Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 сентября, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Миль, небо, вертолёт…

Продолжение. Начало в № 32

Миль работал с отличными специалистами, занимался любимым делом, изучал автожиры и геликоптеры, его душой тянуло в небо – туда, где птицы рассекают крылом воздух. В ЦАГИ Михаил Леонтьевич довольно быстро добился небывалого успеха, став в 23 года начальником первой бригады, которая занималась экспериментальными исследованиями автожиров и геликоптеров. Он мечтал о том, чтобы самому подняться в воздух на одном из летательных аппаратов. Увы, но летать на геликоптере было всё ещё невозможно, так как конструкция не была доведена до совершенства. В воздухе геликоптер мог находиться несколько минут, затем приходилось устранять поломки и недоработки. Иной была ситуация с автожирами: они свободно и уверенно держались в воздухе. Миль занимался конструированием лопастей для автожиров, экспериментальными и аэродинамическими исследованиями. Он позже писал, что автожир помог вертолёту преодолеть "детские болезни первых конструкций вертолётов".

Стоит сказать, что Миль хорошо знал историю создания геликоптеров. Первое упоминание о "вертикально взлетающем в воздух устройстве" появилось в 400 году до н. э. в Китае. Был описан довольно примитивный принцип действия, по этой причине говорить о первом факте упоминания о вертолётах было бы не совсем корректно. Впрочем, существовало довольно много схем летательных аппаратов; гениальный Леонардо да Винчи, например, в 1475 году оставил потомству одну из схем летательного аппарата. Российский учёный Михаил Васильевич Ломоносов тоже занимался разработкой летательного аппарата для вертикального взлёта с помощью соосных винтов.

Если говорить о первом настоящем вертолёте в современном понимании, то этот проект удалось впервые осуществить в 1907 году двум братьям Луи и Жаку Бреге. Gyroplane имел вес 578 килограммов. Братья смогли поднять аппарат вертикально в воздух, однако полёт, если это можно назвать полётом, продлился лишь минуту. Отечественный конструктор Борис Николаевич Юрьев в 1912 году построил модель одновинтового геликоптера с рулевым винтом, который парировал крутящий момент несущего винта, проще говоря, не позволял аппарату крутиться вокруг собственной оси. По данной схеме сегодня строятся большинство вертолётов в мире. Банальная история – Юрьеву не хватило финансовых средств для продолжения своих разработок.

Но жизнь на месте не стоит, и 1927 году в ЦАГИ создали отдел особых конструкций (ООК), или "геликоптерную группу", которую возглавил авиационный конструктор Алексей Михайлович Черёмухин. Задача ООК состояла в том, чтобы создать первый советский геликоптер. Что и говорить, задача стояла наисложнейшая, потому что подобный опыт на протяжении долгого времени заканчивался неудачей. В начале 1950 годов Н. И. Камов назвал геликоптеры вертолётами. В ЦАГИ общее руководство по созданию геликоптера 1-ЭА поручили академику Б. Н. Юрьеву, и одна из попыток удалась, мировым рекордом подъёма в воздух летательного аппарата стали 18 метров. До маневрирования машины в воздухе было ещё далеко. Научить летать геликоптер предстояло А. М. Черёмухину. 

На проектирование и строительство геликоптера ушло несколько лет, и вот в 1930 году состоялся самый настоящий первый полёт. Геликоптер ЦАГИ 1-ЭА, разработанный Курочкиным, весил 1 145 килограммов. И эту махину удалось заставить летать! Утром Алексей Михайлович продемонстрировал ход геликоптера, на изготовление которого он потратил немало интеллектуальных и эмоциональных сил. 

В первом испытательном полёте были показаны все элементы работы летательного аппарата, ставшие классикой: руление, подлёт на высоте, поворот вправо, горизонтальный полёт на высоте, висение, вертикальная посадка. 

Юный тогда Миль всё это увидел своими глазами. Это на самом деле было небывалое событие не только в практике отечественной, но и мировой авиации. 

Полёты ЦАГИ 1-ЭА продолжались, в конструкцию вносились изменения, доработки, с каждым разом характеристики улучшались. По статистке, до 1932 года официально зарегистрированным мировым рекордом в попытках поднять летательный аппарат оставался результат 18 метров. Наши конструкторы доказали, что на ЦАГИ 1-ЭА вполне возможно побитие рекорда. 

И это случилось; 14 апреля 1932 года Черёмухин сел в машину 1-ЭА и включил мотор. Винты вертелись с нарастающей скоростью. Вертолёт оторвался от земли и поднялся в воздух. Когда машина достигла высоты 605 метров, посчитали, что лучше не рисковать и посадить вертолёт на землю. Решение было принято правильно: неожиданно машина стала падать, посадка получилась жесткой. Но мировой рекорд был побит! 

Первый полёт на геликоптере осуществил наш инженер-конструктор Алексей Михайлович Черёмухин, он и его коллеги совершили подвиг – их конструкция поднялась на небывалую по тем временам высоту.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 36 (498) от 14.09.2018 г.

Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно