![]() |
![]() |
||||
![]() ![]() |
|||||
|
|
С той поры минуло 80 лет…В прошлом номере газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России мы рассказали о событиях, произошедших 80 лет назад в районе озера Хасан. Стоит заметить, что боевые дейстия не ограничились этим конфликтом, годом позже монголо-советским войскам пришлось вести бои у реки Халхин-Гол. Как всегда в подобных случаях, японским самураям нужен был повод для разжигания конфликта на границе. И его придумали в конце 1931 года. Вначале минёры провели операцию по подрыву полотна железной дороги, и уже потом японские войска под этим предлогом оккупировали северо-восточную часть Китая – Маньчжурию. К власти марионеточного государства Мньчжоу-Го привели последнего китайского императора Пу И, и приступили к формированию некоего подобия вооружённых сил этого государства, состоявшего преимущественно из представителей племени баргутов. На востоке Маньчжоу-Го граничило с Монгольской Народной Республикой (МНР) – отсталой и малонаселённой страной, получившей независимость в 1921 году и прочно находившейся в орбите советского влияния. Пограничная линия проходила по малонаселённым территориям, повторяя старые административные границы Поднебесной империи. Однако самой Поднебесной империи уже не существовало, и карты, оставшиеся от неё, грешили неточностью. Понятно, что в такой ситуации географические соседи не могли не рассориться, особенно когда у одной за спиной поддержка Москвы, у другой – Токио. В 1935 году на спорном участке маньчжурско-монгольской границы начались столкновения. Яблоком раздора стал небольшой клочок пустынной земли. Этот клочок напоминал собой клык и вдавался вглубь Маньчжурии, ограничиваясь на востоке рекой Халхин-Гол. У крайней западной его оконечности находился небольшой населённый пункт Номонган, по названию которого японское командование и обозначило всю компанию. Монгольские войска, естественно, попросили помощи у мощного соседа – СССР. Противоречия усугубило строительство японской стороной железной дороги Халун – Аршан – Ганьчжур в обход горного хребта Большого Хингана. Планировалось конечной точкой сделать оконечность советско-китайской границы в районе Иркутска и озера Байкал. Так как на границе было неспокойно, и вероятность масштабной войны была реальной, эта магистраль могла стать главной, перерезавшей Транссибирскую магистраль, связывающую европейскую часть СССР с Дальним Востоком. Овладев Номонганским выступом, советское командование имело бы возможность оказаться в 2-3 километрах от маршрута предполагаемой трассы, и в случае острой необходимости могли её перерезать. Поэтому стратегически было выгодно организовать оборонительный рубеж именно здесь. Претензий по поводу строительства железной дороги японской стороне предъявить было невозможно, потому что заранее был известен ответ: мол, строим магистраль с целью "привнести в дикие азиатские степи свет цивилизации". Аргументов по претензиям на этот клочок земли тоже не было, по причине того, что на карте 1906 года, составленной ещё генштабом императорской России, и на физической карте 1918 года китайского генштаба эти земли относились к Внутренней Монголии, то есть к территориям, которые контролировали японцы и их союзники. Другое дело, что правовой статус марионеточного государства Маньчжоу-Го выглядел очень сомнительно. Однако и в МНР он был не безупречен. Пожалуй, по этой причине разрешить разразившийся конфликт можно было лишь силой оружия. Геополитические противоречия12 марта 1936 года, подписав с МНР протокол о взаимопомощи, советская сторона дала понять, что при необходимости встанет на защиту своего младшего брата. 25 ноября этого же года Берлин и Токио подписали так называемый антикоминтерновский пакт, направленный против дальнейшего распространения в мире коммунистической идеологии. Фактически это был первый шаг к заключению военного союза между двумя странами, направленного против СССР. Этот пакт стал раздражителем для США и Китая, которые тоже не симпатизировали коммунистической идеологии. Однако в большей мере здесь преследовались геополитические интересы. Насколько ослабнет на Дальнем Востоке СССР, настолько усилиться и Япония. В таком случае, понятно, что и китайцам, и американцам от самураев тоже досталось бы по полной. И это выяснилось очень скоро. В 1937 году, воспользовавшись пропажей своего солдата (так называемый инцидент на мосту Лугоуцяо), японцы вторглись в Китай, взяли Пекин, Нанкин, Шанхай и организовали ни много ни мало – два марионеточных правительства. Теперь оставалось лишь ждать, на кого будет направлен следующий удар: на США или СССР. В Токио, где правила "морская партия", склонялись к первому варианту. Генералов сухопутной Квантунской армии тянуло на север. С одной стороны, им не давали покоя лавры, обретённые 35 лет назад на полях Маньчжурии маршалом Оямой, генералами Куроки, Нодзу, Ноги и другими, с другой – учитывалось, что СССР помогает китайской армии военными советниками и оружием, причём помощь оказывалась не только коммунистам, но и генералиссимусу Чан Кайши, лидеру Гоминьдана. По мере того как борьба в Китае затягивалась, японцы принялись прощупывать советскую границу на прочность. Конфликты вспыхивали один за другим, самым масштабным из них стал конфликт, произошедший в конце июня – начале августа 1938 года на озере Хасан. О ходе боевых действий редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах. Напомним, Квантунской армии противостояла на этом участке Особая Дальневосточная армия (ОДВА) под командованием Василия Блюхера, первого обладателя ордена Красной Звезды. Стоит отметить, что тонус бойцов поддерживался постоянными локальными боестолкновениями на границе. Японцы приняли перебежчика, бывшего полпреда НКВД по Дальнему Востоку Генриха Люшкова, который поведал им немало интересного. И всё же хасанские события не убедили японское командование в правильности суждений о силе советских войск в этом районе, даже несмотря на временные локальные успехи. Японцы решили провести ещё одну разведку боем. Выбрав местом проведения боевых действия Халхин-Гол, где конфликт находился в замороженном состоянии, и главное, была прозрачной граница. Проходившие боестолкновениями с убитыми и ранеными с той и другой стороны то вспыхивали, то затухали в январе–марте 1939 года. В апреле наступило некоторое затишье, но после 8 мая стычки возобновились. Монгольские пограничники защищали границу храбро до того времени, пока на поле боя не появились японские бронемашины. Тогда монгольское командование запросило помощи у "большого брата". В дело ступил 57-й особый стрелковый корпус комдива Николая Фекленко, и самураям снова пришлось ретироваться, взяв недельный тайм-аут. За это время группировка полковника Ямагаты увеличилась до 1 680 штыков, 900 сабель, 75 пулемётов, 18 орудий, 6-8 бронемашин и одного танка. Численность советско-монгольских сил была меньше – 668 штыков и 260 сабель, орудий – 20, бронемашин – 39. На протяжении всей компании советское командование сохраняло превосходство в технике, действовало не числом, а умением. Самураи делали ставку на внезапность, прорыв, доблесть, так как техники у них было не так много, и применять её массированно, концентрируясь на направлении главных ударов, они не пытались. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 26 (488) от 06.07.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |