Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
26 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Неуловимая «Пиранья»

Окончание. Начало в № 28

О том, как на заре отечественного судостроения наши военные инженеры воплощали в жизнь мечту о подводном плавании, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала своим читателям неоднократно. Однако о таком уникальном проекте, как "Пиранья", мы рассказываем впервые.

Немагнитный корпус, установленные на амортизаторах малошумные механизмы и совершенная акустическая защита обеспечивали "Пиранье" непревзойдённые характеристики скрытности. На учениях в Балтийском море эскадренный миноносец и большой противолодочный корабль, ориентированные на поиски подводной лодки, не смогли её обнаружить. Когда подлодке дали команду на всплытие, та поднялась в двух кабельтовых (360 метров) от разыскивавших её кораблей. На такой дистанции "Пиранья" могла из подводного положения либо выпустить диверсантов для укрепления мин к днищам, либо расстрелять корабли в упор – никакие средства защиты помочь в данном случае не могли.

Комплекс вооружения подводной лодки размещался в средней части надстройки и состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (четыре буксировщика типа "Протон" или два транспортировщика типа "Сирена-У") и двух устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ с ядерными боеголовками, либо две решётки для 400-милиметровых торпед "Латуш" (специальный вариант торпеды СЭТ‑72), используемых "самовыходом" на всём диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер заполнился забортной водой и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения преду­сматривался выдвижной лоток. Привод и органы управления выдвижного лотка располагались внутри прочного корпуса. Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решётки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мины вперёд по ходу подлодки. Предусматривалась также возможность размещения торпеды вместо мины. Радиоэлектронное вооружение было специально разработано для этого проекта. На "Пиранье" был установлен малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП‑60 "Радиан-М", а также гидроакустический комплекс МГК‑13С "Припять-С".

Экипаж ПЛ

Экипаж подводной лодки проекта "Пиранья" состоял из трёх офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Причём каждый из членов экипажа выполнял сразу несколько обязанностей. Командир был одновременно штурманом, врачом и торпедистом. Помощник капитана по ЭМЧ был гидроакустиком, химиком и оператором РЛС. Помощник капитана по РЭВ обслуживал ГАС, РЛС, минно-торпедное вооружение и обеспечивал связь. Все члены "Пираньи" были взаимозаменяемыми. Получалось, что они выполняли обязанности пятидесяти-шестидесяти человек (как на обычной дизельной подводной лодке). Специалисты отмечают, что уровень подготовки экипажа проекта 865 фактически превосходил уровень подготовки экипажа космического корабля. Вовсе не случайно, что в ходе эксплуатации ПЛ для каждой лодки было сформировано по два сменных экипажа, предназначенных для обслуживания обеих лодок. Кроме них на борт принималась разведывательно-диверсионная группа, состоящая из шести боевых пловцов. Они являлись самым смертоносным оружием "Пираньи". Выход боевых пловцов осуществлялся в пределах глубин до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, боевые пловцы имели возможность использовать подаваемую с неё по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах.

Помимо задач, обычных для морских диверсантов, как то – скрытное проникновение во вражеские военно-морские базы, ведение разведки, минирование кораблей, перед боевыми пловцами ставились и другие задачи. Например, как в случае необходимости выходить на берег для уничтожения важных объектов противника (штабов, командных пунктов, пунктов управления пуском баллистических ракет, складов боеприпасов). Поэтому, помимо чисто водолазной подготовки и знания подрывного дела, подводные диверсанты получили и отличную общевойсковую подготовку, а также умели метко стрелять и вести рукопашный бой.

"Пиранья" на съёмочной площадке

Всего было построено две подводные лодки проекта 865. С 1989 года одна из них, МС‑520, находилась в Лиепае, где подчинялась командиру 22-й бригады подводных лодок. Особого энтузиазма командование соединения от присутствия ПЛ специального назначения не испытывало, так как выходы её в море были сопряжены с определёнными трудностями, а боевая подготовка по своей специфике была сложной. По водоизмещению "Пираньи" относились к кораблям 3-го ранга – соответственно, были и "потолки" по званиям. Например, командир ПЛ проекта 865 мог получить звание только капитана 3-го ранга, его помощник – капитан-лейтенанта. Таким образом, офицеры "перехаживали" в своих званиях, но уйти на другой корабль было нереально с учётом их уровня подготовки, так как заменить их было просто некем. Так сказать, товар был штучный. Несколько позже приказом Министерства обороны разрешалось присваивать командирам "Пираний" звание капитана 2-го ранга. К тому времени началась пресловутая перестройка и развал флота. Дальнейшее строительство сверхмалых лодок в СССР застопорилось, а потом и вовсе прекратилось. В итоге серия ограничилась двумя единицами – опытной МС‑520 и головной МС‑521, сданной флоту в декабре 1990 года.

Чертежи и макеты лодки были показаны в феврале 1993 года на выставке оружия в столице Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) Абу-Даби, где вызвали неподдельный интерес у представителей зарубежных военно-морских флотов. Было принято решение о предложении этих ПЛ для продажи. Интересен тот факт, что одна из лодок проекта 865 приняла участие в съёмках фильма "Особенности национальной охоты".

«Прогресс Приморья», № 29 (491) от 27.07.2018 г.

Юрий Тихий

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно