Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
06 июля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

В гостях у «Аскольда»

. Автор - Елена Кулеба

Автор фото — Елена Кулеба

Пятничным летним днем группа молодых специалистов Арсеньевской авиакомпании "Прогресс", лидирующего предприятия Приморского  регионального отделения Союза машиностроителей России, отправилась в гости к своим коллегам, которые трудятся на не менее прославленном градообразующем предприятии – заводе "Аскольд". Поводом для экскурсии стало открытие здесь нового музея истории предприятия.

На проходной машиностроительного завода коллег-авиастроителей уже ждал председатель первичной организации Совета ветеранов ПАО "Аскольд" Владимир Васильевич Потапенко. "Для меня "Прогресс" – родной, было время, когда я курировал его, работая в горкоме. И с Николаем Ивановичем Сазыкиным нас связывала очень крепкая и долгая дружба, – поделился он с ребятами. – Поэтому я очень рад видеть вас у нас в гостях".

По дороге в новый музей Владимир Васильевич рассказал еще много интересных историй, после чего "передал" своих подшефных руководителю музея истории и трудовой славы завода "Аскольд" Татьяне Анатольевне Халимановой.

Зайдя в музей, экскурсанты сразу поняли, что их здесь ждали – причем с волнением и огромным уважением. Татьяна Анатольевна встретила своих гостей с искренней улыбкой и теплотой, и, что очень примечательно, включила для авиастроителей гимн их родного предприятия – чтобы они чувствовали себя как дома. Да и само помещение оказалось очень светлым, уютным, современным и "теплым".

"Раньше наш музей располагался в другом здании – на пятом этаже, – рассказала Татьяна Анатольевна. – Помещение там было значительно больше, а вот добираться до него посетителям, особенно деткам и ветеранам, было неудобно: очень уж высоко. Поэтому руководство предприятия в 2014 году приняло решение перенести музей в новое здание заводоуправления на первый этаж".

Дело оставалось "за малым" – Татьяне Анатольевне было доверено полностью переработать информационный стендовый материал, выставочные экспозиции, обновить и оформить экспонаты, продумать планировку и дизайн залов музея и многое другое… Одним словом, работа была проделана огромная. "Я много лет работаю на "Аскольде" в должности начальника отдела маркетинга, и в музейном деле у меня опыта практически не было. Основным помощником и учителем стал Интернет с его рекомендациями по созданию музеев. И вот, по истечении трех лет кропотливой работы, 10 февраля 2018 года к 75-летию нашего предприятия задача была выполнена – музей принял первых своих посетителей, гостей из разных регионов России, прибывших на юбилей! Позже при разработке положения о музее и других специализированных документов я обратилась за помощью к специалисту музея "Прогресса" Татьяне Болотниковой и очень ей благодарна за ее советы и неоценимую помощь".

Собственно, в ходе общения у Татьяны Болотниковой и возникло желание привести сюда своих коллег-авиастроителей. Идеей она поделилась с руководителем пресс-службы авиакомпании Юлией Бушуевой, и сообща, за довольно короткий срок ими была набрана команда любознательных "первопроходцев" из числа молодых специалистов "Прогресса".

Впрочем, вернемся к экскурсии. С первых минут Татьяна Анатольевна завладела вниманием ребят, благодаря горящим глазам и нескрываемой любви к родному предприятию, с которыми она рассказывала об истории создания и становления "Аскольда", заслуженных наградах коллектива, производимой им легендарной продукции, интересных фактах и уникальных экспонатах… История машиностроительного предприятия действительно очень богатая и интересная, и уместить ее в одну статью, к сожалению, не удастся, но хотя бы несколькими фактами хотелось бы поделиться.

Мало кто знает, что машиностроительный завод "Аскольд" получил свое нынешнее название только в 1967 году, именуясь до этого сначала Государственным Союзным заводом № 515, а затем – "Арсеньевским арматурным заводом "Клинкет". Имя "Аскольд" предприятие получило по инициативе министра судостроительной промышленности СССР в честь одноименного бронепалубного крейсера Российского императорского флота, имеющего славную боевую историю. Макет этого легендарного крейсера занимает в музее предприятия одно из центральных мест.

Интерес авиастроителей вызвали также фотографии, макеты, книги и реальные экспонаты продукции, производимой на предприятии в разные годы. Первой продукцией "Аскольда" были мины, авиабомбы, снаряды и гранаты – на завод приходили готовые корпусы, а сотрудникам предприятия была поручена трудная и почетная задача по их начинению взрывчаткой. Чуть позже, в послевоенные годы, у завода появилась другая важная правительственная задача – освоить выпуск судовой арматуры. Изношенные войной корабли требовали текущего и капитального ремонта, и "Аскольд" успешно помогал решать эту важнейшую задачу. Шли годы, завод уверенно развивался, и встал вопрос об освоении новых видов продукции. Министерством судостроения было предложено несколько вариантов, но решением заводского техсовета ИТР к освоению была утверждена навигационная гирокомпасная система "Курс-4", которая впоследствии приобрела мировую известность – "Аскольд" поставлял ее в 25 различных стран мира! Выпускались на "Аскольде" и различные автопилоты для крылатых ракет морского базирования и другая уникальная приборная продукция. Но все изменилось с приходом перестройки – часть производств была закрыта, и предприятию пришлось искать новые "пути преодоления". В те годы "Аскольд" стал выпускать трубопроводную арматуру, сельхозтехнику, полиграфическое оборудование нового поколения, а также товары народного потребления – замки, зонты, смесители. Кстати, отменного качества – многим арсеньевцам они служат до сих пор!

В разные годы на заводе выпускались и такие изделия, которые смело можно отнести к произведениям искусства, например, значки, спортивные медали и кубки авторства сотрудника "Аскольда" Николая Михайловича Харченко, которые "расходились" по всему Дальнему Востоку и отличались очень интересным и необычным дизайном. А в 2015 году на предприятии отлили в бронзе памятник Александру Пушкину, созданный на "Аскольде" всемирно известным скульптором Яковом Шапиро! Сегодня этот памятник украшает г. Уссурийск.

Одним словом, рассказывать про "Аскольд" можно много и долго, но, перефразируя известное выражение, лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать. Тем более что в музее истории "Аскольда" рады всем желающим! А для тех, кто хочет найти дополнительную информацию или уточнить какие-то факты о предприятии, в музее есть возможность поработать с его электронными архивами – для этого здесь оборудовано уютное рабочее место с компьютером и плазменным экраном телевизора.

Завершилась экскурсия по музею памятным общим фото, которое впоследствии будет размещено в гостевой книге вместе с отзывами авиастроителей. Но знакомство с предприятием на этом не закончилось – далее молодые специалисты "Прогресса" вместе с Владимиром Васильевичем и Татьяной Анатольевной отправились по производственным цехам предприятия, где смогли своими глазами увидеть, чем живет завод сегодня, какие изделия выпускает, познакомиться с коллегами и узнать еще много интересного.

В завершение хотелось бы искренне поблагодарить наших коллег с завода-побратима за теплый прием и увлекательный рассказ. "Аскольд" останется в нашем сердце навсегда!

«Прогресс Приморья», № 26 (488) от 06.07.2018 г.

Светлана Макаренко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно