Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
12 апреля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Имя на борту корабля

Северный морской путь на протяжении многих десятилетий вызывал споры между государствами. 

Казалось бы, бесконечные льды, сотни километров безмолвия, бессчётное количество белых медведей, долгие холода, скованные льдами просторы. Однако, как утверждают исследователи, в глубинах Северного Ледовитого океана хранятся полезные ископаемые, которых хватит на долгие годы вперёд. Россия никогда не оставалась в стороне от своего присутствия на этой территории, и показательным является факт строительства мощных ледокольных судов, которым как говорится, нипочём плотные арктические льды. Неслучайно отечественный пароход "Красин" стал главным участником событий по спасению итальянской экспедиции Нобеля, которая затерялась во льдах. Уже тогда в начале двадцатых годов прошлого столетия страна Советов заявила о своих притязаниях в освоении Севморпути. В дальнейшем появились люди, называвшие себя полярниками. К их числу принадлежит И. Д. Папанин, о жизни которого редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала в одном из номеров. Именами этих людей и не только стали называть строившиеся суда.

Мобилизационные варианты вооружения предусматривались и для советских атомных ледоколов послевоенной постройки. Первый в мире атомный ледокол "Ленин" проекта 92, например, в военное время мог нести счетверенные 45-миллиметровые автоматы СМ‑20-ЗИФ. Атомоходы типа "Арктика" (проектов 10520 и 10521), два из которых находятся в эксплуатации и сейчас, могли оснащаться более серьезным вооружением: двумя спаренными 76-миллиметровыми артиллерийскими установками АК‑726 или двумя одноствольными универсальными орудиями АК‑176 того же калибра и четырьмя шестиствольными автоматами АК‑630, а также стрельбовыми постами ПЗРК "Стрела" или "Игла".

Надо полагать, что конструкторы современных дизель-электрических ледоколов проектов 21900 и 21900М, линейного ледокола 22600 (ЛК‑25) и самых мощных в мире сокрушителей льдов атомоходов – проекта 22220 (ЛК‑60Я) "Арктика II" – тоже не забыли о мобилизационных возможностях своих детищ.

Однако сегодня превращение любого гражданского судна в военное требует достаточно длительных сроков, финансовых затрат, а также подготовленных кадров на верфях. В условиях острого дефицита времени такое переоборудование может закончиться к моменту, когда нужда в мобилизационных вариантах по разным причинам отпадет.

Вот почему военные моряки и пограничники приарктических государств со времен Второй мировой войны проявляют интерес к боевым ледоколам и патрульным ледокольным кораблям. Моду в этой сфере задали американцы. В 1942 году на верфях компании Western Pipe and Steel в калифорнийском Сан-Педро для ВМС и береговой охраны США началось строительство дизель-электрических ледоколов типа Wind ("Ветер") по проекту известной конструкторской фирмы Gibbs & Cox. С 1944 года они стали поступать заказчикам. Это были корабли полным водоизмещением 6 515 тонн, длиной 82 метра и шириной 19,4 метра. Ледоколы развивали максимальную скорость хода в 16,8 узла и имели "сумасшедшую" даже по нынешним временам дальность плавания – 32 485 миль (52 280 километров) на 11,6 узла. В качестве линейных ледоколов они не очень годились, но могли преодолевать льды толщиной более метра.

Главной задачей "ветров" был поиск и уничтожение в Арктике фашистских метеостанций, передававших данные о состоянии погоды штабам Люфтваффе и Кригсмарине, а также сопровождение конвоя в полярных водах. Вооружение у них было весьма серьезным. Первые четыре корабля оснащались двумя спаренными 127-миллиметровыми универсальными артиллерийскими установками, тремя счетверенными 40-миллиметровыми зенитными установками, шестью 20-миллиметровыми автоматами и крупнокалиберными пулеметами M2 Browning. Не был слабым и их противолодочный арсенал: реактивный бомбомет Hedgehog ("Еж"), Y-образный бомбомет и два бомбосбрасывателя. Имелся также гидросамолет-разведчик Grumman J2F Duck ("Утка").

Восьмой корабль серии по несколько измененному проекту был собран в Канаде на верфи фирмы Marine Industries для береговой охраны этой страны. А пятый, шестой и седьмой корпуса тоже по модифицированной версии построили на Western Pipe and Steel для передачи по ленд-лизу Советскому Союзу. У них был изменен состав вооружения, но не потому, что 127-миллиметровый калибр не использовался ВМФ СССР, а, скорее всего, потому, что Соединенные Штаты просто не хотели поставлять союзнику образцы очень удачных спаренных универсальных орудий этого калибра. В итоге три советских "Ветра" получили три 76-миллиметровых универсальных орудия и восемь одноствольных 40-миллиметровых автоматов. В конце 1944 года три предназначенных для Советов ледокола переименовали. Southwind стал "Адмиралом Макаровым", Northwind – "Северным ветром", а потом с 1946 года – "Капитаном Белоусовым", Westwind – "Северным полюсом".

В войне советские "Ветры" поучаствовать не успели в связи с окончанием боевых действий, и их разоружили. До конца 1940-х – начала 1950-х годов они использовались в интересах народного хозяйства. Затем их вернули Соединенным Штатам, где их опять вооружили и передали береговой охране. Срок службы ледоколов был рассчитан на 20 лет, однако эти очень удачные корабли использовались значительно дольше. Последний Wind – Northwind, он же "Капитан Белоусов", – был списан в 1989 году, то есть прослужил 44 года.

Естественно, опыт эксплуатации "ветров" пригодился советским военным морякам, особенно пограничникам. Для них еще до войны спроектировали и начали строить на ленинградском "Судомехе" (ныне – Северная площадка "Адмиралтейских верфей") пограничный сторожевой корабль первого ранга ледового плавания "Пурга" проекта 52 разработки ЦКБ‑32 (ныне – "Балтсудопроект"). Война помешала завершению работ, и корпус ПСКР был законсервирован.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 14 (527) от 12.04.2019 г.

Клим Углов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно