Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
26 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Поёт морзянка за стеной весёлым дискантом

Продолжение. Начало в № 28

Продолжая тему развития связи в нашей стране, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России акцентирует внимание своих читателей на том, что именно огромные расстояния государства подтолкнули к постройке на Дальнем Востоке вышек и оборудования для обеспечения надёжной скоростной связи. И первыми, кто нуждался в связи с центром, были, естественно, военные люди, которые стояли на охране государственной границы России.

Н. А. Скрицкий отправляется в командировку в Берлин для оформления контракта на поставку радиоаппаратуры для Петропавловска-Камчатского и Николаевска-на-Амуре. В соответствии с контрактом, общество обязывалось "изготовить, испытать, доставить в Николаевск и Петропавловский порт с открытием навигации 1910 года все необходимые приборы двух радиотелеграфных станций, устроить затем таковые и установить радиотелеграфное между ними сообщение". И в том, что аппаратура была тщательно выверена, без малейшего брака, отлично упакована и вовремя отправлена на Восток, – несомненная заслуга Николая Александровича Скрицкого. Последняя радиостанция, которую он проектировал и строил уже в 1917 году, располагалась в районе Владивостока, на острове Русском, и намного превосходила Николаевскую и Петропавловскую станции. Одних мачт было установлено десять штук высотой по 110 метров. Достроена радиостанция была уже в советское время.

В конце июля 1910 года на германском пароходе вместе с заказанной аппаратурой в Николаевск прибыли два инженера-наладчика. Строительство двух зданий для нужд радиостанции было закончено осенью того же года, после чего в одном из них, служебном, начался монтаж аппаратуры. Снаружи на территории станции летом того же года были установлены две металлические башни решетчатой конструкции на трех независимых бетонных фундаментах каждая. Высота башен – 75 метров, база основания (разнос между фундаментами) – 24 метра по каждой грани. Такие пропорции гарантировали устойчивость высотных сооружений.

В октябре 1910 года монтаж обеих радиостанций был завершен. Их испытания начались 23 октября и закончились 9 ноября подписанием документа по окончательной приемке, после которой правительство России выплатило обществу "Сименс и Гальске" 107 254 рубля. Радиопередатчики, установленные фирмой "Телефункен", работали по принципу "звучащей искры" и имели мощность по 5 кВт. Источником питания служили керосиновые двухцилиндровые двигатели Гарднера мощностью в 20 лошадиных сил. Обе станции работали в диапазоне длинных волн на волне 2 000 метров; дальность действия составляла днем 1 200 километров, а ночью – 2 400 километров. Каждая станция имела аппаратуру по приему радиограмм на слух (при скорости 15 слов в минуту) и на ленту телеграфного аппарата Морзе (5 слов в минуту), а также аппараты для автоматического приема сигнала вызова.

Расстояние между антенными мачтами составляло 175 метров. Антенная сеть состояла из 12 бронзовых проводников диаметром 3 миллиметра. Общая протяженность всех проводов, образующих антенную систему, достигала почти трех километров. Для связи с морскими судами, находящимися в радиусе действия станций, все береговые станции (в том числе и Николаевская) были оснащены дополнительными радиопередатчиками мощностью 1 кВт, дальность действия которого не превышала 450 верст (480 километров).

10 ноября 1910 года между Николаевском-на-Амуре и Петропавловском-Камчатским открылось радиотелеграфное сообщение общего пользования. Удаленный северо-восток стал намного ближе к Приамурью и Восточной Сибири.

Прошло буквально несколько лет, и в строй действующих дальневосточных станций общего пользования вошла еще целая группа радиостанций: 21 октября 1912 года – Охотская, Наяханская (недалеко от Гижиги) и Анадырская; 7 декабря того же года – Кербинская и 20 февраля 1916 года – Сахалинская. Все они производили свой обмен в основном с радиостанцией Николаевска, которая размещалась на территории военного укрепления – Николаевской крепости – недалеко от самого города. Начиная с 1912 года Николаевская радиостанция по интенсивности радиообмена выходит на первое место в Российской империи: имея выход в телеграфную сеть страны, она отправляет почти всю радиотелеграфную корреспонденцию Дальнего Востока. В 1913 году радиотелеграфный обмен станции превысил 1 миллион слов в год, хотя штат ее сотрудников увеличился незначительно. Например, в 1914 году на станции работало всего 11 человек: заведующий (он же старший механик) отставной штабс-капитан С. А Максимович-Григоренко; трое почтово-телеграфных чиновников 3-го разряда и по одному – 5-го и 6-го разрядов; трое машинистов (надсмотрщиков) высшего разряда и два сторожа.

До осени 1918 года Николаевская радиостанция стабильно снабжала информацией и представителей всех существующих в тот период правительств, и местное население: 1910–март 1917 года – царское правительство, март 1917–январь 1918 года – представителей Временного правительства, январь–начало сентября 1918 года – областной Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 29 (491) от 27.07.2018 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно