не миновала В. С. Завойко. Рассказ о начальной стадии войны редакция газеты публиковала в прошлом номере издания. Завойко практически не имел вой­ск, поэтому "из волонтеров и охотников" собрал дружины (около 100 человек) и расположил их между только что построенными батареями №№ 2 и 4. В бухте находились парусный фрегат "Аврора" (под командой капитан-лейтенанта Ивана Николаевича Изыльметьева (позже – контр-адмирал) и транспорт "Двина". Морякам было приказано "обороняться до последней крайности, а, если устоять не возможно, сжечь суда", переправив экипажи на берег для защиты города и порта. Во время боя русскими было взято английское знамя. За этот подвиг во благо Отечества Василий Степанович получил очередное высокое воинское звание и два ордена.

В начале 1855 года решено было перенести военный порт из Петропавловска в устье Амура. Перевод порта начался в самый разгар войны. Суда выходили, прорубая лёд и готовясь в то же время к бою с неприятелем. Завойко с эскадрой, состоявшей из 1 фрегата, 1 корвета, 3 транспортов и 1 бота, с погруженным на них имуществом гарнизона и жителями Петропавловского порта, вышел в море для следования к устью Амура. 8 мая российские корабли, встретив в заливе Де-Кастри англо-французскую эскадру в составе трёх военных судов, вступили с ней в "огневое соприкосновение". Эскадра противника остановилась у входа в бухту, ожидая подкрепления, но в ночь с 9 на 10 мая русская эскадра под прикрытием тумана успела незаметно войти через Татарский пролив в устье реки Амура мимо сторожившего её неприятеля. 27 мая (8 июня) 1855 года Василий Степанович был назначен начальником морских сил, находящихся в устье реки Амур. 15 (27) сентября того же года Завойко был назначен там же начальником морских и сухопутных сил, а 30 ноября (12 декабря) за особенные заслуги в сибирском крае он был награждён орденом Св. Владимира 2-й степени и арендою по чину. Находясь в этой должности, он организовал строительство города Николаевска-на-Амуре, который был построен на месте Николаевского поста 14 ноября 1856 года в рекордные сроки – за два с половиной месяца. В декабря 1856 года Завойко получил перевод в Санкт-Петербург.

В зените славы

29 июля (11 августа) 1857 года Василий Степанович назначен на должность члена морского генерал-аудиториата (так тогда назывался Высший военно-морской суд); 23 апреля (5 мая) 1861 года произведен в вице-адмиралы; 19 апреля (1 мая) 1864 года награждён орденом Св. Анны I степени с мечами; 1 (13) августа 1867 года назначен состоять по морскому министерству; 1 (13) января 1874 года произведен в адмиралы; в 1884 году награждён орденом Белого орла; в 1890 году – орденом Св. Александра Невского.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 16 (478) от 27.04.2018 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно